Новости

25 мая 2007, 04:11

Как "Спартак" обыграл Марадону

Очередным собеседником специальных корреспондентов "СЭ", совершающих турне по Австрии и Швейцарии, стал итальянский тренер, под руководством которого Диего Марадона осенью 1990 года играл в Москве против "Спартака".

     В марте 1973 года Альберто Бигон забил гол в ворота московского "Спартака" в матче Кубка кубков, а в ноябре 1975-го - в Кубке УЕФА. Прошло 15 лет, пока "Спартак" взял у него реванш: произошло это в ноябре 1990-го в Кубке чемпионов, и противостоял он красно-белым уже не в качестве игрока "Милана", а как главный тренер "Наполи", в составе которого на поле Лужников вышел легендарный Диего Марадона. Неаполитанцам это не помогло: москвичи одолели их в серии пенальти.

     С того памятного матча и началась наша беседа с 59-летним итальянским специалистом, который возглавляет ныне швейцарский "Сьон" - команду, кстати, которая в истории "Спартака" тоже след оставила. Некрасивый, напомним, след, но к нему Бигон никакого отношения не имеет. Он работал со "Сьоном" в 1996 - 1997 годах, выиграл с ним чемпионат и Кубок Швейцарии, но накануне следующего сезона, как раз отмеченного скандалом с черкизовскими воротами, перебрался в "Перуджу".

     - Помните, как уступили дорогу в Кубке чемпионов "Спартаку"?

     - Как такое забудешь! Ведь я тогда выбыл из турнира, не проиграв ни одного матча и не пропустив ни одного гола! До "Спартака" мы дважды с сухим счетом обыграли венгров, а оба матча с вашей командой закончились вничью - 0:0, и все решилось в серии пенальти.

     - Фаворитом в этой паре считали "Наполи", в составе которого выступал Марадона. Так почему же дальше прошел "Спартак"?

     - В первом, домашнем матче мы упустили как минимум два верных голевых момента - мяч попадал в стойку ворот. А вот в конце встречи уже едва сами не пропустили. Надеялись взять свое в Москве, но, к сожалению, вновь не смогли забить, а в серии пенальти ваши ребята не промахнулись ни разу, тогда как мы допустили одну ошибку, ставшую роковой. Могу сказать, что большую роль в успехе "Спартака" сыграл ваш вратарь (нынешний спортивный директор клуба Станислав Черчесов. - Прим. "СЭ"), а нам сильно не хватило травмированного бразильца Кареки.

     - Многим в России то противостояние памятно не только победой "Спартака", но и тем, что в Москву прилетел Марадона. Причем не вместе с командой, а на следующий день. Не приоткроете завесу над этой детективной историей?

     - Первый матч состоялся в октябре. Незадолго до игры Марадона исчез - отправился по своим делам в Буэнос-Айрес. К счастью, к домашнему поединку со "Спартаком" успел вернуться. Ну а перед вылетом в Москву не явился в расположение команды. Мы собрались в понедельник утром на базе, но Диего не было. Не появился он и к обеду. К нему домой отправили делегацию из трех человек во главе с тогдашним нашим спортивным директором Лучано Моджи, однако Диего отказался открывать им дверь, так что посланцы вернулись ни с чем. В итоге самолет с командой на борту вылетел в Москву с двухчасовым опозданием.

     - Почему Марадона себя так повел?

     - Сейчас уже все знают о проблемах Диего, о них говорят и пишут. Тогда тоже знали, но говорить об этом публично никто не смел. На страницы печати история Марадоны выплыла уже позднее, когда Диего попался на допинг-тесте и со скандалом покинул Италию... Одним словом, в Москву он тогда с нами не полетел, и я на него в матче с вашей командой уже не рассчитывал.

     - Что же произошло дальше?

