Англия

4 февраля 2019, 20:00

"Венгер сказал Шаве: поиграй пару лет у нас, а потом можно и в "Барсу". Как Аршавин переходил в "Арсенал"

Виталий Айрапетов
Корреспондент
Голливудские подробности великого трансфера

10 лет назад состоялся один из самых громких трансферов российского футболиста – Андрей Аршавин перешел из "Зенита" в лондонский "Арсенал". Сопровождал эту сделку агент Дэннис Лахтер. "СЭ" расспросил его о деталях той истории.

"Тоттенхэм" предлагал 16 миллионов четырьмя платежами

– Летом 2008 года сорвался переход Аршавина в "Тоттенхэм". Что произошло?

– Дело в том, что пока Андрей играл в "Зените", там трижды менялось руководство. Ему говорили, что как только поступит достойное предложение, его отпустят. Время показало: это было не совсем так.

– Почему?

– Нужно понимать, что "Зенит" был зависим от Аршавина. Но в итоге Александр Валерьевич Дюков понял, что нет смысла удерживать Андрея. Прагматично отнесся к желанию игрока перейти в более сильный чемпионат. Футболист уже не находил мотивации выступать в России. С "Зенитом" он выиграл чемпионат России, Суперкубок страны, Кубок УЕФА, Суперкубок Европы.

В 2008-м здорово проявил себя в Лиге чемпионов. На игре с "Реалом" в Питере присутствовал Арсен Венгер и еще раз убедился, что Аршавин ему нужен. В той встрече Андрей действительно выдал несколько фееричных отрезков, на замахах сажая на пятые точки топовых защитников.

– А почему сорвался переход в "Тоттенхэм"?

– Сначала хочу сказать, что в "Зените" к Аршавину относились с большим пиететом. Некоторые менеджеры, которые были старше футболиста, часто называли его по имени отчеству – Андрей Сергеевич. Поэтому у него складывалось впечатление, что препятствий в отъезде в Европу не будет. Но когда не сложилось с "Тоттенхэмом"…

– Наступило разочарование?

Даниэл Леви постоянно звонил. Хуанде Рамос хотел видеть Андрея в своей команде и разговаривал с ним по телефону. "Шпоры" сделали официальное предложение "Зениту" в июле 2008 года в размере 16 миллионов евро. Эту сумму они готовы были выплатить в четыре платежа. Но "Зенит" отказал из-за неприемлемости выплат в несколько траншей. После чего петербургский клуб официальной бумагой уведомил меня, что с "сегодняшнего дня" сумма отступных за трансферные права Аршавина будет не менее 30 миллионов.

– Что было дальше?

– 29 августа "Зенит" играл за Суперкубок с "Манчестер Юнайтед" в Монако. На матч приехали люди из "Тоттенхэма" и "Интера" по поводу Аршавина. Кроме того, прилетел доверенный человек от Арсена Венгера. В "Зените" сказали: до игры не будем разговаривать, а после матча сослались на то, что приглашены на банкет. В общем "купцы" улетели ни с чем. Помню, Шава мне звонит: "Ну как, о чем договорились?" Отвечаю: "Ни о чем…"

– Реакция Аршавина?

– Где-то неделю Андрей вообще не хотел общаться. Шава прекрасно понимал, что он уже не мальчик и время работает против него. Еще полгода-год – и он останется в России. Созвонившись через неделю после закрытия трансферного окна, решили, что нам надо занять более жесткую позицию и во что бы то ни стало уехать зимой в Европу.

– И вы решили показать зубы? В ноябре Аршавин дал интервью "Спорт-Экспрессу", в котором заявил: "Если меня не отпустят, буду числиться в "Зените", но только на бумаге".

– Да, так и было. Шава мне сказал: "Все, я готов идти до конца!" Ответил ему: "Тебе нужно максимально выложиться в оставшихся играх Лиги чемпионов, чтобы не пропал интерес со стороны зарубежных клубов". Решил обратиться к английским журналистам. Как раз в это время в Лондоне, в отеле Landmark проходила традиционная конференция спортивных изданий Великобритании. Собрав импровизированный телефонный брифинг, дал возможность задать мне вопросы нескольким газетам – материалы вышли практически одновременно. Российская пресса опубликовала перевод у себя. Помню, сказал, что крепостное право в России отменили еще в 1861 году.

