14 сентября 2012, 00:40

Старые задачи для нового президента

Обозреватель "СЭ" - о многообразии задач, стоящих перед новым президентом РФС.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Придя к власти, глава РФС Николай Толстых сдержанно отметил: футбольному ведомству не обязательно менять программный курс - достаточно добиться выполнения уже сверстанных планов. Знающие Толстых люди "месседж" приняли: работа предстоит масштабная, сопряженная как с рубкой леса, так и с полетом щепок. Ибо планы планами, а дела делами.

Что именно предстоит сделать президенту РФС? Задачи, стоящие перед ним, сформулировать и перечислить не слишком сложно. К тому же они были прекрасно известны и при Сергее Фурсенко. Проблема в другом: их, этих задач, довольно много.

ФИНАНСЫ

Обширная тема, затрагивающая как внутренние процессы в самом РФС, так и жизнеспособность отдельных проектов. На сайте Российского футбольного союза финансовым директором еще значится Елена Еремеева, приглашенная Сергеем Фурсенко и работавшая прежде директором по финансам и экономике "Зенита". Не хочется опережать события, но Еремеева, говорят, фактически уже покинула свой пост. Судьба всех главбухов одинакова: уходить вслед за своим начальником. "Слишком много знают" - это про них.

Возможно, кое-каким знанием Еремеевой придется поделиться еще до официального ухода из РФС. В настоящий момент о наличии крупного долга, оставленного Фурсенко, в футбольных кругах говорят чуть ли не открытым текстом. Вроде бы речь идет о сумме порядка 40 миллионов евро. Эти деньги, хочется верить, были израсходованы все-таки на футбольные, а не на личные цели, что не делает проблему их отдачи менее актуальной.

Кто, у кого, сколько, подо что и на какой срок занимал? Аудиторы наверняка найдут ответы на эти вопросы, определив попутно ответственность заемщиков. Надеюсь, результаты проверки будут преданы огласке. Ведь "Кодекс чести" всячески приветствует открытость и прямоту во благо российского футбола.

Любопытно другое: о долгах общественной организации общество могло бы знать уже давно, поскольку члены исполкома ежегодно голосовали за футбольный бюджет. Каким бы закрытым ни представлялся этот орган, на огромную денежную прореху он так или иначе прореагировал бы. Но ни о каком дефиците в процессе голосования исполком не информировали. То ли "Кодекс чести" в тот момент лежал обложкой вниз, то ли займы были сделаны перед самой отставкой Фурсенко. В любом случае, хочется знать правду.

СПОНСОРЫ

Считается, что без этих людей в президенты РФС лучше не баллотироваться. Хочешь громко заявить о себе - обеспечь финансовую подпорку.

Все так. Контракт Фабио Капелло, премиальные, жизнедеятельность сборных, поддержка регионов требуют немалых денег. Однако ведь и сейчас спонсоры есть, и они перечислены на сайте РФС: "Газпром", "Мегафон", Sony, "Дальсвязь", Volkswagen, Adidas, Coca-Cola, Man. Контракты с ними продолжают действовать. Значит, совсем уж нищим РФС не назовешь.

Кроме того, важна разница в подходах. Если есть нужда, как было сказано выше, громко заявить о себе, требуются одни деньги. Если же на повестке дня выполнение поставленных задач и оптимизация расходов - другие, меньшие.

И еще одно. В недавнем интервью "СЭ" Толстых озвучил мысль: спонсоры предпочитают инвестировать не в конкретное физическое лицо, пусть даже начальственное, а в правильную организацию процесса, в деловой подход, в футбол, наконец. Этот вид спорта, к счастью, еще способен привлечь к себе внимание российских болельщиков, то есть потребителей. А вслед за ними - и производителей, то есть спонсоров.

Из-за одной только смены президента Ф. на президента Т. денежные мешки от футбола не отвернутся. Если, конечно, они преследуют истинные спонсорские цели.

