EURO-2016. Группа B. Матч №27. РОССИЯ – УЭЛЬС – 0:3
ЯВНО НЕ ХВАТАЛО ДЗАГОЕВА
– Самый главный вопрос: что, по-вашему, случилось со сборной России?
– К сожалению, для нее это плохой чемпионат Европы. Команда не была в деле по-настоящему, у нее обнаружилось немало слабых мест, футболисты проигрывали много единоборств.
– Перед матчем с Уэльсом предполагали, что Россия окажется настолько несостоятельна в решающей встрече?
– Нет. Никак не ожидал – я ведь знаю игроков. Хотел, чтобы они забили, победили. Увы, ничего не вышло.
– Через два года в России пройдет чемпионат мира. А игра нынешней сборной оптимизма, мягко говоря, не вызывает. Команда очень слаба?
– Знаете, не сказал бы. У нее хорошая смесь: много как молодых игроков, так и опытных. Думаю, за два года нужно просто лучше подготовиться – чтобы на домашнем чемпионате мира дело заладилось.
– Но центральным защитникам Игнашевичу и Василию Березуцкому на двоих 70 лет...
– В течение очень долгого времени они трудились в обороне российской сборной, многого добились. Вслед за ними сейчас должны прийти молодые топ-защитники, которые на этой важнейшей позиции смогут взять ответственность на себя.
– Из-за травм не приехали на чемпионат Дзагоев, Денисов, Жирков. Против Уэльса не играл еще и Шатов. Это наверняка ослабило сборную...
– Да. Дзагоев, например, один из лучших футболистов этой команды, он очень важен. Было заметно, что его не хватало. Но даже в такой ситуации у России все равно много топ-игроков – Смолов, Кокорин, Дзюба. Думаю, у них хороший уровень. Но сборная должна была больше проявить себя как команда, чаще выигрывать единоборства, да и вообще показать куда больше, – ведь, повторяю, у игроков немало достоинств. Именно как команда сборная была нехороша.
– Она выглядела старомодной, тяжелой, какой-то заторможенной...
– Трудно не согласиться. На поле было мало порядка, мощи, креативности. Думаю, все это нужно сейчас проанализировать, постараться как можно быстрее исправить ситуацию, чтобы быть готовой к домашнему чемпионату мира.
– Комбаров за первые полчаса не выиграл ни одного единоборства, Игнашевич – одно. Да и вообще за этот отрезок ни у кого из россиян не оказалось положительного баланса в единоборствах. Что это значит?
– Думаю, сборная просто ментально и физически в данный момент оказалась не на уровне, который требовался на чемпионате Европы. Да и чисто тактически слаженной командной игры почти не просматривалось.
ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ БЭЙЛА
– Россияне оказались и чересчур медленными. Из-за этого у Бэйла и компании появлялось много пространства для маневров.
– Конечно, команда предоставила сопернику слишком много свободных зон. А если против тебя топ-игроки, то они это используют. Тем более когда они в лучшей форме и быстрее.
– Бросался в глаза и такой момент. Россиянам, чтобы выйти из группы, обязательно нужна была победа, и поэтому все шли вперед. Сзади же нередко возникал вакуум.
– Да, пожалуй, сборная пыталась действовать в чересчур атакующей манере. Так играть можно, но при этом все равно нужно выбирать такую тактику, чтобы у соперника появлялось меньше свободных зон при контригре. Думаю, в такой ситуации важно, когда при потере мяча игроки атаки тоже бегут назад, помогают защитникам.
– Российской сборной необходимы сейчас радикальные перемены?
– Нужно многое. Россияне должны просто составить толковый план на следующие годы. Надо уже сейчас посмотреть, на каких игроков рассчитывать на домашнем мировом первенстве, какие футболисты должны появиться на важных и, возможно, вскоре вакантных позициях, как играть тактически, как подвести команду в форме к главному турниру. Если есть план, идеи, если прямо сейчас начнешь претворять их в жизнь, то тогда ваша сборная сможет хорошо выступить на ЧМ-2018. Если же все откладывать на последнюю минуту, то ничего не выйдет.
– После нынешнего чемпионата Европы можно говорить о том, что российский футбол в целом чересчур слаб?
– Нет. Полагаю, просто все не сошлось – команда была не в форме, ментально недостаточно сильна. Думаю, по своему таланту российские футболисты могут все. Нужно добиться, чтобы сборная стала настоящей командой. Если она есть, можно многого достичь. Но нужен план, по нему необходимо жестко и напряженно работать. Тогда все будет хорошо.
– В России действительно немало талантов – юниорская сборная не так давно дважды выиграла чемпионат Европы.
– На молодых талантливых ребят и нужно ориентироваться. Нужно помочь им прогрессировать, давать способным шансы, стараться хорошо подготовить их и в чисто футбольном плане, и физически. В общем, обеспечить развитие. Если все будет идти в правильном направлении, то Россия через пару лет станет топ-командой.
– Мостовой утверждал, что российская сборная – самая слабая на турнире во Франции. Согласны?
– Учитывая то, как играла, она была одной из худших на чемпионате.
КОКОРИН И СМОЛОВ
– Что думаете о Кокорине, с которым долго играли в "Динамо"?
– Кокорин – один из самых больших талантов в России. Ему нужна команда, которая на него играет. Думаю, когда Кокорин, другие футболисты будут хорошо готовы, а сборная начнет показывать слаженные командные взаимодейтсвия, то тогда Кокорин и станет много забивать.