– Как отреагировал "Зенит"?

– Клуб вышел на меня и предложил пообщаться накануне последней игры Лиги чемпионов с БАТЭ. Приехал в "Кемпински". Сидим в гостинице втроем – с Дюковым и Аршавиным. Александр Валерьевич всегда очень корректен, говорил, что понимает нашу ситуацию, но Андрея заменить будет очень тяжело. Есть интересы клуба. Шава не выдержал: "Все ясно. Мои интересы – это мои интересы". И демонстративно ушел. Дюков повторил мне: "Нужно находить компромисс. Я понимаю Андрея, но есть еще и интересы клуба…"

К Жозе Моуринью в "Интер" Андрей Аршавин не хотел. Фото AFP
К Жозе Моуринью в "Интер" Андрей Аршавин не хотел. Фото AFP

Шава не особо стремился в "Интер" к Моуринью

– Что вы ответили?

– Что Аршавин исчерпал мотивацию, всего тут добился. Напомнил, что до этого интерес проявляла "Барселона" и другие клубы.

– Какие?

– "Интер" Моуринью. Но Шава туда не особо стремился. Еще был веселый "Гамбург" с Ивицей Оличем и ван дер Вартом в составе. Однако Андрею этот вариант тоже не подходил. Осознавая, что от конфронтации никто не выиграет, Александр Валерьевич дал мне понять, что постарается помочь, если у нас будет конкретное предложение. При этом подчеркнул: надо, чтобы было уплачено все и сразу.

– Расскажите, почему Аршавин не перешел в "Барселону"?

– На одном из футбольных форумов встретился со спортивным директором "Барсы" Чики Бегиристайном. Он спрашивал: "Это правда, что Аршавин мечтает играть в "Барселоне?". Я подтвердил.

– И что Бегиристайн?

– Заявил, что Андрей в списках, что за ним следят. Это было за полтора месяца до чемпионата Европы-2008. Контактов с "Барсой" больше не было. Единственное – Чики меня тогда заверил, что если они договорятся с "Зенитом", по личным условиям Аршавина никаких проблем не возникнет.

– Не договорились?

– Сами знаете, какие игры Шава выдал на чемпионате Европы. Особенно с Голландией. Все в шоке были! И тут Бегиристайн меня набирает и говорит: "У нас не получилось. Мы сделали "Зениту" предложение по Аршавину в размере 30 миллионов. Но ответ нас не устроил".

– Когда на вас вышел лондонский "Арсенал"?

– В "Арсенале" всегда очень сильные переговорщики. Иногда, скрупулезно изучая потенциального оппонента в переговорах, они нанимают экспертов по конкретной стране. Летом лондонцы и Венгер прекрасно понимали, что им нереально тягаться с другими клубами, и они не "вывезут" сделку по Аршавину. Поэтому выбрали выжидательную тактику и затаились.

На тот момент в совете директоров "Арсенала" сидело 8 дедушек, младшему из которых было 73 года. Самый "английский клуб", как принято считать в премьер-лиге… Они никогда не делали резких движений в плане трансферов, принятие решений на эмоциях – не для них. Проповедовали очень консервативный подход.

Венгер и компания решили действовать, когда волна ажиотажа вокруг Андрея спадет. Арсен откровенно обрадовался, что футболист летом никуда не перешел.

Арсен Венгер (слева) поздравляет Андрея Аршавина (в центре) с забитым голом. Фото REUTERS
Арсен Венгер (слева) поздравляет Андрея Аршавина (в центре) с забитым голом. Фото REUTERS

Венгер сказал Андерю: "Хороший футболист сыграет везде"

– Что было дальше?

– Судите сами: возвращаться после феерии на Euro в осенний унылый российский футбол, где поля – не поля, погода – не погода и с отъездом облом… В чемпионате России Аршавина было не узнать, но он резко преображался в Лиге чемпионов.

После заключительной игры группового турнира ЛЧ мне набрала секретарша Арсена Венгера и просила ему перезвонить. Позвонив французу, узнал от него, что "Арсенал" готов в январское трансферное окно побороться за Аршавина. Но Арсену осталось переговорить с руководством клуба, после чего он перезвонит.

– Перезвонил?

