Лига Европы. Групповой турнир. 3-й тур. Группа G.
"Рейнджерс" – "Спартак" – 0:0
Игорь Рабинер из Глазго
В ответ на отдачу – A tutti avanti
Футболисты "Спартака" подошли к угловому сектору "Айброкса" со своими болельщиками, чтобы поблагодарить их за поддержку. В ответ услышали не аплодисменты, а заряд: "A tutti avanti, Массимо Каррера!"
По отношению к людям, выходившим на забитый шотландский 50-тысячник, это было несправедливо и неблагородно. Они такого демонстративного пренебрежения явно не заслуживали, поскольку бились все 90 минут из последних сил – и, пусть при содействии Госпожи Удачи (достаточно вспомнить и неназначенный пенальти, и момент в самой концовке), но удержали нулевую ничью, которая дает весьма приличные шансы на выход в плей-офф. Для этого, правда, надо с ответного матча против "Рейнджеров" начать выигрывать.
А им – A tutti avanti. Словно их – тащившего и страдавшего от столкновений Максименко, отлично сыгравших Рассказова и Игнатова, да, собственно, и остальных, ни один из которых не был "пассажиром" – на поле вовсе не было. Чтобы так к своим футболистам отнеслись болельщики того же "Рейнджерс" – представить себе не могу. Хотя им в последние годы пришлось пережить побольше спартаковских – взять хотя бы ссылку в четвертый дивизион за долги, а потом тяжелый подъем: в шотландскую премьер-лигу команде удалось вернуться лишь со второй попытки. Так они аплодируют каждому подкату, а всякий угловой встречают как гол!
Я еще понимаю, если бы "Спартак" вдруг сыграл в яркий футбол, чем заставил бы фанатов заподозрить себя в сплаве Карреры: дескать, могли, но не хотели. Но ведь не было и этого. Как раз сама игра, точнее, ее отсутствие за исключением первых 15 минут второго тайма – доказала, что никакого "слива" не было.
Рианчо построил "кремлевскую стену" и остался при своих
Команда не играла с начала сезона, не сыграла и в четверг – потому что у нее элементарно нет игры, и футболисты не знают, что делать на поле. У них ничего не наработано до автоматизма. И это – не их вина, а того, кого славили с трибуны после игры болельщики. И его помощника Рауля Рианчо, впервые примерившего на себя пост главного тренера. Пусть и на временной основе.
Приблизил или отдалил себя Рианчо этим матчем к (от) должности постоянного главного? Думаю, ни то, ни другое. Остался при своих. Не сказать, что провалился, но и не придумал чего-то сверхъестественного. По его собственным словам, рецепт, выписанный игрокам, заключался в том, чтобы "умирать на поле". Они и умирали. В отличие от второго тайма с "Арсеналом". А играть – это пока не про них.
Кстати, по предматчевой пресс-конференции Рианчо (говорит он, надо отметить, подробно и конкретно) запомнилось, что переход в межсезонье к 4-3-3 он объяснил необходимостью укрепления игры в обороне, ведь по пропущенным голам "Спартак" в прошлом сезоне занял лишь 12 место. И в Глазго явный акцент был сделан на защиту – недаром шотландские газеты даже назвали красно-белую оборону "кремлевской стеной".
Может быть, в сложившейся ситуации это и правильно – когда все валится из рук, начинать нужно с базовых элементов. Но Рианчо не первый месяц в "Спартаке", и за прошедшие без малого полгода ему, ведшему тренировочный процесс, и близко не удалось поставить команде атакующую игру. Не вижу особых оснований для того, чтобы мы увидели ее и в понедельник в Казани. Если бы я играл в букмекерских конторах – без сомнений поставил бы на "низ", то есть менее трех мячей в матче в целом. Более того, сомневаюсь, что будет и два.
Глушакову пока лучше выходить только в гостях
Но тут любопытно, получит ли "Спартак" эмоциональную подпитку в лице Дениса Глушакова, оставшегося готовиться в Москве. Нет сомнений, что капитан, "зачехленный" Каррерой и реабилитированный тандемом Измайлов? – Рианчо, выдаст 200 процентов, чтобы вгрызться в свой шанс. Остается понять – может ли. Ответа на этот вопрос пока нет.
Со стороны Рианчо, коль скоро он хочет использовать Глушакова, умно делать это именно в выездных встречах. Потому что как его будут встречать на "Открытие Арене" – после стихийного митинга фанатов "Спартака" на Зубовском бульваре – ясно.
Не будем сейчас рассуждать, хорошо это или плохо – хотя, по мне, всем этим людям не стоит забывать, кто был капитаном чемпионского "Спартака". Но сложилось так, как сложилось – и дирижеры этого процесса сейчас потирают руки. А Глушакову, если он видит свое будущее в "Спартаке", нужно доказывать все на поле и цепляться мертвой хваткой за каждый шанс. Не зацепится – винить, кроме себя, ему будет некого. Потому что партнеры, летом переизбравшие Дениса капитаном, его на поле, несомненно, поддержат. И будут по максимуму играть через него.
