1 мая 2010, 00:24
Если без долгих предисловий, то говорить мы сегодня будем о футбольных идеях и решениях. Не обо всех, однако, а лишь о тех, что по истечении времени обрели статус… не хотелось бы заигрывать со словом "бредовых", поэтому остановимся на термине "странных".
Футбольный люд горазд на выдумки, и идей такого рода у него всегда было с избытком. Вспомнить их все авторской голове не под силу - не сервер все-таки. Так что у тебя, уважаемый читатель, есть возможность пополнить реестр футбольных странностей, используя текстовые комментарии внизу этой странички. А пока - десятка самых странных идей российского футбола. Версия "СЭ".
1. Внезапное расширение премьер-лиги до 18 команд.
В конце 2004 года выяснилось, что покинуть высший свет должны волгоградский "Ротор" и краснодарская "Кубань". Известие это стало полной неожиданностью для самих вылетавших. "Как это: мы - и покинуть? На кого?! Осиротить премьер-лигу? Да ни в жисть!!"
Почетный президент "Ротора" Владимир Горюнов, бывший в ту пору депутатом Госдумы, да еще и баллотировавшийся на пост губернатора Волгоградской области, внес на рассмотрение футбольного сообщества мощный законопроект об изменении численного состава премьер-лиги с 16 до 18 команд. По сути он предложил поменять правила игры после окончания самой игры. Причем о прирастании элиты новыми клубами речь не шла: главной задачей Горюнова было сохранить вверху именно "Ротор".
Итог таков: главой области инициатор акции не стал, расширить премьер-лигу президент РФС Вячеслав Колосков не позволил, выборы губернаторов президент России отменил. Впрочем, последнее обстоятельство - звено другой цепочки. Хотя…
Самое же интересное во всем этом следующее: против расширения на собрании президентов клубов РФПЛ голосовали не все - мнения разделились едва ли не поровну. Как тут не вспомнить замечательное высказывание Анатолия Бышовца насчет отсутствия пределов одного человеческого качества.
2. Послематчевая проверка судьи Игоря Захарова на алкоголь.
В июле 2008 года после матча "Шинник" - "Терек" арбитра Захарова заподозрили в нетрезвости и привлекли для его проверки врачей местного наркологического центра. Те диагностировали страшную вещь - "запах алкоголя на расстоянии". В ответ Захаров стал требовать документацию на алкотестеры и создание дубликата проб собственной мочи для проведения независимой экспертизы. Триллер в стиле обколотого Бена Джонсона и российских представителей зимних видов спорта продолжался несколько часов, так в итоге ничем и не закончившись.
Когда дым рассеялся, возник вопрос: какие именно документы запрещали Захарову иметь "запах алкоголя на расстоянии"? В конце концов он имел право как сполоснуть полость рта лосьоном "Огуречный", так и оросить судейское лицо одеколоном "Флер-а-Флер". Отнюдь не безалкогольным.
В дальнейшем никаких попыток запретить судьям предматчевое поедание конфет с ликером или булочек с маком руководителями "Шинника" не предпринималось.
3. Издание "Кодекса чести российского футбола".
Пример свежий, широко обсуждавшийся. Природа возникновения до конца не изучена, в ближайшее время возможны рецидивы. Главная же странность появления "Кодекса" заключается вовсе не в содержавшихся в нем идеях, а в железобетонной уверенности президента РФС Сергея Фурсенко в том, что именно это лекарство способно вылечить наш болезненный футбол.
До сих пор препарат вызывает у пациента лишь побочные эффекты - веселящий и раздражающий.
4. Подписание клубами "Хартии честной игры".
Между тем аналог "Кодекса чести" уже существовал: в мае 2004 года РФПЛ утвердила так называемую "Хартию честной игры". Ни вспомнить суть сей замечательной бумаги, ни найти текст "Хартии" сегодня не представляется возможным. Вероятно, она содержала сплошную фальшь с показухой, пробуждая у клубов внутренний протест. Во всяком случае честность нашему футболу в последние шесть лет только снилась.
Сергей Фурсенко решил исправить положение. Будучи президентом "Зенита", он родил на свет "Хартию футбольных клубов", долгое время "висевшую" на клубном сайте, но никем из участников чемпионата России так и не подписанную. А окончательно отточив перо, придумал "Кодекс чести". Этот документ ни на каком сайте забыт точно не будет: уж больно ярко сработан. Да и формулировки пробирают до костей.
5. Обеспечение арбитров милицейским конвоем.
В марте 2005 года в недрах РФПЛ родилось выдающееся решение. Поскольку найти гарантированно честных и бесстрашных футбольных арбитров в нашей стране никак не получалось, футбольные чиновники задумали оградить судейские бригады от контактов с внешним миром, полным угроз и соблазнов. Для этого всех имеющихся в наличии рефери за два дня до игры вызывали в Москву, где проводили жеребьевку назначений на матчи. После чего невостребованные судьи разъезжались по домам, увозя из столицы сувениры и раздражение от своей дурацкой туристической поездки, а востребованных брали под белы руки милицейский офицер в чине не ниже майора и его напарник, которому дозволялось быть сержантом. Все из себя красивые, с резиновой палкой, наручниками и бронежилетом.
