ЗАМЕТКИ НА EUROПОЛЯХ
Обозреватель "СЭ" в своей авторской рубрике рассказывает о своих впечатлениях от общения с болельщиками сборной Ирландии - неофициальными чемпионами Euro-2012 в плане поддержки своей команды.
Игорь РАБИНЕР
Боже, как же хотелось отдохнуть! Расслабиться, почитать временно выцыганенную у коллеги Левина новую книгу Алексея Иванова, а потом, никуда не торопясь, погулять по варшавскому Старому городу... После вылета сборной России и ее "разбора полетов" на страницах "СЭ" (и то, и другое стоило жесткого недосыпа, да и поднятые, причем не чокаясь, рюмки, что там скрывать, имели место быть) мечталось об одном: хоть на какое-то минимальное время забыть о ноутбуке. Но...
Не дали. Левину хорошо - он улетел в родной Донецк и пишет теперь оттуда (правда, в порядке моральной компенсации на пересадке у него пропал чемодан). Там тоже, конечно, передовая - но по крайней мере в родной атмосфере и рядом с близкими. А у меня - сначала на швейцарской, а потом на польской земле - пошла уже четвертая неделя. И после вылета сборной вначале безумно хотелось домой. Думаю, не только мне - недаром на следующий день даже болельщики наши из Варшавы куда-то резко поисчезали. Да и журналисты многие - тоже.
Но какое там домой - даже на диване с книгой полежать не удалось. Газета хочет "кушать" каждый день - вот редакция и послала в Познань на матч Италия - Ирландия. Ситуация усугублялась тем, что наш фотокор Федоров, исполняющий еще и роль водителя, отправился на другую игру, Хорватия - Испания, в Гданьск. Поэтому руки в ноги, на поезд - и в самый неинтересный, по мнению многих, город польской части чемпионата Европы. Хотя слышал о тамошнем Старом городе и иные мнения...
Однако до Старого города, как бы мне этого ни хотелось, добраться было не судьба. Ибо, во-первых, "СЭ" подкинул еще одно задание - на следующее утро ехать за 40 км от Познани на деревенскую базу к португальцам, а во-вторых, в день матча тоже не выкраивалось даже пары свободных часов. Поскольку мой приезд на эту игру изначально не планировался, нужно было часа за четыре до нее приезжать в пресс-центр и вставать на лист ожидания. А то было бы, мягко говоря, досадно пропилить такое расстояние - и не попасть на футбол.
Найти гостиницу в Познани - сущее проклятье. Одно дело - туристический Гданьск, в котором стоило чуть-чуть пошерстить booking.com - и дело в шляпе. С Познанью, даром что это первая, древняя столица Польши, вышло куда сложнее. Попытка найти что-то на том же сайте за день до отъезда успехом не увенчалась: или приемлемые варианты километров за 30, или неприемлемые - сверхдорогие либо, наоборот, хостелы - в самом городе. И только рано утром в день отъезда, уже при последнем перед выездом заходе во всемирную паутину, одна гостиница чудом "нарисовалась", оказавшись, кстати, весьма неплохой. Приятель рекламировал тамошние завтраки, но какой там к чертовой матери завтрак, когда до часу ночи работаешь в пресс-центре, до отеля добираешься в два - а в 8.45 тебе уже нужно выезжать на следующее задание? Купленное с вечера в пресс-центре яблоко - и в путь-дорогу...
Но хуже всего вПознани оказалось расположение стадиона и все, что с ним связано. Построить его ухитрились на окраине, в какой-то промзоне. От исторического центра пилить - черт знает сколько. А у меня, разумеется, гостиница находилась в строго противоположном от центра направлении. И жаловаться не приходилось - хорошо уже то, что она была...
Далее. Познаньская полиция за время чемпионата уже успела прославиться совершенно непреодолимыми оцеплениями на значительном - километра полтора - отдалении от стадиона. Даже имея специальный пропуск, фотохудожнику-шоферу Федорову удалось прорваться туда на матч Италия - Хорватия попытки с пятой: везде разворачивали и не пускали. Что уж говорить о таксисте, который вез меня из гостиницы к стадиону? Встречают на одном кордоне - отправляют к другому: там, мол, пустят. Но не пускают и там, перебрасывая на третий. И далее по списку. В конце концов таксист не выдержал и начал на полицейских материться. Те были невозмутимы. Ну а слово "идиоты" в переводе не нуждалось.