– Не сам, а Кен Фрайер. Легендарная для "Арсенала" личность, в клубе работает больше 60 лет! Сейчас ему, думаю, за 80 (84 года. – Прим. "СЭ"). Очень адекватный, позитивный, живой дед. Всегда принимает непосредственное участие в переговорах. Причем, как правило, всю дорогу молчит, а потом произносит два предложения, и все открывают рты – вот оно решение!

– Что он от вас хотел?

– Звонит и говорит: "Ну что? В "Арсенал" едем?". Я ему: "Мы пешком пойдем. Но как это решить?". Он сказал, что будет держать меня в курсе дел.

В декабре Аршавин отправился в Лондон на фотосессию, которую устраивал один известный бренд. А мне удалось к его приезду приурочить встречу с "Арсеналом".

– С Венгером тогда удалось пообщаться?

– Да. "Зенит" в письменном виде разрешил нам встретиться с представителями "Арсенала". И вот приезжаем мы на "Эмирейтс". А Андрей не знал, что предстоит разговор с Венгером. И тут заходит Арсен. Рукопожатие. Слегка обалдевшие лица обоих. Кен Фрайер, стоя за спиной Венгера, гримасничает, показывая рукой, что Арсен длинный, а Шава по сравнению с ним маленький. И говорит: "Я, конечно, знал что он невысокого роста, но чтобы прямо как я..." И пожимает плечами.

– Весело.

– Арсен – Аршавину: "Ты по-английски говоришь?" Надо отдать должное: Андрей реально последний год серьезно занимался языком. Не растерялся, произвел впечатление. Венгер поинтересовался: "Ты действительно хочешь играть у нас? Ты же мечтал о "Барселоне?". Андрей ответил, что с "Барсой", видимо, уже ничего не получается, а в "Арсенале" он реально хочет оказаться. И Венгер привел ему в пример Глеба, Анри: "Поиграй у нас пару лет, а потом можно и в "Барселону". Такое позитивное общение вышло.

Затем тренер показывает на шикарное поле "Эмирейтс": на какой позиции готов играть? Андрей ему: могу – там, могу – здесь, показывает пальцем. Хорошо запомнил фразу Арсена: "Хороший футболист может сыграть везде".

"Зенит" просил за Андрей Аршавина (справа) не менее 18 миллионов евро. Фото Александр Вильф
"Зенит" просил за Андрей Аршавина (справа) не менее 18 миллионов евро. Фото Александр Вильф

Письмо от "Зенита"

– "Арсенал" готов был заплатить за Андрея 12 миллионов и ни фунтом больше?

– Да, примерно такая цифра фигурировала. "Канониры" прислали официальную бумагу в "Зенит" 8 января. Проходит неделя, вторая. "Зенит" не отвечает. В "Арсенале" ничего не понимают. До них не доходило, что у нас в России все долго включаются после Нового года. "Зенит" в полном составе улетел на сборы в Эмираты. Шава нервничает. Наступает 25 января – тишина. В "Арсенале" обеспокоены: ведь Андрею еще медосмотр проходить и обсуждать условия личного контракта…

– Загвоздка.

– А "Зенит", выждав гроссмейстерскую паузу, предлагает отправить Аршавина в Лондон. Но в "Арсенале" категорически против, так как в таком случае питерцы получат преимущество в переговорах.

– И что же делать?

– 26 января "Зенит" присылает бумагу в "Арсенал". Она сейчас передо мной. Цитирую: "Отвечаем на ваше предложение от 8 января. В связи с завершением зимнего регистрационного периода в Европе, ФК "Зенит" рискует в случае продажи игрока не найти ему достойной замены. Мы делаем вам встречное предложение. Фиксированная сумма трансфера за Аршавина – не менее 18 миллионов фунтов, которая должна быть выплачена двумя платежами. 12 – в течение трех дней после подписания контракта, 6 миллионов – в течение года. И мы не заинтересованы в каких-либо бонусах". Изначально "Арсенал" предлагал 12 миллионов фунтов и бонусы.

– Четко.

– Да. Кен Фрайер мне сразу заявил: "Арсенал" никогда не заплатит таких денег за Аршавина". Я ему: "Ну что, закругляемся тогда?". Он: "Не знаю. Арсен его очень хочет". А на календаре, напоминаю, 26 января".

