6 июня 2013, 10:00

Фредрикссон и мифы

Дмитрий Гирин
Корреспондент

СВОЯ КОЛОНКА

Дмитрий ГИРИН

Фамилию шведского судьи Эрика Фредрикссона во времена моего детства знал каждый, интересующийся футболом. Знал и ненавидел его всеми фибрами души, считая его антисоветчиком и русофобом. Причем, как полагали многие, таковым он был не только по складу характера, но и по указке мировой футбольной закулисы, в существование которой мы искренне верили и которая всячески вставляла палки в колеса Советскому Союзу, его представителям на международной арене.

В то, что Фредрикссон мерзавец и негодяй, сознательно "убивавший" нашу сборную, верили даже те, кто не видел ни матча СССР - Бельгия на чемпионате мира 1986 года, ни встречу СССР - Аргентина четырьмя годами позже. Должен признаться, что долгое время в это число входил и я. Мексиканский турнир прошел мимо меня в силу возраста - в 1986-м был слишком мал, и футбол еще не входил в число главных увлечений моей жизни. Но игру с аргентинцами в 1990-м уже видел.

Момент, когда Диего Марадона выбил мяч из пустых ворот после удара Олега Кузнецова, был, конечно, вопиющий. Но зарубки на сердце это, как ни странно, не оставило. Шансы-то на продолжение борьбы у сборной СССР еще оставались. Да и, честно сказать, играла в том матче наша команда плохо, хотя тут же поспешили объявить, что футболистов деморализовал тот самый эпизод. Впрочем, основания для построения теории заговора были: поражение, по сути, выбивало из турнира аргентинцев, действующих чемпионов мира, чего допустить, разумеется, никак было нельзя.

О том, что судил матч в Неаполе тот самый Фредрикссон, я узнал позже, как и то, чем он был печально знаменит. Узнал из первой части традиционного футбольного ежегодника, счастливым обладателем которого был мой товарищ и который перечитывался мною неоднократно. Там, естественно, в красках описывалось, как необъективное судейство помешало сборной Советского Союза добиться успеха. Хотя было указано и на недоработки тренерского штаба и игроков. Так тогда было принято.

Тем не менее, зерна нелюбви к Фредрикссону были брошены в детскую душу, которые впоследствии, с прочтением новых публикаций, дали всходы. Позднее к Фредрикссону добавился португалец Жорже Корроаду, которого хотелось ненавидеть еще больше, чем шведа. Потому что матч "Антверпен" - "Спартак" поверг в шок миллионы, и не один российский школьник вроде меня провел тогда ночь в слезах - не в силах смириться с чудовищной, как тогда казалось, несправедливостью.

Жизнь в эпоху развитого интернета дает возможность вернуться в прошлое. Не так давно решил наконец посмотреть тот самый матч с Бельгией. Благо, что его даже не нужно откуда-то скачивать - достаточно зайти на Youtube.

Последствия просмотра оказались катастрофическими - мироздание пошатнулось и дало серьезную трещину. Как оказалось, моменты с голами Энцо Шифо и Яна Кулеманса в ворота Рината Дасаева, которые, как принято считать, были забиты из явного офсайда, выглядят как минимум спорными. А имеющиеся в открытом доступе видеозаписи не дают четкого ответа на вопрос, было там положение "вне игры" или нет. Просто из-за отсутствия так называемой офсайдной камеры, которая показывала бы и пасующего, и принимающего передачу. Что и позволило создать и внедрить в миллионы голов миф об "убийстве" в Леоне.

Подумалось: неужели и с Корроаду та же история - и "преступление" в Антверпене тоже миф? Как выяснилось - да. Уже, увы, ушедший от нас Андрей Иванов действительно ударил бельгийца в своей штрафной, пусть мяч в этот момент и был за ее пределами. А по букве футбольных правил - это пенальти. Но техническая ошибка Корроаду, показавшего красную карточку не Иванову, а Виктору Онопко, и то, что этот момент не попал в трансляцию, и позволило родиться истории, передающейся болельщиками "Спартака" из уст в уста.

Между прочим, не так давно отечественные СМИ пытались запустить еще один миф и вылепить еще одного "убийцу". Тоже, кстати, португальца - Лусилиу Батишту, судившего в 2004 году ответный матч 1/8 финала Лиги чемпионов "Монако" - "Локомотив". Сработал он тогда и вправду отвратительно. Вот только дальнейшая его карьера показала, что никакой он не русофоб, а просто плохой судья.

Равно как и Фредрикссон, оскандалившийся еще на ЧМ-1982 без участия сборной СССР, а в том самом матче с Аргентиной не давший очевидный пенальти в советские ворота.

Но ведь без футбольных мифов жить нельзя, не правда ли?

31