АППАРАТ

Не готов утверждать, что РФС полон людей случайных, набранных по принципу личной преданности или из-за давнего знакомства. По той простой причине, что о ключевых работниках футбольного союза мало что известно. В аппарате РФС имелась определенная текучка кадров, и при этом он все-таки работал, иначе нерешенные процедурные вопросы попросту похоронили бы российский футбол. Но вот вам факт: в ведомстве Фурсенко одно время трудились сразу пять вице-президентов и ни одного генерального директора. Отсутствовал и генеральный секретарь, функции которого выполняли два его заместителя.

Очевидно, что с приходом Толстых в аппарате РФС неизбежны структурные и кадровые перемены. Которые не могут не затронуть отряд советников Сергея Фурсенко. Сколько их было и сколько осталось, доподлинно не известно, но наделять людей такими должностями бывший президент РФС любил и деньги им платил исправно.

ПРЕСС-СЛУЖБА

Не сказать, чтобы сотрудники медиадепартамента РФС работали плохо. Не устраивал в первую очередь результат их работы. В самом названии пресс-службы заложено обеспечение коммуникации футбольного органа с СМИ и их представителями. Что, в свою очередь, подразумевает максимально быструю реакцию на штатные и нештатные ситуации, возникающие в российском футболе с ураганной периодичностью. Пусть даже эта реакция будет официальным пресс-релизом - все лучше, чем молчание, частенько имевшее место по непонятным причинам.

Хотя чего уж тут непонятного. Пресс-служба порой просто не знала, что говорить, поскольку не получала на то высочайших указаний. Когда Фурсенко хотел, он общался с прессой сам, а когда не хотел, с ней не общался никто. Вывести шефа на телеканал, сопроводить в поездке, подготовить программки и аккредитации - задачи важные. Но прокомментировать что-нибудь действительно судьбоносное - упаси боже. При том что грамотное информационное прикрытие некоторым словам и делам экс-президента РФС, мягко говоря, не помешало бы.

Впрочем, актуально это все лишь в том случае, если главу общественной организации заботит не благосклонность первых лиц государства, а общественное мнение. Толстых, насколько мне известно, оно заботит.

КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ

Новому главе РФС придется продираться и через этот камыш, отделяя людей случайных и бесполезных от профессиональных и по-настоящему футбольных.

Пятнадцать постоянных комитетов РФС не кажутся проблемными. Женский футбол, пляжный, массовый, ветераны, технические вопросы, медицина, юриспруденция, персональные стипендии, тренерские квалификации… Хотя и среди этих образований, в свете уже сказанного Толстых, есть весьма значимые. Например, комитеты по безопасности и работе с болельщиками, программ развития футбола (в настоящий момент его возглавляет экс-президент "Амкара" Валерий Чупраков), судейско-инспекторский и по развитию региональных центров подготовки.

Другое дело - юрисдикционные комитеты: КДК, апелляционный, по этике, по статусу игроков, палата по разрешению споров, комиссия по деятельности агентов. Именно эти структуры являются инструментом и одновременно индикатором участия РФС в важнейших футбольных процессах. Они не могут быть независимыми от воли руководителя, которая, в свою очередь, обязана неустанно подталкивать футбольных "силовиков" к полному соответствию законам. В противном случае неизбежны волюнтаризм или соглашательство. С тем и другим в последние годы мы сталкивались довольно часто.

Есть в РФС и еще одна группа важных комитетов, отвечающих за лицензирование футбольных клубов и сертификацию стадионов. К их деятельности мы вернемся ниже.

ГОСУДАРСТВО

Здесь надо четко различать участие государства в развитии футбола как вида спорта и его присутствие в профессиональном футболе.

Первое подразумевает не только укладку полей и нормализацию работы детских школ, но и мощную правовую деятельность. Ясно, допустим, что без эффективной власти нам никогда не справиться с бардаком на стадионах, футбольными откатами-распилами и договорняками. Толстых обозначил решимость тесно партнерствовать с государством во всех этих вопросах. С интересом посмотрим, как у него получится.

