Германия

4 июня 2011, 00:16

Баварский дневник

Обозреватель "СЭ" провел несколько дней в "Баварии", общаясь с ее руководителями, тренерами и игроками, наблюдая за ними в быту. О том, каков суперклуб изнутри, и пойдет речь в этом материале.

...Арьен Роббен слева ворвался в штрафную соперника и при минимальном контакте с защитником рухнул, словно от удара топором. Судья развел руки в стороны: ничего не было! Голландец возмущенно воздел руки к небу. К арбитру в ярости подбежал Франк Рибери и с диким выражением лица схватил его за грудки. К месту инцидента тут же рванулся капитан "Баварии" Филипп Лам, который принялся оттаскивать француза от рефери – только бы тот не влепил ему очередную красную карточку...

Это – не описание привычных перипетий очередного матча мюнхенцев. Это – уморительный спектакль, который разыграли звезды "Баварии" 16 мая в городке Бургхаузен, в 150 километрах от Мюнхена, у самой австрийской границы. Играл суперклуб против болельщиков и не жалел их - счет к тому моменту был 13:1. А в довершение ко всему звезды решили посмешить народ шедеврами актерского мастерства...

В этот момент стало ясно – какая же у людей самоирония. Как же они все про себя понимают. Как умеют посмотреть на себя со стороны, здраво оценить собственные слабости и вместе с болельщиками весело над ними посмеяться. И над склонностью Роббена к симуляциям, и над эмоциональным буйством Рибери...

А ведь такое отношение к себе, без пафоса и самолюбования – залог морального здоровья всей команды и отдельных ее игроков. Их не нужно опускать с небес на землю – они и так на ней твердо стоят. В чем им здорово помогают руководители "Баварии", придумывая такие вот матчи, когда от диктора при счете 8:0 можно услышать объявление: "В случае ничьей будет назначена серия пенальти".

Впрочем, об этой игре – ниже. Пока же – о том, как спецкор "СЭ" вообще в Мюнхене очутился. Когда я получил по электронной почте письмо от директора "Баварии" по международным связям Мартина Хагеле с предложением в канун товарищеского матча с "Зенитом" посетить их клуб, пообщаться с боссами, тренерами и игроками, а заодно и полетать с командой на ее чартерах – вначале глазам своим, признаться, не поверил. Мировые суперклубы до такой степени не открываются никогда!

Но тут, стоит предположить, была конкретная цель: в кратчайшие сроки максимально "раскрутить" товарищеский матч с "Зенитом", контракт на проведение которого был подписан совсем недавно. И "Бавария" настежь распахнула двери для двух российских репортеров – коллеги из Питера Ивана Жидкова и автора этих строк. Благо, в Мюнхене практически все говорят по-английски, и владение немецким было необязательным. Дали чудо-возможность – надо ей пользоваться!

***

Сотрудник пресс-службы "Баварии" Анди Кюфнер, как было изначально запланировано, встретить нас в аэропорту не смог, о чем заранее предупредил. Работники клуба на базе мюнхенцев проводили последний матч на тренировочном газоне "Баварии", который – как и после каждого сезона – тут меняют. Когда на базу приедем мы, то уже увидим на месте этого поля грунт. А Анди со товарищи решили попрощаться с травяным газоном, поиграв там, где обычно выходят Роббен и Рибери. И бедный парень сломал себе руку, что потребовало операции и гипса. О вождении машины при таких раскладах не могло быть и речи.

Зато упомянутый выше Мартин Хагеле в своем не самом юном возрасте не просто водит, а способен, как мы убедились, выжать из своего "Ауди" на автобане 180 км/ч. С такой скоростью мы с коллегой прежде не ездили никогда – но вот такая страна Германия, что страх появления на дороге какого-нибудь идиота, который нас подрежет, отсутствовал начисто. Ну и дороги... Но это восхищение уже будет банальным.

Хагеле теперь организовывает такие вещи, как, допустим, благотворительный матч "Баварии" в помощь Японии. А раньше он был журналистом, и ему есть что вспомнить. В субботу утром ехали на "Альянц Арену" на игру со "Штутгартом" - и на наши вопросы о том или ином персонаже он тут же вспоминал какую-нибудь историю. Например, о Луи ван Гале. В 1995-м Мартин работал на встрече Межконтинентального кубка в Токио с участием "Аякса".

Амстердамцы выиграли. Но на пресс-конференции ван Гал, вместо того чтобы учтиво поблагодарить японцев за гостеприимство и доброжелательность, с ходу оскорбил организаторов. Мол, и поле было отвратительное, и атмосфера – не та... Лицо при этом у тренера было такое страдальческое, будто его команда не выиграла  международный трофей, а проиграла с крупным счетом. "С этим человеком явно что-то не так", - уже тогда подумал Хагеле. 15 лет спустя жизнь свела их в одном клубе и доказала его правоту...

