20 мая 2011, 03:10
СВОЯ КОЛОНКА
Юрий ПЛОХОТНИЧЕНКО
На днях РФС опубликовал программу "Результат-2018" - концепцию подготовки к домашнему чемпионату мира, которая должна обеспечить успешное на нем выступление. Она сводится в основном к развитию молодежного футбола, созданию центров подготовки талантов, сокращению числа легионеров, не имеющих права играть за сборную России. Меры, возможно, и правильные, но пусть об этом судят специалисты.
Однако есть в программе одно предложение, вызывающее, по крайней мере у меня, недоумение, - это идея обязать клубы всех лиг с будущего сезона иметь на поле (а не в заявке на матч, как сейчас) определенное число российских игроков не старше 23 лет.
В премьер-лиге каждому клубу предлагается выпускать на поле одного такого игрока, в первом дивизионе - двух, во втором - трех. И если для многих команд второй лиги это существенных трудностей может и не создать, то с повышением уровня лиги начинаются проблемы.
Итак, в премьере-лиге требуется включить в стартовый состав одного доморощенного игрока. Хорошо, выпускаем его - допустим, это левый хавбек. В идеальном случае он отбегает весь матч. Однако предположим, что он получил повреждение и требуется замена. По логике менять его нужно тоже на такого же молодого - чтобы на поле оставался доморощенный игрок. Представим себе, что такой в запасе есть, но вряд ли он тоже окажется левым хавбеком. Стало быть, замену придется делать не по позиции и нарушать весь строй командной игры. Либо проводить сразу двойную замену - по позициям обоих доморощенных игроков. А если матч подходит к концу и двух замен уже нет? Команда не по своей вине окажется в заведомо проигрышной ситуации.
Или еще проще - предположим, у молодого футболиста в этот день не пошла игра и тренер хочет его заменить. Хочет, но не может: это влечет двойную замену, возможные проблемы на позиции второго доморощенного игрока и фактическое сокращение числа замен в матче с трех до двух. Хуже того, даже в этом случае команда подвисает - если что-то случится со вторым доморощенным игроком, выхода уже вообще не будет. Если, конечно, не держать на скамейке еще нескольких молодых на все случаи жизни.
Потому таких игроков будут оставлять на поле до последней возможности - даже если они проваливают матч. В итоге многие из них почувствуют себя незаменимыми - ведь у тренеров часто не будет иного выхода, кроме как выпускать их в каждой игре на все 90 минут. Нет ничего хуже, чем подобное развращение молодежи, которое в конечном итоге только ослабит сборную.
Но и это не гарантирует отсутствия проблем с новыми правилами. Допустим, в команде есть два классных молодых игрока, но один получил травму, а второй - дисквалификацию. Придется выпускать совсем зеленых дублеров, и фактически команда будет играть в меньшинстве весь матч…
Смысла в этих новациях нет еще и потому, что в большинстве команд и сейчас есть молодежь, регулярно выходящая на поле.
Проведем простое исследование: посмотрим, сколько юных российских футболистов сыграло в матчах минувшего тура. К примеру, родившихся после 1 июля 1988 года. Получится, что в прошлые выходные в 16 командах на поле было 29 таких футболистов: 13 отыграли весь матч, еще 9 вышли в основе, но были заменены по ходу игры, и еще 7 вышли на замену. Кстати, на их счету 3 гола, 3 передачи и заработанный пенальти. У "Спартака" почти весь второй тайм на поле находились пять (!) молодых игроков. Только в четырех клубах - "Зените", "Кубани", "Краснодаре" и "Волге" - их не было вовсе. Иными словами, на поле и так молодежи больше, чем требуют авторы программы, причем пробившейся туда по спортивному принципу, а не по искусственной квоте.
Тогда зачем вообще вводить этот лимит, вмешиваясь в естественный ход вещей и создавая клубам проблемы на ровном месте? Помимо плохого влияния на психику юных игроков это приведет еще и к серьезному росту их трансферной стоимости...
Мы хотим стать чемпионами мира в 2018 году. Замечательно. Но не меньше нашего, уверен, того же хотят, допустим, испанцы, которые выиграли последние чемпионаты Европы и мира. Между прочим, без введения каких-либо странных квот…