Второй аспект - госбюджет и профессиональные клубы. Здесь, прямо скажем, все запущено.

Лет 10 назад Толстых говорил мне, что бюджетное финансирование клубов допустимо и даже необходимо на определенном этапе, который он назвал переходным. Сегодня ясно: переход затянулся, а государственное финансирование не только не ослабло - оно усилилось и приняло монструозные формы.

Одна из таких форм - опека клубов госкопорациями. Понятно, что тут присутствует лукавство, шитое белыми нитками: сырьевые монстры, дескать, - акционерные общества, и государство лишь владеет их контрольным пакетом, но не вмешивается в распределение прибыли. При том что госкомпании несут свой крест по обеспечению города или региона качественным футбольным зрелищем.

Все это здорово, конечно. И я не стану говорить сейчас о лишенных газа старушках, легионерах вместо детских садов и сборах в пятизвездочных отелях взамен надбавок учителям. Такие вопросы, в конце концов, регулируются галочками в выборных бюллетенях. Точнее - должны регулироваться.

Зато скажу о спортивной составляющей. Большой клуб покупает большого игрока за большие деньги. Кайф? Еще бы. Но только в том случае, если деньги эти не выделены чиновничьим администрированием. Заплатить чужое, то есть бюджетное или госкорпоративное, легко. Куда тяжелее объяснить потом частникам, заплатившим свое кровное, почему они не попали в Лигу чемпионов или вылетели из премьер-лиги, проиграв борьбу "бюджетникам".

Кто-то рассчитывал на собственный карман, искал спонсоров, занимал, рисковал. А кто-то просто получил жирный шмат из чиновничьих рук или полез со слезными просьбами на самый верх: нагните, мол, кого-нибудь, потому что свои штаны мы уже протерли, новые нам никто покупать не хочет, а социальная функция у нас сами знаете какая - о-го-го! Итог: в неравной борьбе с политикой футбольный бизнес терпит крах. Выше в таблице не те, кто лучше ведет дела, а те, кто бойчее просит.

В этой связи удивили недавние слова одного из руководителей РФПЛ Сергея Чебана:

"Представьте такую ситуацию. Вы заходите в зоопарк и видите надпись рядом с вольером: "Данный вид поддерживается компанией "Газпром". Или, допустим, в Большом театре устраивается благотворительная акция, и ее спонсирует крупная компания. Вы же нормально это воспринимаете?"

Конечно. Потому что театры и тигры не конкурируют между собой с целью выявить сильнейшего в спортивной борьбе. Благотворительность? Нет проблем. Но кто решил, что Большой театр - это именно "Зенит", а не, скажем, более титулованное в догазпромовские времена "Торпедо"? И как быть с остальными театрами? Почему их труппы государство не пополняет актерами-звездами за десятки миллионов евро?

Помогать - так всем в равной степени или хотя бы пропорционально. Хочет отечество почувствовать себя меценатом - пусть выделит сумму на все клубы, проведя ее, к примеру, как транш лиге за телеправа. В противном случае нарушается важнейший спортивный принцип - стартовое равенство возможностей и рисков. Деньги у всех разные, но каждый рассчитывает только на себя - вот в чем этот паритет. Когда его нет, становится понятно: вместо благотворительности мы имеем дело с государственным влиянием на результат соревнования.

Это, кстати, автоматически снижает стоимость продукта, который должна как можно дороже продать РФПЛ. Тем забавнее, что к госкорпоративному финансированию столь лоялен как раз представитель лиги.

Еще из Чебана:

"Руководство "Зенита" очень четко ответило, откуда возьмутся средства на трансферы этих футболистов: клуб заработает их, выступая в еврокубках".