Нововведение продержалось около полугода. На деле оказалось, что милиционеры не столько присматривают за неблагонадежными судьями, сколько сами нуждаются в ночлеге и кормежке, которыми МВД их не обеспечивало. Разъезды по стране этих печальных бригад под кодовыми названиями "кто был охотник, кто добыча: все дьявольски наоборот" или "битый небитого везет" сами собой сошли на нет.
6. Переход на систему "осень-весна".
Локомотивы идеи - президент ЦСКА Евгений Гинер и присоединившиеся к нему владельцы некоторых других клубов. Преимущества предложения, веером разложенные перед почтенной публикой, выглядят очевидными не для всех. В отличие от недостатков. Болельщики из холодных регионов, например, при упоминании о зимних походах на стадион впадают в жалобный озноб, а представителям первого и второго дивизионов кажется, что система "осень - весна" будет ниспослана свыше с единственной целью: чтобы их умертвить.
Оптимизма инициаторов перестройки, однако, это не убавляет. Именно смена наших временных полюсов кажется им наиважнейшим условием для интеграции российского футбола в мировой или хотя бы в европейский. Сама Европа хранит молчание: пытаться понять загадочных русских там уже давно считают затеей бесперспективной.
7. Приглашение в ФК "Москва" Луиша Фигу и Пола Гаскойна.
Конечно, это были штучки-дрючки имени Юрия Белоуса. Причем от идеи с приглашением Гаскойна бывший генеральный менеджер "горожан" потом открестился, назвав ее выдумкой журналистов. Хотя как раз этому персонажу было что делать в нашей стране. Здесь он легко нашел бы не только единомышленников по своему веселому хобби, но и предмет, их объединяющий. В ассортименте.
А вот чем бы занимался в России Фигу, удостоившийся однажды ужина с Белоусом, ясно не вполне. Играл бы на Восточной улице вместе с Круничем и Йопом - это понятно. А чем еще? И куда бы он делся после кончины футбольно-никелевой ячейки?
Наверное, перешел бы в "Динамо". Хотя нет, там португальцев с некоторых пор не очень любят. Ну, тогда усилил бы дубль "Спартака". Как Голышев.
8. Отказ считать легионерами футболистов с российским паспортом, не имеющих права выступать за сборную России.
Не вдаваясь в тонкости вопроса, можно сказать: странная формулировка нашего понятия "легионер" сродни запретительным пошлинам на автомобили при одновременном ввозе в страну зарубежного автохлама, который по каким-то причинам называется "Жигули".
Ситуация - проще не бывает: либо лимит для сборной - либо вообще никаких ограничений. У нас же получается так: лимит существует, впиваясь в горло большинству российских клубов, но функций своих до конца не выполняет, поскольку похож на дырявый дуршлаг.
Выходит, лимит ради лимита? Это по-нашему. Как милиция ради милиционеров, медицина ради медиков, власть ради чиновников…
9. Выдача официальных удостоверений РФС футбольным агентам без наведения должного порядка и четкой регламентации агентской деятельности.
Представим мизансцену: в некий клуб приходит человек, имеющий агентскую лицензию РФС. И говорит: "Предлагаю весь спектр услуг по сопровождению команды от старта сезона до поставленной вами в этом сезоне цели. Технологии полностью мои, вас они волновать не должны. Прейскурант тоже мой. Возможен небольшой торг".
В клубе чешут репу и спрашивают: "А так можно? То, что вы нам предлагаете, - законно?"
"Конечно! - восклицает человек и достает из кармана красивые корочки с подписью президента РФС. - Абы кому такие не дадут, так что я тут вроде как на законных основаниях и с важной футбольной миссией".
После этого чесание репы прекращается, корочки с пиететом изучаются и дело доходит до обсуждения конкретных расценок и услуг.
Те, кто считает, что описанная ситуация - ненаучная фантастика, могут исключить девятый пункт из нашего рейтинга. Остальных призываю крепко задуматься. Репу можно не чесать.
10. Фонтан футбольных идей Арсена Найденова
Бывшего тренера "Жемчужины" обычно принято рассматривать в тандеме с его другом Валерием Овчинниковым. Однако как генератор революционных идей Найденов хорош и сам по себе.
В конце 1999 года он решил баллотироваться на пост главы ПФЛ. Кстати, подбил его на это как раз Овчинников. Среди программных предвыборных предложений Найденова значились: а) закон о создании специального правительственного фонда для помощи профессиональным футбольным клубам; б) введение системы драфта для 18-летних российских футболистов; в) перенос штаб-квартиры ПФЛ в волшебный город Сочи.
Забавно? А между тем мы уже давно не слышали никаких предвыборных программ. Даже забавных. Наши выборы в последнее время с успехом обходятся без подобной мишуры.
Сам же Найденов уже несколько месяцев лежит в реанимации после неудачно проведенной операции. Не ходит, не говорит, лишь недавно стал понимать собеседников.
Пожелаем ему скорейшего выздоровления. Все-таки с Арсеном и Борманом нашему футболу жилось веселей.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