Статьи

14 января 2012, 00:10

Зачем мне орден? Я согласен на медаль

Несколько дней назад ФИФА вручила третий "Золотой мяч" лучшего игрока года нападающему "Барселоны" Лионелю Месси. "СЭ-Воскресенье" изучает историю развития самых престижных индивидуальных призов в спорте номер один и задается вопросом: а нужны ли они?

Стремление человека прославиться и выделиться уходит корнями в глубокое прошлое. Испокон веков в толпе всегда находились яркие личности, которым, помимо всего прочего, хотелось за свои таланты получить признание. Показать, что ты особенный, можно разными способами, но лучше всего – получить некий приз, который бы четко давал всем понять: вот кто самый лучший!

Если верить знаменитому историку Иосифу Флавию, все началось с Александра Македонского. В четвертом веке до нашей эры он шедро отблагодарил первосвященника Иудеи Йонатана, который собрал армию и послал ее на помощь царю царей. Благодарность исчислялась не только дорогими подарками, но и золотой медалью, которую надлежало носить как знак величайшего почета. Считается, что это и есть первая в истории медаль – символ отличия от остальных.

Медали и ордена – удел военных, а место войны в XXI веке занял спорт. Выяснять, кто круче, можно не только на полях сражений – есть и куда более мирные и безопасные способы. Медали, кстати, перекочевали в Олимпиады прямиком из войн. В Древней Греции победителей награждали венками и оливковым маслом.

В футболе индивидуальные награды возникли сразу, как только этот вид спорта обрел популярность. Так, в Испании еще в 1929 году газета Marca учредила приз лучшему бомбардиру чемпионата – так называемый трофей Пичичи, названный в честь нападающего "Атлетика" из Бильбао Рафаэля Морено Арансади по прозвищу Пичичи ("Маленькая утка"), умершего в 1922 году от тифа. За десять лет в "Атлетик" в 287 матчах он наколотил 468 голов, поэтому и стал символом бомбардирской удали. Трофей Пичичи, вручаемый по сей день и являющийся одной из престижнейших мировых наград, появился даже раньше индивидуальных призов ФИФА и "Золотого мяча"  France Football.

Выделять особенных ФИФА стала не сразу. Хотя в различных источниках можно найти лучших игроков ЧМ с 1930 года, официально проводить голосование стали с 1978-го. Для выявления лучшего игрока турнира технический комитет организации подготавливал список номинантов, и представители СМИ выбирали самого, на их взгляд, достойного. Уругвайца Хосе Насасси, который значится как лучший игрок ЧМ-1930, и остальных после него, похоже, выбрали задним числом.

"Золотая бутса" тоже появилась не с первого чемпионата.

- В мое время еще не учредили приз лучшему бомбардиру чемпионата мира,- вспоминал главный голеадор ЧМ-1958 Жюст Фонтен. - Мы играли на совесть и стремились просто попадать в основной состав.

Кстати, "Золотую бутсу" Фонтену все-таки подарили – это был жест доброй воли Гари Линекера, который выиграл состязание снайперов на ЧМ-86.

Процедура здесь, понятное дело, проста - кто больше забил, тот и получал награду. Иногда ее приходилось делить, как, например, в 1994 году, когда наш Олег Саленко наколотил столько же мячей, сколько и Христо Стоичков. То, что пять из них залетели в ворота Камеруна, никого не волновало. Забавно, но те шесть голов – единственные, которые Саленко забил на международной арене.

Есть и другой одноименной приз, в котором как член ESM непосредственное участие принимает "CЭ", - это европейская "Золотая бутса" (European Golden Shoe), учрежденная в 1968 году журналом France Football. Критерии оценки постоянно менялись – сначала учитывалось просто число голов, забитых в национальной лиге, затем была введена система коэффициентов, сейчас опять грядут изменения.

Не все просто и с системой оценок в "Золотом мяче" ФИФА – смеси "Золотого мяча" France Football и приза "Лучший игрок года" ФИФА. Именно его на днях получил Месси. Победителем объявляется игрок, набравший наибольшее число голосов тренеров и капитанов национальных сборных мира, а также журналистов. Так как капитаны и тренеры условного Вануату не всегда внимательно следят за европейским футболом, где происходят основные события, то выбор чаще всего падает на самого раскрученного игрока, каким, к примеру, в отличие от Хави, является Месси.

Сложно подсчитать, сколько в мире индивидуальных футбольных наград. Даже если говорить только о высших лигах и крупных международных турнирах, то наберутся сотни и даже тысячи призов. Действительно ли они отражают реальное положение дел? Вряд ли кто возьмется ответить? Нужны ли они? И здесь большой вопрос. Ведь все-таки футбол – командный вид спорта, и главный показатель – победа одиннадцати, а не одного.

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