– Кокорин на этом чемпионате был скорее крайним атакующим полузащитником. Возможно, и поэтому чувствовал себя не очень уютно?
– Перестановка дается нелегко. Если все время играл нападающим, то всегда трудно перестроиться.
– Это касается, наверное, и Смолова?
– Обоих. Они в клубах действуют на других позициях. Потому, возможно, возникали трудности. Но у них достаточный уровень, чтобы играть лучше.
– По сути, никто из россиян сейчас не выступает за границей. Только недавно получивший паспорт Нойштедтер. Наверное, это сказывается?
– Думаю, было бы неплохо для сборной, если бы несколько футболистов играли за рубежом. У них был бы ценный опыт, они могли бы больше помочь команде. А Нойштедтера я хорошо знаю по бундеслиге.
– Но он тоже показал сейчас далеко не все, на что способен.
– Я уже говорил: если командная игра станет лучше, то тогда и отдельные футболисты будут выглядеть интереснее. Если же мы на поле команду не видим, то у каждого проблемы. Как бы ни был хорош конкретный исполнитель сам по себе.
– В 2008-м вы принимали участие в финальном матче чемпионата Европы в составе сборной Германии. Тогда и Россия была сильна, прошла в полуфинал. Почему, на ваш взгляд, дела у нас так быстро ухудшились?
– В 2008-м сборная была качественнее подготовлена и как команда выглядела лучше.
– Согласитесь, тогда и игроки были более высокого класса. Таких, как Аршавин, Павлюченко, Зырянов, Жирков, сейчас нет.
– Да, тогда было много топ-игроков. Но у России они и нынче есть. Опять назову Кокорина, Смолова, Дзюбу. Они талантливы, у них, возможно, отличное будущее. Разница же между тем, что было в 2008-м, и сегодняшним днем в том, что сборная как команда тогда была лучше, футболисты действовали более слаженно.
ХОРВАТЫ СПОСОБНЫ ПРОБИТЬСЯ В ПОЛУФИНАЛ
– Теперь о других участниках Euro-2016. Кто, по-вашему, фавориты?
– Мне нравятся Франция, Испания. Германия – турнирная команда, которая всегда проходит далеко и показывает класс. Хорватия проявила себя очень хорошо.
– Ваша жена наверняка за нее болеет (Виктория, супруга Кевина, хорватка. – Прим. Е.Ш.)?
– Да, правда. У хорватов налажены командные действия, в этой сборной отличные футболисты. Думаю, Хорватия способна пробиться в полуфинал.
– В первых двух матчах Германия в атаке выглядела не очень убедительно.
– Да, тут ей немного не хватает. Думаю, что немцы в любом случае в следующих играх будут лучше.
– И все-таки, кто для вас фаворит номер один?
– Сейчас тяжело сказать. Но Франция и Испания, естественно, – топ.
– Почему Германия играет сейчас не так, как два года назад в Бразилии?
– У нашей сборной были отдельные трудности вначале, но, повторю, это та команда, которая в ходе турнира будет становиться сильнее.
"ДИНАМО" ОЧЕНЬ РАССТРОИЛО
– Теперь о вашем прежнем клубе. "Динамо" вылетело из высшего дивизиона...
– Естественно, очень расстроен. У меня с этой командой связано много хорошего. Я очень-очень большой фан "Динамо".
– Какие-то матчи своего прежнего клуба в минувшем сезон видели?
– Некоторые игры удалось посмотреть. Они, к сожалению, проходили для динамовцев не лучшим образом. Вообще я был на контакте с Габуловым, Ионовым, Самба. Да и с Кокориным – хотя он и перешел в "Зенит". Да со многими связывался.
– Как вы думаете, почему бело-голубые оказались в первой лиге?
– У команды просто случился плохой сезон. Произошло немало изменений, многое разладилось, многие лидеры ушли. Если подобные вещи идут одна за другой, то команда вылетает.
СНОВА В РОССИЮ? ВОЗМОЖНО ВСЕ!
– Сейчас вы отпуске?
– Да.
– Собираетесь лететь в ваш родной Рио-де-Жанейро на Олимпиаду?
– Тяжело сказать. Не знаю, будет ли время. Но если представится, то полечу.
– В "Хоффенхайме" у вас сложилось не очень удачно. В Россию поехали бы снова?
– Никогда не говори "никогда". Заранее ничего не знаешь. Футбол непредсказуем. Все возможно.
– Хоффенхайм после Москвы был немного скучен?
– Хоффенхайм очень маленький. Конечно, есть разница с Москвой...
– По чему больше всего тоскуете в России?
– По друзьям, которые у меня там были. Да и вообще Москва мне всегда очень нравилась.
– А что не вызывает тоску?
– Пробки (это слово Кевин произнес по-русски. – Прим. Е.Ш.).
– Когда в последний раз приезжали в нашу страну?
– Три недели назад. Повидал друзей, мои дети тоже хотели встретиться со своими приятелями. Увидел многие любимые места, посмотрел, как перестраивается стадион "Динамо".
– Нельзя не спросить: где будете играть дальше? Поговаривали, что возможен вариант со "Штутгартом"...
– Еще ничего не решено. Сейчас все внимание к чемпионату Европы. Ну а после него, полагаю, поступят предложения. Тогда и увидим. Но в любом случае хочу продолжать карьеру.