     - На следующий день, когда мы уже были в Москве, Марадона - то ли сам, то ли через кого-то из агентов - позвонил, кажется, тому же Моджи и сказал, что вылетает в Россию на воздушном такси. К вечеру вторника они с женой были в Москве. Поначалу речь вообще шла о том, что Диего прилетел туристом, а не играть против "Спартака". Я был даже против того, чтобы он поселился в одной гостинице с командой, однако руководство клуба решило иначе. На следующий день по инициативе самого Марадоны и при попустительстве руководства Диего оказался и в нашем автобусе, который отправлялся на матч. В этой ситуации не заявить Марадону на игру я не решился, хотя поначалу собирался отправить его на трибуну. Но на ребят само присутствие лидера в автобусе и на скамейке запасных действовало ободряюще. Так Диего сначала оказался в запасе, а во втором тайме я выпустил его на поле. Впрочем, в оставшееся основное и дополнительное время ничего выдающегося он сделать не сумел. Да, свой послематчевый пенальти забил, но это нам не помогло. Вот, собственно, вкратце и вся история о том, как Марадона приезжал на игру со "Спартаком".

ДЛЯ НЕАПОЛЯ ДИЕГО ДО СИХ ПОР БОЖЕСТВО

     - Марадона был неуправляем все то время, что вы работали с "Наполи"? Или вы все же имели на него какое-то влияние?

     - В сезоне-89/90, когда мы выиграли скудетто, Диего вел себя чуть ли не образцово. Легенды о том, что он пропускал тренировки и бывал в команде два-три дня в неделю, не соответствуют действительности: в чемпионском сезоне Марадона работал вместе с остальными и вытворял на тренировках не менее фантастические вещи, чем в матчах. Он был настоящим лидером команды и по мастерству, и по духу, а команда его обожала. При всем своем величии Диего никогда не ставил себя выше других, а бился на равных с ними за честь Неаполя, за что город его боготворил. Да и до сих пор Марадону в Неаполе считают богом!

     - Но ведь вам-то было хорошо известно, что он уже тогда злоупотреблял наркотиками?

     - Основные проблемы Диего в отношениях с клубом начались все же после того нашего скудетто. В сезоне-90/91, когда мы и играли со "Спартаком", Марадона уже стал неуправляемым. Мог надолго куда-то пропасть, начались серьезные конфликты с руководством. К сожалению, гениальный футболист оказался не приспособлен к жизни за пределами поля. На волне победы в серии А мы еще завоевали Суперкубок Италии (обыграв "Ювентус" - 5:1. - Прим. "СЭ"), но в целом сезон получился неудачным. В ноябре уступили дорогу "Спартаку" в Кубке чемпионов, в чемпионате заняли лишь восьмое место, а сам Диего весной 91-го улетел в Аргентину, где его сначала арестовали, а потом отпустили.

     - Сейчас, оглядываясь на события 17-летней давности, вы можете себя в чем-то упрекнуть и предположить, что тот "Наполи" еще мог продлить свою сказку?

     - История не признает сослагательного наклонения. Выиграть скудетто в Неаполе все равно что пять или десять раз сделать это с "Миланом" либо "Ювентусом", так что мне грех жаловаться на судьбу. Привезти титул в город, который по безумной любви к футболу не уступит самой Бразилии, - значит, навсегда остаться в сердцах болельщиков. Тогда ведь даже на стенах главного неаполитанского кладбища появилось обращение к усопшим: "Вы не представляете себе, что вы пропустили!" После победы 1990 года в Неаполе царила такая эйфория, а нас всех так носили на руках, что вернуться с небес на землю было, наверное, невозможно. У нас оставался очень хороший состав, но всеобщая атмосфера праздника вкупе с проблемой Марадоны не могли не сказаться на результатах. Все, к сожалению, объективно шло к тому, что в итоге и произошло.

     - Можно ли было тогда спасти Марадону?

     - Все дальнейшие события в его жизни показали: вряд ли. В отличие от Пеле, Беккенбауэра, Кройфа или Платини Диего так до сих пор и не сумел найти себя вне футбольного поля. Впрочем, комментировать его частную жизнь считаю неэтичным.

     - Вы согласны с теми, кто именно Марадону называет самым великим футболистом в истории?

     - В моем понимании велик все-таки тот, кто велик не только на поле, но и за его пределами. Но если брать чисто спортивный аспект, то, пожалуй, равных Марадоне действительно не было. Помимо фантастической технической одаренности, он в свои лучшие годы был невероятно вынослив и физически силен. Поверьте человеку, который его тренировал.

"СПАРТАК" 70-Х ПОРАЗИЛ БЕДНОСТЬЮ

     - История вашего личного противостояния со "Спартаком" началась, когда о Марадоне мир еще не слышал. Помните два вояжа в Сочи в 70-е?