После матча, кстати, выбираться с познаньской арены еще сложнее. Такси вызвать нельзя - опять-таки из-за перекрытых дорог, которые открывают только в половине второго ночи. Выслушав путаные объяснения стюардов, я, едва держась на ногах от усталости, пошел в ночь, толком не зная, как в итоге доберусь до гостиницы. На дворе был час, по сравнению с дневной жарой здорово похолодало - слава богу, хоть дождь закончился. А то было бы еще "приятнее".
Наутро после всех этих пеших прогулок у меня для полной радости оборвался ремень на тяжеленной сумке - протестуя против совершаемого по отношению к ней насилия. На пути в Опаленицу и обратно предстояло задействовать ручки. И шкандыбать полчаса пешком. С сумищей наперевес.
Но к этому времени - а точнее, начиная где-то с семи часов предыдущего вечера - я уже ни о чем не жалел. И был очень рад тому, что добрался до этой треклятой Познани.
***
Началось еще в поезде. В соседнем купе прикорнул один болельщик в зеленом, а другой, седой, стоял и смотрел в окно. Как не подойти?
"Стивен", - представился он. И оказался не просто болельщиком со стажем, а человеком, который ездил на все финальные турниры, куда выходила Ирландия - и на Euro-88 в Германию, и на ЧМ-90 в Италию, и на ЧМ-2002 в Корею и Японию. То есть вживую видел ту команду Мика Маккарти, которая на Дальнем Востоке вышла из группы с Германией и Камеруном и едва не прибила Испанию, проиграв ей в 1/8 финала лишь в серии пенальти. Но он не выглядел сильно - да и вообще - разозленным тем, что "зеленые" показали сейчас. Он на этом не зацикливался. Он просто получал удовольствие от того, что здесь находится, может ходить на матчи большого турнира, общаться с людьми, пить пиво, петь песни..."
Узнав, что я из России, выдохнул: "Ну как, как вы могли не выйти?! Вы думаете, меня удивила ваша игра с чехами? Да ничуть. Я же был на "Авиве", когда вы от нас до 70-й минуты мокрого места не оставляли, 3:0 вели. Это была красотища, во что вы играли! И в "Лужниках" мы чудом "отскочили". Я знал, какие вы сильные, и был уверен, что уж из группы-то вы точно выйдете".
Я спросил, зачем он остался в Польше после первых двух туров, лишивших Ирландию каких-либо шансов на проход дальше. Стивен даже удивился:
- А как по-другому? Да, у нас из 30 тысяч, что сюда приехали, тысяча-две вернулись домой. Но это те, кого уж совсем приперло - или по работе, или по финансам. Прочие остались - получать удовольствие от жизни. Вы что, думаете, кто-то у нас на что-то всерьез рассчитывал? Да бросьте - все всё понимали.
- У нас, если бы получили 1:7 в двух первых матчах, почти все болельщики сразу же поуезжали. Устроив перед этим команде "веселую" жизнь.
- Я это понимаю. Но мы не такие. Нам в футболе многого не дано. Мы просто радуемся, что попали на этот праздник - и стараемся как можем не испортить себе настроение. Ничем.
Общаясь со Стивеном, я не представлял себе, что урок простого житейского счастья, не зависящего от счета на табло, для меня только начинается...
***
Следующая встреча - с двумя молодыми ирландцами у входа в отель. Сперва они попытались перехватить у меня такси, с водителем которого все было уже обговорено: заселяюсь и еду вместе с ним на стадион. Не вышло. И тут же они задали мне вопрос: "А билетика лишнего у вас случайно нет?"
Бог ты мой, подумал я. Люди остались в городе, когда их команда уже вылетела, при том что им даже проход на стадион не гарантирован!