Делать из того или иного футболиста козла отпущения – это в наших традициях. Причем касается это даже самых великих. После ЧМ-1962, не транслировавшегося по ТВ, пара-тройка присутствовавших там журналистов (причем не спортивных) назвала главным виновником относительной, кстати, неудачи – из группы-то вышли – Льва Яшина. Хотя дело было далеко не только в нем.
И обрушился на вратаря гнев народный. Причем в первую очередь оглушительным свистом его встречали в родной Москве и на родном "Динамо". Яшин посреди сезона рванул от всего этого в глушь на рыбалку, всерьез задумавшись об окончании карьеры. Динамовское руководство с огромным трудом смогло Черного Паука (как прозвали Льва Ивановича на Западе) с рыбалки вытащить, но до конца года он играл только в гостях, где отношение к нему было более милостивым. А в домашних матчах начал выступать лишь со следующего, 1963 года. Того самого, когда он получит "Золотой мяч".
Понятно, что Глушаков – далеко не Яшин. Но о безжалостности нашего болельщика, о его нежелании помнить все хорошее и, наоборот, о его любви к поиску крайнего эта поучительная история говорит хорошо. Боюсь представить, как поносили бы Яшина, будь тогда интернет и соцсети...
Испанец доверился молодежи. И она не подвела
В Глазго Рианчо порадовал тем, что не просто не отказал в доверии молодым, а сделал его особенно акцентированным: все четверо в основе! Кстати, этот факт заставляет задуматься, кто из тренеров был главной движущей силой продвижения воспитанников академии на старте сезона. Хотя, конечно, окончательное решение – за главным тренером, и, если бы Каррера был категорически против такого подхода Рианчо, молодежь на поле мы бы не увидели.
На "Айброксе" из нее неудачно сыграл только Ломовицкий. В чем, впрочем, опять же мало удивительного: своими шансами он не пользовался и при Каррере. Вот он точно ходит по лезвию, и, если не хочет обратно в "Спартак-2", самое время выдавать товар лицом. Ведь скоро и Рианчо в клубе с большой долей вероятности не будет.
А вот 18-летний Игнатов, напротив, провел свой лучший пока матч за "Спартак" – даже качественнее, чем в Красноярске, где забил. "Рейнджерс" – это была для него проверка совсем другого калибра. Шотландцы летели в стыки как звери. Так мальчишка не то что ног не убирал, но и массу полезной работы проделал, и даже несколько эффектных – и прошедших! – трюков с мячом исполнил. В недавнем сюжете на "Матч ТВ" Михаил на коробке около дома показал финты, на которые горазд. Но то – коробка на окраине Москвы, а это – "Айброкс" и лютые соперники.
И тут возникает парадокс. Очевидно, что Роман Еременко на краю менее эффективен, чем в центре, – это можно видеть даже сейчас, сравнив его игру с "Арсеналом" и с "Рейнджерс". Одну блестящую передачу на ход Рассказову (как и Игнатов, смотревшемуся здорово и по-мужски) русский финн "выпилил". Но в центральной зоне он способен на гораздо большее, и, когда наберет форму, нет сомнений, что будет туда передвинут. Однако это с большой долей вероятности лишит игровой практики Игнатова – если, конечно, новый тренер не будет сдвигать на фланги Зобнина. Как в предыдущие сезоны делал Каррера.
Зобнину нужен тренер, который его разовьет
Может, кстати, и в этом одна из причин спартаковского кризиса? Понятно, что Зобнин – один из лучших и уж точно самый "объемистый" и работоспособный игрок "Спартака". Но, постоянно действуя в центре полузащиты, он становится для соперников более понятен и предсказуем. Его мощные рывки с мячом, которые в этом сезоне, однако, ни к какому зримому результату чаще всего не приводят, оппоненты уже научились контролировать (вот и в Глазго были эпизоды, когда он, обойдя пару соперников, утыкался в их страховку). Сказывается и то, что Зобнина "заездили" – он, игрок основы сборной и на ЧМ, и в Лиге наций, в "Спартаке" нынче один из наименее ротируемых игроков. И при всем своем трудолюбии он играет из последних сил.
Мне кажется, очень важно, чтобы в "Спартак" пришел тренер, который сможет Зобнина чему-то именно научить. Он играет на своих сильных сторонах и делает это хорошо. Но, складывается ощущение, из-за определенных технических огрехов уперся в некий – пусть и достаточно высокий – потолок. Ему надо много работать и над ударом, и над последним пасом – все-таки он полузащитник, который должен выдавать и пресловутую конкретику, то есть голы и результативные передачи.