     - Конечно, помню. Тем более что в обоих случаях забивал голы "Спартаку" - хотя дома, а не в Сочи. Правда, в 73-м, если память не изменяет, в нашей голевой атаке я и там поучаствовал - а вот кто стал автором гола, не помню (единственный мяч в той встрече на счету Бенетти. - Прим. "СЭ"). А в ответном матче на "Сан-Сиро" я забил уже в дебюте. Ваша команда быстро сравняла счет, но большего сделать не смогла, а ничья устроила нас. Кстати, в итоге мы тогда выиграли и сам Кубок кубков. А два с половиной года спустя мы играли в Сочи уже ответный поединок, который практически ничего не решал: дома мы победили "Спартак" со счетом 4:0. В Сочи проиграли - 0:2, но никто особо не расстроился.

     - Чем запомнился вам "Спартак" 70-х?

     - В 1973 году мы изначально находились в более выгодных условиях: у нас сезон был в разгаре, а у вас еще не начинался. Но ваша команда достойно сражалась с будущим обладателем Кубка кубков. Пожалуй, "Спартак" оказался более трудным соперником, чем пражская "Спарта", с которой мы играли в полуфинале. А вот в 75-м особых проблем не возникло: после крупной победы дома ответная игра превратилась в формальность.

     - Какие-то детали в памяти остались?

     - Нас поразило, какая скромная была у вашей команды форма. Не физическая, а та, в которой игроки выходили на поле. Мы в "Милане" привыкли к красивой и нарядной экипировке, а вот у наших соперников она оказалась, уж не обижайтесь, какой-то убогой. Думаю, что футболисты такого уровня заслуживали лучшего.

МНЕ ПРЕДЛАГАЛИ ВОЗГЛАВИТЬ "РОСТОВ"

     - До возвращения в "Сьон" вы некоторое время работали консультантом в "Реджине", откуда трое игроков перебрались в российскую премьер-лигу: бразилец Моцарт и чех Йиранек теперь в "Спартаке", итальянец Пелиццоли - в "Локомотиве"...

     - Могу сказать, что ваши клубы сделали хороший выбор. Правда, один из этих троих явно уступает по силе характера двоим остальным, но ведь не все люди одинаковы, верно?

     - Кого вы имеете в виду?

     - Обойдемся без фамилии, ведь это мое субъективное мнение. Еще раз скажу: все трое - очень квалифицированные игроки.

     - Вас не удивляет, что Пелиццоли никак не может попасть в состав "Локомотива"?

     - Пелиццоли не в стартовом составе?! Странно... Это сильный вратарь, в серии А он был на хорошем счету.

     - А вам никогда не прелагали поработать в России?

     - Представьте себе, года два или три назад такой вариант вдруг возник. Правда, столь же резко все и затихло. Переговоры велись не напрямую, а через одного агента, который до серьезных контактов с самим российским клубом дело так и не довел.

     - О каком клубе идет речь?

     - Насколько я понимаю, о "Ростове".

     - А если в будущем какой-нибудь российский клуб выйдет с вами на прямой контакт, вступите в переговоры?

     - Пока у меня контракт со "Сьоном", но кто знает, что ждет меня после его окончания? С вашей сборной работает Гус Хиддинк, в "Спартаке" одно время трудился мой соотечественник Невио Скала, а голландец Дик Адвокат тренирует "Зенит", так что тренеры-иностранцы для вас уже не экзотика. Если когда-нибудь поступит предложение из России, почему его не рассмотреть?

     Георгий КУДИНОВ, Борис ТОСУНЯН
Мартини

Альберто БИГОН

     Родился 31 октября 1947 года в Падуе.

     Нападающий, полузащитник.

     Основную часть карьеры провел в "Милане" (1971 - 1980). В серии А сыграл 218 матчей, забил 56 голов.

     Чемпион Италии 1979 года, обладатель Кубка 1972, 1973, 1977 годов. Обладатель Кубка кубков 1973 года.

     В качестве главного тренера выиграл с "Наполи" чемпионат и Суперкубок Италии 1990 года, со "Сьоном" - чемпионат и Кубок Швейцарии 1997 года.