То есть речь идет об обычном кредите? Тогда нет вопросов. Кроме одного: каковы срок, сумма, проценты, поручители? Им придется платить, если "Зенит" не попадет в еврокубки, верно? А чем, интересно, станет расплачиваться с РЖД "Локомотив", с татарскими энергетиками - "Рубин", с областными правительствами - "Ростов" и "Амкар"? Впрочем, в этих клубах по крайней мере не говорят о возврате денег. Просто берут и всё.

В защиту нынешнего положения дел часто слышится такой аргумент: "Пусть лучше деньги уйдут на футбол, чем вообще неизвестно куда. Мы их все равно не увидим". С последним сложно не согласиться. Но это не значит, что одной ошибкой следует оправдывать другую. Мы имеем право видеть эти деньги, потому что газовая монополия, как и другие такие же, создана и контролируется нашим с вами государством. А не видим мы потому, что отсутствует общественный контроль за деятельностью многих государственных сфер. Пока отсутствует.

Кроме того, бюджетные клубы все более отучаются жить по средствам. Тот же "Зенит" хорошо зарабатывает, там трудятся толковые люди. Но скажи им, что поддержки "Газпрома" больше нет, траты резко снизятся. Про региональные команды и говорить нечего: перекрой им бюджетный кран, наступит глубокий, хотя и временный, шок.

Что ж, давайте в таком случае не лечить наркоманов. Продолжим вскладчину оплачивать им регулярные дозы, не то ведь у них ломка будет! Главное, не забыть при этом: употреблять наркотики плохо, но еще постыднее их поставлять.

Как бороться с этой болезнью и стоит ли ее запускать, - еще одна проблема, над решением которой в той или иной степени предстоит думать главе РФС. Равно как и над финансовым fair play, и над ростом зарплат в российском футболе. Англичане, у которых восемь клубов из двадцати в премьер-лиге - прибыльные, и те намерены как-то лечить эту проказу. Десять лет назад там тратили на зарплаты в среднем 62 процента клубных бюджетов, нынче - 70. Интересно, сколько отдаем игрокам и агентам мы?

РФПЛ и ФНЛ

Речь не о личных отношениях Толстых с бывшим конкурентом по выборам в президенты РФС Сергеем Прядкиным, а о взгляде нового руководителя футбольного союза на работу РФПЛ. Ясно, что у него есть ряд претензий к четкости работы этой организации. К тому же премьер-лига, ходят слухи, задолжала головной конторе значительную сумму за то, что та предоставила возможность реализовать телеправа на чемпионат России. А к самой реализации телеправ, получившей недавно в РФПЛ новый импульс, Толстых может претензий и не иметь.

Очевидно и другое: как бывшему руководителю ПФЛ, ему есть что сказать Игорю Ефремову, командующему первым дивизионом. Но еще более бесспорно следующее: Толстых не может устраивать ситуация, при которой почти восемь десятков клубов второго дивизиона вообще не объединены ни в какую структуру. То ли казачья вольница, то ли паралич власти.

Требует решения и вопрос со студенческой лигой. Ее бывший куратор Айваз Казиахмедов трудится в "Анжи", само же начинание Сергея Фурсенко пребывает в эмбриональном состоянии. А может, студенты максимально шифруются, бурно прогрессируя на самом деле?

СУДЕЙСТВО

Александр Бобров, мой коллега по "СЭ", звонит в судейские колокола денно и нощно. Его можно понять: главой судейско-инспекторского комитета продолжает оставаться бывший ростовский губернатор Владимир Чуб, в чем не было бы ничего дурного, если бы он работал, а не числился; человек с бендеровски необъятным именем Хосе Мария Гарсия Аранда Энсинар пребывает в ранге советника главы РФС, получая за свои неслышные советы серьезные деньги; Роберто Розетти вовсю закручивает информационный вентиль, считая, что именно в этом и есть залог судейского прогресса; арбитры время от времени куролесят на футбольных полях отчизны, словно нет над ними ни испанца, ни итальянца, ни экс-губернатора.