Романцев и нетерпимость общества
Стратегически 0:0 на "Айброксе" – хороший результат, пусть "Спартак" и остался на последнем месте в группе. Но от первого, которое делят "Рейнджерс" и "Вильярреал", его отделяет дистанция в одну победу. А ее вполне можно одержать как раз над "Рейнджерс", только дома. Важно, чтобы к этому времени главный вопрос – кто станет тренером – уже был решен. Чем дольше продлится неопределенность и подвешенное состояние – тем хуже для "Спартака".
И для его болельщиков тоже. Пока из тумана не материализуется фигура нового главного, они будут писать грозные петиции, кричать "A tutti avanti" и вообще всячески обращаться в недавнее прошлое, а не в будущее.
В день игры в Глазго я решил провести пару опросов среди своих читателей в Твиттере. В одном поинтересовался, кого они считают лучшим тренером "Спартака" всех времен. Варианты были такие: 1) Никита Симонян/Николай Гуляев (объединить их решил по двум причинам – в этой соцсети в опросах есть только четыре опции, а также потому, что в силу давности их работу мало кто видел самолично), 2) Константин Бесков, 3) Олег Романцев, 4) Массимо Каррера. Так вот, итальянец занял третье место – после Романцева (47 процентов) и Бескова (30). Но больше удивило, что он набрал 20 процентов из трех с половиной тысяч участников опроса! А ведь у меня, 45-летнего, аудитория в большинстве своем не юная, видевшая не только чемпионство Карреры. И тем не менее.
Ностальгия – и неважно, обоснованная или нет, потому что она есть, и это факт – будет преследовать великое множество людей еще долго. И когда тот же Романцев идет против течения и заявляет, что ошибкой было Карреру даже назначать, а золото-2017 было взято в первую очередь благодаря подготовке от Дмитрия Аленичева – у большинства это вызывает только озлобление к Олегу Ивановичу.
Кое-кто в соцсетях договорился до того, что Романцеву такое высказывание... заказали. Хотя любой, кто на миллиграмм знаком с Романцевым, на такое заявление лишь покрутит пальцем у виска. Заказать что-либо Романцеву не проще, чем, например, оживить Джона Кеннеди. Другое дело, насколько актуальны его взгляды на современный футбол. Учитывая, сколько лет он уже в нем не работает.
Хотя уж кто, если не он, заслужил право на свою, причем любую, точку зрения?! И на то, чтобы не услащать вкусы большинства? Романцев говорит что думает. Тем – при своих титулах – и ценен. И как бы я ни был не согласен со многими его нашумевшими тезисами о Каррере, в футбольной среде – как и в обществе в целом – должно быть разнообразие точек зрения. И желание толпы рвать на куски всех, кто не поддерживает того же Массимо, мне кажется, в том числе отображает нетерпимость современного российского общества, для которого существуют только две точки зрения – наша и неправильная. И если у кого-то – вторая, значит, ему ее всенепременно заказали и проплатили.
Это тот случай, когда, обращаясь к Романцеву, нужно следовать Вольтеру: "Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить!" Умирать, конечно, не надо, но быть достаточно мудрым, чтобы не отказывать Романцеву в праве на свое мнение – однозначно.
Кононов из россиян победил. Но оказался ниже иностранца
И, наконец, о втором опросе – кто должен стать главным тренером "Спартака". В нем с отрывом лидирует вариант "Иностранец" (40 процентов) – что после Карреры и его культа, как бы это ни расстраивало Романцева, вряд ли может сильно удивлять. Из трех россиян же Олег Кононов (26 процентов) немного опережает Станислава Черчесова (23) и значительно – Леонида Слуцкого (11).
О своем негативном отношении к возможности совмещения Черчесовым постов в сборной и клубе я уже говорил. Нельзя искать от добра добра! Время Черчесова в родном клубе еще обязательно придет. Но позже.
А пока, признаться, удивило, что Кононов его опередил. Этот факт (общее число голосовавших – немалое, две тысячи) говорит о в целом положительном восприятии этой фигуры красно-белой аудиторией. И, на мой взгляд, стилистически он "Спартаку" подходит идеально. Что же касается харизмы, принципиальности, умения не прогибаться под давлением руководства, масс-медиа и фанатов, – это может показать только жизнь.
А она – как бы скандированием "A tutti avanti" гостевой сектор ни пытался доказать обратное – продолжается. И однажды даже самым ортодоксальным спартаковским фанатам придется с этим смириться. И начать поддерживать игроков, а также человека, который придет на смену Каррере и Рианчо.
Ведь любимая команда у них, этих болельщиков, – одна. И ее не поменяешь, как бы ни было больно от того, что порой с ней происходит.
Многие ведь и после отставки Бескова думали, что наступает конец света. А пришел Романцев.
Правда, тогда был Николай Старостин...