Италия

17 января 2013, 09:31

Отражение в кривом зеркале

В Италии не угасает Кальчоскоммессе – скандал, связанный с организацией договорных матчей. Под угрозой снятия очков теперь находится и "Лацио".

Май прошлого года. Полиция обыскивает более 30 домов игроков, тренеров и руководителей клубов, играющих в серии А, серии B и низших дивизионах итальянского футбола. Среди прочих обыску подвергается и жилище капитана столичного "Лацио" Стефано Маури. Он подозревается в ставках на два матча, в которых сам принимал участие. Маури сажают в тюрьму, потом помещают под домашний арест – так проходит полгода. Кажется, что доказательств нет, и следствию уже не подкопаться, но меч правосудия снова нависает над его головой.

СИМКА НА ЧУЖОЕ ИМЯ

В начале расследования Маури признался – действительно, делал ставки на матчи команд. Но с одной поправкой – не родного "Лацио", а в соревнованиях по баскетболу и теннису. Матчи с "Лечче" и "Дженоа" весной 2011 года? Нет, не слышал. Ту же песню пел и адвокат футболиста Симоне Колангели - Маури боялся навредить своей репутации, поэтому попросил своего друга Луку Аурели сделать ставки на матчи НБА и теннисные поединки в условиях полной конфиденциальности. Для этого "ставочники" даже завели специальную сим-карту, приобретенную на имя подруги Аурели - Саманты Романо. "Если бы они затевали что-то незаконное, то наверняка придумали бы другой способ передачи информации", - говорил Колангели.

Государственный обвинитель не нашел тогда доказательств, но, кажется, за прошедшие полгода ситуация изменилась. Толчок делу придали показания бывшего сербского футболиста Алмира Гегича, которого следователи считают не последней фигурой в ставочном скандале. В ходе допросов в прокуратуре итальянского города Кремона стала собираться нужная мозаика. Прокурор настаивает на том, что Маури связался с шайкой, известной под подпольной кличкой "Цыгане" и одним из ее главарей Християном Илиевски. Посредником между футболистом и шайкой выступал бывший футболист и приятель капитана "Лацио" Алессандро Дзамперини.

Сам Гегич пока отрицает свое знакомство и какое-либо сотрудничество с Маури. Но в материалах дела появились свидетельства их встречи – в компании с Илиевски и Дзамперини, до матча с "Дженоа" в Риме. Отказывается признавать знакомое лицо и сам футболист, твердя примерно одно и то же – с Илиевски не знался, с Дзамперини созванивался регулярно, ибо друзья, на матчи "Лацио" не ставил. Свет на темные стороны процесса мог бы пролить сам Илиевски, уже вроде надумавший добровольно сдаться следствию, но пока этого не сделавший.

МИНУС ПЯТЬ ОЧКОВ

Теперь Маури наверняка придется доказывать свою невиновность, что сделать почти невозможно - в чем не раз убеждались другие лица. Ни экс-тренер "Сиены" Антонио Конте, ни футболисты "Наполи" Паоло Каннаваро и Джанлука Грава не смогли оправдаться перед спортивным правосудием, уже давно лишенным законов формальной логики. В отличие от гражданского суда здесь нет презумпции невиновности. Прокурор прямо говорит обвиняемому о том, что он нечист на руку – и если не докажешь обратного, то признаешься виновным.

И ладно бы только футболист – от действий Маури может пострадать и клуб. Над "Лацио" нависла угроза снятия пяти очков – и это в тот самый момент, когда римляне почти вплотную приблизились к "Ювентусу" в борьбе за скудетто. Совсем недавно два балла были сняты с находящегося в лидирующей группе "Наполи", а ряд клубов Серии А начинал сезон с минуса в графе "очки". Текущий розыгрыш скудетто похож на свое отражение в кривом зеркале – он почти безнадежно испорчен судейскими приговорами и кабинетными решениями. Об этом же говорил недавно и президент неаполитанцев Аурелио Де Лаурентис – следствие негативно сказалось на игре команды, потерявшей очки незадолго до приговора по вине не самого лучшего эмоционального состояния Каннаваро и других игроков.

Президент Итальянской федерации футбола Джанкарло Абете уже намекнул на ряд реформ в системе спортивного правосудия, которые будут реализованы в течение нескольких лет. Но, пожалуй, самым оперативным и здравым решением в этой ситуации стало бы применение наказания к клубам уже после завершения сезона. Иначе и без того теряющий свою популярность турнир становится еще скучнее.

ТУРИНСКИЙ ЗАГОВОР

Моменты для информационного "слива" новых деталей дела выбираются очень искусно – со стороны это выглядит как намеренное устранение конкурентов на пути ко второму титулу подряд. Многие итальянские болельщики искренне верят в то, что судебное расследование инициировано представителями "Ювентуса" – как только к туринцам приближаются конкуренты, к ним немедленно применяются санкции. "Наполи", "Лацио" – следующей будет команда из Флоренции?

Вместе с тем сторонники туринского заговора забывают о двух вещах. Во-первых, тренер "Ювентуса" сам пострадал в ходе следствия – четыре месяца чемпион Италии провел без своего наставника, а два – без его первого заместителя. Вряд ли тут можно говорить о намеренной жертве и пускании пыли в глаза. Во-вторых, в Италии бушует уже второй крупный скандал за пять лет, и среди замаравших свое имя и понесших наказание команд есть пара клубов и руководителей, которых только по странному стечению обстоятельств еще не причислили к лику святых. Речь, в частности, о президенте "Интера" Массимо Моратти. Нерадзурри вышли сухими из Кальчиополи (вина обнаружилась только тогда, когда истек срок давности дела), нигде не говорится и об их причастности к "ставочному" процессу. Если пустить волю фантазии, то легко допустить, что руководство "Интера" делает все возможное, лишь бы не пропустить турнир Лиги чемпионов второй год подряд. Команда под руководством молодого тренера Страмаччони играет слишком нестабильно, и гарантий, что "Интер" попадет в заветную тройку, нет никаких. Вот и приходится задействовать административный ресурс, притормаживая нужные команды в нужные моменты.

Все это, как вы понимаете, разговоры на уровне домыслов. Конечно, итальянское следствие пока копает поверхностно и хватает по самым верхушкам – но вряд ли исключительно потому, что простимулировано заинтересованной стороной. Просто борьба с щупальцами мафии никогда не получалась легкой.