И мы (я из Лондона, Аршавин из Дубая) летим в Париж ("Зенит" разрешает), чтобы быть максимально близко к Лондону и добраться туда в случае успешного разрешения дел.

Но 27-го числа – ничего, 28-го – тишина… Шава на нервах, два дня вообще ничего не ел. 30 января в Лондоне начинается дикий снегопад, просто коллапс какой-то! В итоге трансферный период продлевают еще на два дня – до 2-го февраля.

Андрей Аршавин. Фото AFP
Андрей Аршавин. Фото AFP

Прилетаем в Лондон: никто не встречает, гостиниц нет

– Остается небольшой шанс.

– Мизерный. А тут еще звонят мне из "Арсенала" и говорят, что этот снегопад может опять у них бабахнуть, и мы просто не вылетим из Парижа…

– Все против вас?

– "Арсенал" настаивает, чтобы мы срочно летели в Лондон. А билетов ни на поезд, ни на самолет просто нет! Как их покупали – отдельное кино. Летим. И наш рейс был последним, который "Хитроу" принял! После этого действительно разразился бешеный снегопад. Все аэропорты закрыли! Но на этом приключения не заканчиваются.

– Что еще стряслось?

– "Арсенал" специально решил нас не встречать, ведь все делалось в тайне. Шумиха со стороны масс-медиа ни к чему. И вот мы прибываем в "Хитроу", в аэропорту – вообще ни души! Два человека на паспортном контроле и зевающие продавцы дьюти-фри. В чем фишка? Из "Хитроу" рейсы не выпускали последние пять часов. Мы переглянулись: "А где все?". Ни пассажиров, ни болел, ни журналистов! Но на этом кино не закончилось. В Лондоне все гостиницы забиты под завязку. Все! Мы с горем пополам находим отель где-то у черта на рогах. А нам говорят: есть только один номер с общей кроватью (смеется).

– Про последний день трансферного окна можно вообще отдельный фильм снимать?

– Рассказываю. 2 февраля. Убитая гостиница. Встали в пять утра, пошли на завтрак. Завтрак никакой. А тут еще снегопад опять зарядил. Шипованная резина в Англии запрещена. Холодина. Везде пробки. Мы ползли на машине по городу несколько часов. С горем пополам доехали в "Арсенал". Мама не горюй, папа не печалься.

– Что в клубе?

– О-о-очень долгий медосмотр. Андрея там крутили, вертели больше пяти часов, как будто в космос отправляют. Сам занялся обсуждением личных условий контракта футболиста.

– Говорили, что Аршавин отказался с вами работать, так как вы его не предупредили по поводу налогов?

– Это полный бред! Когда мы подписывали контракт, были одни налоги. А через четыре-пять месяцев их просто поменяли. Они составили 50 процентов! Ни я, ни королева Англии, ни Венгер, ни Аршавин не могли тогда знать, что нас ждет такой "сюрприз".

– Вернемся к личному контракту.

– В России футболисты привыкли: деньги платят "чистыми". А налоги платит клуб. В Англии все наоборот – брутто. И Шава очень долго не мог понять: почему договаривались об одних суммах, а в бумагах указаны другие. В итоге наняли людей по оптимизации налогового бремени, открыли ему компанию, решили вопрос.

Андрей Аршавин. Фото Алексей Иванов
Андрей Аршавин. Фото Алексей Иванов

Трансферный лист после закрытия окна

– Что дальше?

– Трансферное окно закрывалось в пять часов вечера. И где-то с полтретьего начались все эти качели. Все на телефонах, меня все бомбят звонками. То договорились, то – нет. А там еще связь непонятная… Не было же никаких телеграмов, вайберов. Я общался с Дюковым, с Митрофановым… Один раз звонил Алишер Усманов. В общем, вроде начали сближаться. Однако никто не мог предположить следующего.

– ?

– Обо всем договорились. Но трансферный лист из Петербурга пришел позже дедлайна – то есть окно закрылось, а трансфер пришел спустя несколько минут!

– Ого.

– Да. На тот момент английской федерации футбола было без малого 150 лет. И за все это время не было прецедента, чтобы создали специальный комитет для решения вопроса, а легитимен ли трансфер игрока или нет?

– И как все разрешилось?