И вот мы на "Альянц Арене", об атмосфере на которой я подробно рассказывал в одном из номеров "СЭ". Степень открытости – удивительная. За два часа до игры мы запросто выходим на идеальный газон 70-тысячника. Навстречу нам идет судейская бригада, и высоченный рефери жмет нам руки и улыбается так, будто знает нас уже сто лет. Мы задумываемся: лицо-то какое знакомое! Потом вспоминаем: Флориан Майер. Май 2005-го, "Спартак" - ЦСКА – 1:3. Дерби, которое состоялось сразу после завоевания армейцами Кубка УЕФА, но в состоянии эйфории все равно было ими выиграно.

Интересно, помнит? Пока мы об этом рассуждали, нас – а заодно и работников "Баварии" - щедро окатила водичкой поливальная машина. Но в такой обстановке хотелось не злиться, а смеяться такому казусу. Вообще-то с людей здесь пылинки сдувают: допустим, когда начинает лить с небес и вода попадает на первые ряды "Альянц Арены", всем болельщикам с этих рядов моментально раздают дождевики.

Заводят нас и в раздевалку "Баварии", где уже развешаны все футболки и расставлены бутсы – по три пары на игрока. Есть и съестное – бананы, которыми не возбраняется подкрепиться и в перерыве. Раздевалка хорошая, но не такая огромная и роскошная, какими отличаются новые стадионы ведущих английских клубов. В немецком футболе вообще не наблюдается излишеств, тут привыкли жить по средствам. Новый чемпион, "Боруссия" из Дортмунда, уже пять лет как не покупает новичков дороже 5 миллионов евро – из-за финансовых проблем. Чемпион, понимаете?! А глава "Баварии" Карл-Хайнц Румменигге, как нам рассказали, как раз и является идеологом и вдохновителем финансового fair play, принятого недавно УЕФА. Тут больше, чем где-либо в Европе, стремятся к тому, чтобы клубы тратили не больше, чем зарабатывают.

Стоит за этим, как выяснилось, менталитет немецких болельщиков. Во время матча "Бавария" - "Штутгарт" по стадиону объявляли об изменении результатов в параллельно проходящих играх. И в один из моментов ситуация сложилась так, что "Вольфсбург" вылетал из бундеслиги, чему баварская публика страшно обрадовалась. Позже Румменигге объяснил нам – почему. Потому что здешний народ устроен так, что не любит клубов-нахлебников. То есть тех, кто не зарабатывает себе на жизнь сам. "Вольфсбург" дотируется из кошелька "Фольксвагена", "Байер" из Леверкузена – одноименной фармацевтической компанией. Это мюнхенцам и не нравится, как и то, что за "Вольфсбургом" нет большой футбольной истории.

Услышал я это – и подумал вот о чем. И "Фольксваген", и "Байер" - частные структуры, не имеющие никакого отношения к государству, карману налогоплательщиков. Но все равно немцы убеждены, что клубы должны жить по средствам и обеспечивать себя сами! У нас частный клуб с щедрым хозяином-миллиардером, будь то "Спартак", "Анжи" или "Краснодар" - это прогрессивное явление, поскольку деньги по крайней мере не бюджетные, у них же – повод для презрения. На сколько же порядков мы отстали!

А представить, как немцы относились бы к командам, финансируемым государством, даже боюсь. Вернее, знаю, что этого просто не могло бы произойти.

На "Альянц Арене" удивительное – рядом. До такой степени, что быстро перестаешь чему-либо изумляться. Вот ты стоишь в главной VIP-ложе в ожидании интервью с генеральным директором "Ауди" об организации матча в Санкт-Петербурге  - и тебе навстречу из туалета выходит лично Ули Хенесс в красно-белом шарфе поверх костюма. Или поднимаемся на эскалаторе с Хагеле, а по встречному едет немолодой и довольно скромно одетый человек. "Это Шварценбек", - спокойно констатирует Мартин, и мы впадаем в ступор: такие легенды рядом! Позже выясняется, что и Герд Мюллер собственной персоной на арене присутствовал. Господи боже...

А вот Франца Беккенбауэра на сей раз не было. Он находился в студии телекомпании Sky, где комментировал матч. Оказывается, телевидение для Кайзера Франца сейчас и является основным местом работы – в то время как в свободное время он предпочитает играть в гольф в самых разных точках мира. На концептуальные решения руководства "Баварии" он, будучи ее почетным президентом, последние годы уже не влияет.

Более того, поговаривают, что руководители клуба заранее о самых серьезных шагах в известность Беккенбауэра не ставят. Чтобы информация прежде срока не просочилась на ТВ. Впрочем, правда это или нет – не знаю. О чем можно говорить с куда большей степенью достоверности – в своих экспертизах Кайзер игроков "долбает" крайне редко. Но зрители его комментарии любят, поскольку они начинены шутками: с чувством юмора у него все в порядке.