Это не так уж сложно объяснить. Нерадивых полицейских и даже прокуроров у нас иногда ловят за руку. Футбольных судей в худшем случае задвигают по карьерной линии, всерьез не прищучив до сих пор ни одного. Продолжается это с 1936 года - с первого чемпионата СССР. Удивительно честная профессия.

АГЕНТЫ

О людях, выбравших в жизни эту нелегкую стезю, сказано немало. На сайте РФС есть их список, насчитывающий 95 человек. Существуют регламент и комиссия по деятельности агентов, возглавляемая Сергеем Чебаном, ближайшим соратником Сергея Прядкина. Нормы более или менее прописаны. Там много что дозволено и запрещено. Другое дело - как оно выполняется и насколько пристально РФС за этим следит.

Приведу пример. Месяц назад президент одного из клубов второго дивизиона, содержащий довольно большую детскую школу, посетовал в частном разговоре:

- Увели двух парней 1996 года.

- Так они уже взрослые, контракты должны быть.

- А их в любители переквалифицировали. Есть в Москве одна школа с любительским статусом - что-то вроде перевалочной базы. Молодежь там перекантуется, потом снова превращается в товар. А тем, кто вырастил, при помощи такого трюка можно не платить.

Похожие истории мне рассказывали пострадавшие из другого интерната средней полосы. Все это тоже агентская деятельность, которая давно нуждается в более эффективном регламентировании и контроле.

ЛЕГИОНЕРЫ

Толстых был и остается противником нового лимита, облегченного недавно столь стремительно, словно где-то что-то в тот момент горело. Перед тем как предпринять какие-то действия, он обещал "посоветоваться с сообществом", от которого свое мнение скрывать, конечно, не станет. Хуже от этого станет клубам или нет, и если хуже, то каким, покажет время. Зато сборная в случае возвращения к формуле "6+5" внакладе точно не останется. А именно успехи сборной, напомню, Толстых назвал главным приоритетом деятельности РФС.

Есть надежда, что наконец-то закончится мыльная опера с предоставлением статуса легионера игрокам с российским паспортом, не имеющим права выступать за сборную России. Клубы получали прощение от Сергея Фурсенко несколько лет подряд, но не сказать, чтобы количество таких игроков за это время сильно сократилось.

БАЗА СБОРНОЙ

России давно пора обзавестись центром для подготовки сборных команд. Одни предлагают модернизировать уже имеющуюся базу в Бронницах, другие отстаивают преимущества стройки в Звенигороде. В числе последних - Алишер Аминов, снявший свою кандидатуру на выборах президента РФС в пользу Толстых и достаточно близкий к нему по футбольным взглядам. С другой стороны, министр спорта Виталий Мутко, также поддержавший Толстых, от участия государства в строительстве звенигородского центра всячески открещивается, допуская инвестиции со стороны частных инвесторов.

Какой-то дисбаланс в решение вопроса все это, безусловно, внесет, но современная база многочисленным сборным, курируемым РФС, как минимум не помешает.

РЕГИОНЫ

Отношения РФС с регионами не исчерпываются фразой: "Вот вам деньги - и давайте, до свидания". То есть финансирование в разумных объемах, отчего-то прекратившееся в последние месяцы правления Сергея Фурсенко, понятно, необходимо. Как и укладка полей, и стройная система региональных соревнований, и подготовка молодых судей…

Но куда важнее другое: детские школы. РФС не может обязать богатых людей насильно включаться в этот процесс. Потенциальный максимум - потребовать создания собственных школ от клубов. И те создадут, не гарантируя при этом качества. Что остается в этой ситуации?

Тормошить государство. Минспорта - чтобы привело в порядок имеющиеся на его балансе ДЮСШ, минобразования - чтобы оживило свои спортивные учреждения и внедряло футбол в программу школьного обучения.

