Футбол

21 июня 2016, 14:45

А может, правда, Хиддинку стоит вернуться?

Илья Казаков
Колумнист

FOOTБОЛЬНЫЕ ЛЮДИ

Илья КАЗАКОВ

Если не знать о дружбе Виталия Мутко с Леонидом Федуном, можно было бы удивиться в понедельник вечером, увидев именно спартаковского босса на трибуне стадиона Тулузы в компании министра спорта и президента РФПЛ Сергея Прядкина.

Но в этом, мне кажется, был некий символизм.

"Спартак" на протяжении долгих лет, тратя огромные деньги на команду, никак не может добиться чего-то существенного. Прыгая при этом от одной идеи к другой, называя итоговое место тренера Аленичева позором и продлевая при этом с ним контракт. Делая ставку перед этим на иностранного специалиста и проводя при нем в жизнь одну кадровую политику. Чтобы затем стремительно отказаться от предыдущего опыта и начать выстраивать совершенно иную модель.

Вот и сборная в последние годы - скажем так, в постфурсенковскую эпоху, - пережила несколько совершенно разных доктрин и воплощений.

Объединяло их одно – заточенность модели под главного тренера. Который был должен не только дать требуемый результат с главной командой, но и выстроить некую "вертикаль" или "пирамиду" футбольной власти. Или иными словами, предпочтение ручного управления системе.

Слуцкий от такого предложения отказывался. В первую очередь по причине совместительства двух важных постов. Да и тем более что во главе молодежной сборной прошлым летом стал Дмитрий Хомуха, а к этому назначению Слуцкий точно не имел никакого отношения.

Капелло, напротив, совершенно был не против. Но все упиралось в некую загадочную преграду. Дон Фабио, слыша вопрос о том, почему он никак не начнет выстраивать систему, отвечал с ехидными нотками, что он готов, но никто ему не позволяет. Николая Толстых тоже спрашивали на встречах с журналистами, почему он не отдает итальянцу в управление все спортивное направление федерации. Президент РФС удивленно откидывался в кресле и тоже совершенно искренне говорил:

– Да кто против? Пусть берет!

Но удивительным образом ничего не происходило. А потом, как начало казаться, Капелло интерес к строительству пирамид потерял.

Мне если честно, это слово "пирамида" в данном контексте, вообще не нравится. Пирамиды, как известно, предназначались для мумий. Заниматься таким строительством действующему тренеру вряд ли желанно.

Гус Хиддинк после печального матча со Словакией (1:2) с ностальгией по тем бронзовым медалям пошутил:

– Может быть, нам вернуться?

Имея в виду под "нам" тот тренерский штаб.

Сейчас, когда преобладают настроения "все пропало" и "начать все с нуля", стоит выпустить пар. И если действительно вспоминать не только то чудо 2008 года, но и эталонный отборочный цикл и первый матч на Euro-2012, стоит детализировать, как комплектовалась та полузащита.

Семак появился в сборной перед самым Euro-2008. Его к тому моменту уже воспринимали как игрока, чьи лучшие годы давно уже позади. Но повезло – после того как Бердыев нашел ему в "Рубине" позицию опорного полузащитника и сформировал игру ветерана в рамках новых тактических задач.

Зырянов приходил в 2007-м в "Зенит" из вылетевшего в первую лигу "Торпедо" игроком скамейки. Но приглянулся Адвокату, и тот потихоньку начал раскрывать в нем потенциал, который многие до этого оценивали потолком "чуть выше среднего".

Широков, ставший вслед за Зыряновым одним из лучших креативных полузащитников страны, на некоторое время из сборной вообще выпал – до появления в ней Адвоката.

А Денисова на Euro-2008 просто не было.

Получается, что у каждого из тех хавбеков, кто определял игру сборной, являясь ее лидером, был период, когда его не видели в качестве футболиста стартового состава. Что нужны были либо глаза Бородюка – если речь о Зырянова, либо Хиддинка – если разговор о Семаке, либо Адвоката – если иметь в виду Широкова с Денисовым, чтобы понять, кого именно брать в команду и на какую позицию ставить.

Сейчас у нас объяснимо преобладают настроения упаднического толка. Эта сборная действительно себя изжила. Следующий тренер, кто бы им ни был – Черчесов, Бородюк или кто-то иной, - столкнется с необходимостью строить новую команду. В первую очередь защиту и среднюю линию.

Но говорить, что у нас в стране нет футболистов, из кого ее строить, – это странно.

Могилевец, Оздоев, Шатов, Дзагоев. Новосельцев, Кутепов, Газинский – если попробовать его в роли защитника.

Это только навскидку.

Просто важно, чтобы новый тренер был строителем. И не "пирамиды" (слово после краха разных финансовых пирамид в стране давно приобрело негативный оттенок), а сборной.

Больше всего в матче с Уэльсом не понравилась обреченность.

Часто, когда одна из команд начинает "возить" другую, под овации трибун – держа мяч так, что это воспринимается сродни издевательству, находится игрок, который очень жестко ответит кому-то из соперников. Фолом ценой в желтую карточку.

В последнем матче России на Euro-2016 этого, увы, не было.

Было ощущение, что команда сломалась раньше. После Словакии.

Это тем обиднее, что комплименты за игру с Англией сборная получила именно за боевитость и силу духа.

И что больше всего не нравится сейчас – слова министра спорта о том, что "надо спокойно к этому относиться".

Нельзя относиться спокойно к обреченности.

Два с небольшим года назад, в последний день сочинской Олимпиады, у страны было удивительное чувство гордости за свой спорт. Игры прошли великолепно, результат для России на них был сказочно высоким, вопреки всем прогнозам. А футбольная сборная впервые за 12 лет вышла на чемпионат мира – с первого места в группе.

И вот теперь – такое лето 2016-го.

Нельзя к этому относиться спокойно.

Не просто нельзя – невозможно!