На телевидении подвизался ныне и Штефан Эффенберг. А Оливер Кан сидит за партой, активно изучает международный бизнес. Возможно, хочет пойти по пути Румменигге или Кристиана Нерлингера, спортивного директора "Баварии". Тем более что в родном клубе своих всегда привечают. И на поле, и за его пределами.

***

"Штутгарт" баварцы перед заполненным стадионом обыграли – 2:1. Казалось, сезон закончен – что доказывал и состоявшийся в тот же вечер банкет, на котором игроки, говорят, погуляли на славу. На самом же деле для "Баварии" в этот день только началась беспрецедентная серия: 4 матча за 5 дней.

- Мы тут с Миро Клозе считали: мне 32 года, ему 33, но за два дня мы провели на поле по 190 минут, - сказал мне пару дней спустя Анатолий Тимощук. – И ведь даже когда играешь с любителями, тебе все равно сопротивляются, ты совершаешь определенный объем работы. Закалка!

Зачем играть с любителями? А вот зачем. "Бавария" - клуб, подчеркивающий свою близость к болельщикам. Причем не только в Мюнхене, но и по всей Германии: недаром подсчитано, что среднестатистический посетитель "Альянц Арены" добирается до нее 240 км.

Практически в каждом городе и регионе Германии есть фан-клуб "Баварии", и каждый из них имеет право поучаствовать в ежегодной лотерее, именуемой, кажется, "Матч мечты". Ее победитель играет против кумиров!

Лет пять назад лотерею выиграла команда городка Дюрен, расположенного от Баварии неблизко – между Кельном и Аахеном, недалеко от голландской границы. То есть надо не ехать, а лететь. В тот год, как и в последующие, по какой-то причине побывать в Дюрене не удавалось, но должок сохранялся. Поскольку это был тот редкий случай, когда к середине мая "Бавария" завершила все турниры, – надо сейчас. На следующий день после заключительного матча чемпионата. И сопутствующего ему банкета...

Лица в чартерном отсеке мюнхенского аэропорта были довольно хмурыми – особенно у Роббена. Но неявок не было ни одной. Такого тут просто не может быть! Многие из наших на баварском месте скривились бы: "Да пошли вы!" Однако тут принято уважать контракты. Где четко прописаны обязательства перед болельщиками и спонсорами. В данном случае последние были ни при чем, но к первым тут, знаете ли, тоже относятся с уважением. И кряхтеть по поводу 45 минут лёта и еще более часа езды – не принято. Надо – значит надо. И о том, чтобы играть вторым составом, обманывать зрителей, не может быть и речи. 

За ночь после матча со "Штутгартом" из Мюнхена в Кельн, куда мы прилетали, перегнали комфортабельный автобус "Баварии". Он ждал команду прямо у трапа чартера "Люфтганзы", в котором, кстати, не было 13-го ряда: после 12-го – сразу 14-й. Несколько минут, вплоть до пересадки в отдельный микроавтобус, удалось в нем проехаться и нам. Специальная кухня, шум-гам – игроки за время перелета явно проснулись. Карточный стол, за которым рубятся в спортивный покер Тимощук, Лам, Мюллер... Слышны голоса: "Максимальная ставка – 200 евро". Вскоре выяснится, что сыграть в карты с футболистами не стесняются и руководители. Раньше этим регулярно пробавлялся Ули Хенесс, а когда в обратном чартере из Кельна мы ждали для небольшого интервью спортивного директора Нерлингера, он чуть задержался: надо было доиграть партию. В итоге он успел и это, и с нами пообщаться. Настоящий профессионализм!

Чем закончилась автобусная карточная битва – мы уже не увидели. Зато час спустя обнаружили огромную толпу народа, встречающую "Баварию" в Дюрене. Люди абсолютно счастливы – и не превращаются в зверей. На крохотный 5-тысячный стадиончик набилось 9 тысяч. При этом во всей округе – ни одного полицейского, лишь несколько частных секьюрити. Люди вроде и жаждут автографов кумиров – но четко знают, как себя вести. Уровень культуры и инстинкт самосохранения позволяет не случаться никаким инцидентам.

Переодевались звезды в обычном спортзале, который кое-кто из них не упустил шанса использовать по назначению: Мюллер и Швайнштайгер охотно поиграли в баскетбол: второй ассистировал, первый бросал. У выхода из раздевалки стояли деревянные скамейки, на которых игроков ждала коробка с приготовленным для них местным пирогом. Предложили попробовать и нам – фантастическое лакомство!

Команда фан-клуба Дюрена оказалась насыщена местными полупрофи из третьего-четвертого дивизиона. Это для послебанкетной "Баварии" стало неожиданностью, и на следующий день после весьма непростых 4:3 (дубль, кстати, сделал Тимощук) игроки опасливо интересовались у работников клуба: "Сегодня у соперника будет такой же уровень?"

(Продолжение следует)

Игорь РАБИНЕР

4