– Разрулил все Кен Фрайер, который оказался совсем не фраером (смеется). Он выяснил, что внутри английского чемпионата было несколько команд, где трансферы также совершились с опозданием. То есть трансферные листы по факсу присылались позже. Из-за перебоев с электричеством, технических проблем, связанных со снегопадом. Вот под эту причину он и подвел эту заминку.

– Но трансфер в итоге одобрили?

– 2 февраля – нет! Никому не дано представить, во что вылилось наше ожидание вердикта комитета. Никто еще не был уверен, что комиссия ратифицирует заявку Аршавина. Только на следующий день собрались эти люди. И тут несколько английских команд возмутились. Мол, что за дела? Почему опоздали? Кажется, "Бирмингем", "Блэкберн", кто-то еще. Из серии: Пастернака не читал, но осуждаю… Шава опять на нервах. Приезжаем в клуб, на иголках сидим…

И тут выходит Кен Фрайер и произносит: "Done". Дикий нечленораздельный ор восторга. И я на эмоциях со всей силы хлопаю этого деда по плечу, от чего он заваливается на диван в своем кабинете. Он мне до сих пор напоминает, чтобы я больше так не делал! Вот так мы узнали, что Шава – в "Арсенале". Помню, как Андрей вышел со стадиона, к болельщикам. Радовался как ребенок, весь сиял. И первое, что он им сказал, было: "I’m gunner!" Покорил их сразу.

– И все-таки объясните такую вещь. "Зенит" просил 18 миллионов, "Арсенал" давал 12. Как в итоге договорились на суму в 16,5 миллиона фунтов?

– "Зенит" не хотел уступать. И тут звонит мне референт Усманова: "Вы не волнуйтесь, все будет в порядке. Алишер Бурханович постарается помочь". То есть, он поспособствовал. Потом набирает Дюков: "Я сделал все что мог, но вы должны подвинуться по личному контракту. Тогда "Арсенал" сможет заплатить требуемую сумму". Шава в отказ: "Никому ничего уступать не буду, это мои деньги!"

Зарплата Андрея Аршавина (второй слева) была выше, чем у Робина ван Перси (второй справа). Фото REUTERS
Зарплата Андрея Аршавина (второй слева) была выше, чем у Робина ван Перси (второй справа). Фото REUTERS

Зарплата Аршавина была выше, чем у ван Перси и Адебайора

– Тупик?

– На тот момент "Арсенал" уже давал 15 миллионов. "Зенит" тоже чуток сдвинулся, просил не 18, а 16,5. Но где взять эти полтора миллиона? В итоге все решил исполнительный директор "канониров" Айван Газидис. Он убедил совет директоров, этих дедов. В общем, схитрил.

– Как это?

– Сказал им, что Аршавин в итоге уступил полтора миллиона – давайте и мы прибавим полтора. В общем якобы разбили три миллиона разницы пополам. И они купились! Так и образовалась сумма в 16,5.

– Писали, что контракт был подписан на очень выгодных для Аршавина личных условиях.

– Могу сказать, что его зарплата была больше, чем у ван Перси (до того, как голландец продлил контракт), чем у Адебайора. У Аршавина была вторая или третья зарплата в "Арсенале". Андрей хотел получить от клуба машину. Ему объяснили, что в "Арсенале" так не принято, но он все равно настаивал на своем. В итоге люди, которые вели переговоры от "Арсенала", пообещали, что решат вопрос. Но после подписания контракта "сдулись". И когда обещавший машину человек попросил Шаву подписать футболку, тот написал на ней: "Where is my car?" (смеется).

– Так и не получил автомобиль?

– Одним из технических спонсоров "Арсенала" тогда являлся "Ситроен". Выделили ему джип на полгода.

– Спустя 10 лет гордитесь тем, что при вашем непосредственном участии Аршавин оказался в "Арсенале?

– Как таковой гордости за тот трансфер не испытываю. Просто была проделана очень тяжелая, долгая работа. Много интересных перипетий, колоссальный опыт, понимание того, что невозможное – возможно. Мне хотелось, чтобы карьера Аршавина в "Арсенале" сложилась несколько по-другому. Так что осталась некоторое горькое послевкусие. И в плане взаимоотношений, и потому, что ему все-таки не удалось раскрыть себя в полной мере.