Муторная, рутинная работа. Но и это тоже епархия президента РФС.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КЛУБОВ

Работа вроде непыльная - сиди себе и лицензируй. Есть, однако, и здесь подводные камни. Толстых всегда был лютым противником смены формы собственности: было ОАО - стало ЗАО, был фонд - стало ФГУП и так далее. То есть сама смена, конечно, возможна, но без права преемственности. Развалил клуб как юридическое лицо - начинай по новой в любителях. Любой другой вариант - живительная среда для любителей поматросить, бросить, наделать долгов, обанкротить и начать новую жизнь в том же профессиональном дивизионе.

Живы еще в памяти и битвы Толстых с клубами, оформляющими легионерам российское гражданство мутным процессуальным образом. Как раз за это он лишил в свое время стерлитамакский "Содовик" аж 57 очков и права выхода в первый дивизион. 5 миллионов долларов, потраченных башкирами на успешный, казалось бы, сезон, пошли прахом.

Не менее важна сертификация стадионов и газонов. Мы много знаем про самарское поле, то облезшее, то утопшее и перестеленное после десятого предупреждения, но нам ничего не известно о людях, раз за разом выдававшим этому полю сертификат. Хотя это вовсе не мифические персонажи, а вполне конкретные чиновники.

Косвенно связанная с лицензированием тема - материальная ответственность клубов. У нас многомесячная невыплата зарплаты считается бедой, а не виной, в то время как швейцарцы не захотели терпеть и двух месяцев, сначала лишив "Ксамакс" четырех очков, а затем профессиональной лицензии. Шотландцы, в свою очередь, учинили расправу над самим "Рейнджерс", отправив легендарный клуб за долги в любители. Вопрос решила шотландская лига, в то время как наша терпела фортели "Сатурна" до тех пор, пока он сам не совершил харакири.

БОЛЕЛЬЩИКИ

Чего не хватает российскому футболу на данном фронте, ни для кого не секрет: а) закона о болельщиках; б) базы данных на футбольных хулиганов; в) неотвратимости наказания за правонарушения на стадионах.

Первый документ Толстых предпочитает называть "законом о спортивно-массовых мероприятиях", что справедливо. Никто не знает доподлинно, по каким критериям делить людей на болельщиков и прочих. Куда яснее понятие "зритель", то есть человек, пришедший на стадион или арену. У него есть права и обязанности. Одни должны обеспечиваться, вторые выполняться. В противном случае виновные обязаны нести наказание, только и всего. Даже если они не посетители, а организаторы или блюстители порядка.

База данных на футбольных хулиганов поможет справиться с одной из главных проблем: не допустить на стадион повторно тех, кто уже нарушил дисциплинарные нормы. Полиция сегодня может зверствовать сколько угодно, но опознать тех же хулиганов через неделю выше ее слабеньких сил. А вот если хлопцы будут идентифицированы и принуждены отмечаться во время следующей игры в полицейском участке, как в Англии, их последователи задумаются, стоит ли им впредь гондурасить на трибунах.

Неотвратимость наказания требует как технической, так и законотворческой базы. Видеоустройства нынче способны разглядеть из космоса медный пятак, не говоря уж про специфические лица стадионных бойцов. Остальное давно должно стать конвейером. "Украл, выпил - в тюрьму", - говорил Доцент из "Джентльменов удачи". "Жег, ломал, дрался, матерился - под статью", - добавлю от себя. В ста случаях из ста! Только это заставит людей сначала думать, а потом делать.

В своде наших законов, правда, в настоящий момент есть не все соответствующие статьи. А те, что есть, не всегда работают. Вывод - необходимо лоббировать действенные поправки. Вносят же у нас волчьи уточнения по поводу мирных политических протестантов?! Чем лучше, спрашивается, далеко не мирные футбольные деятели?

До сих пор подобные проблемы решались не технически и не законотворчески, а с помощью "Кодекса чести", выставленного перед собой, словно крест от нечистой силы. Пора бы настать другим временам.