Спустя несколько часов я понял, почему они не могли достать билеты. Весь стадион был ирландским! Три четверти итальянской квоты, кажется, скупили парни в зеленом. Зачем им это было надо, зачем они тратили отнюдь не маленькие деньги - на эти вопросы нет логического ответа. Как нет его и у любой настоящей любви.
Доковыляв, наконец, до стадиона по тридцатиградусной жаре (и почему шорты не додумался надеть?) и встав на лист ожидания, я понял, что следующие два часа мне нечего делать. И вспомнил о пивной с соблазнительными запахами сосисок и мяса на гриле, которую видел прямо на подходе к арене. А есть, помимо всего прочего, хотелось уже критически. Туда!
А там было царство ирландцев, которые с радостью принимали всякого, кто решал к ним присоединиться. Увидев у меня в руках толстый пресс-релиз с разнообразной статистикой, посвященной матчу, один из "айришей" вежливо спросил, можно ли посмотреть. Я, конечно, подарил. Радости-то было! О, смотрите, мы при Трапе итальянцам ни разу из трех попыток не проиграли! Опа, а вот наш состав на ЧМ-94, когда мы их в групповом турнире грохнули! Хо-хо, а дедушка-то наш итальянский в свои 73 с гаком - самый старый тренер в истории финальных турниров Euro!
И всему-то они радовались, ко всему подходили с потрясающим позитивом. И по всякому поводу начинали петь - хор Турецкого заслушался бы. Правда, тексты не всегда были политкорректными. "Next time when we win, we'll say: "Fuck UK!" Таким образом "младший" из Британских островов выражал свое отношение к острову большому...
А вот подошли две местные девушки, раскрашивающие лица желающих в цвета команд. Один ирландец вместо лица, охотно сняв футболку, подставил живот. Он одновременно смеялся - щекотно же! - и, пританцовывая, тоже пел. Товарищи ему аплодировали. Мы все - тоже. Мы - потому что я оказался за одним столом с восемью немцами из родного городка Марио Гомеса с населением в 2,5 тысячи жителей, которые ездят по городам Euro в доме на колесах с баннером: "Мы из Гомес-сити!" Они от ирландцев просто балдели. Позже мне в твиттере расскажут, что когда-то именно ирландцы первыми после Второй мировой сыграли матч со сборной Германии, с которой никто не хотел играть. И в связи с этим в благодарность Ирландии немцы выбрали в качестве второго цвета своей формы - зеленый.
Сколько они пива высосали - одному Богу ведомо. Но ни капли, ни микрона агрессии у них при этом не появилось. Наоборот, казалось, с каждой новой кружкой они добрели. И голоса их становились все слаженнее (у нас обычно бывает наоборот) и мелодичнее. То-то будет на стадионе!
***
А потом была игра. И тридцать тысяч ирландцев, не умолкавших и певших с первой до последней секунды. Учитывая сопутствующие обстоятельства этого пения, я не верил собственным ушам. Это что, финал чемпионата мира или Лиги чемпионов? Нет, это матч команды, которая обречена на вылет с турнира. Но тифози почему-то горстка, а проигравших - тьма. Ликующая тьма!
Они пели после второго гола Балотелли, когда стало окончательно ясно: даже одного очка Ирландии тут не видать. И после финального свистка - пели тоже. Такой преданности своей стране и команде я не видел нигде и никогда. Ни капли не сомневаясь, утверждаю: это было лучшее боление, которое я слышал в своей жизни.
Обычно журналисты, которым достаются места в верхнем ряду ложи прессы, прямо под болельщиками, плюются - работать невозможно. Но тут я был счастлив. И в конце концов не выдержал, повернулся и поднял два больших пальца вверх. Какие же красавцы! Бог ты мой, ну почему наши даже на треть так не болели во время матча с Грецией, когда команде это было так надо?..
Вот так я получил урок отношения... нет, не к футболу - к жизни. Урок, нагляднее и позитивнее которого, наверное, не получу уже никогда.
Спасибо тебе, Познань, за этот подарок.
Познань - Опаленица - Варшава