Статьи

1 декабря 2014, 15:00

Футболист-хоккеист. Всеволод Бобров и другие универсалы

Павел Алешин
Корреспондент

1 декабря исполнилось бы 92 года спортивному гению Всеволоду Боброву, феномену, достойному Книги рекордов Гиннесса. Трудно вспомнить другого спортсмена, который сверкал бы звездой первой величины как на футбольных полях, так и на хоккейных площадках. Употребляю термин "площадка", а не общеизвестный "коробка", поскольку Бобров блестяще проявил себя не только в хоккее с шайбой, но и с мячом.

Бобров обладал всеми мыслимыми и немыслимыми достонствами форварда – самобытной техникой, высокой скоростью, невероятным голевым чутьем, мощью и пушечным ударом. Недаром, поэт Евгений Евтушенко в посвященном футболисту стихотворении назвал его "гением прорыва".

И вообще, за что бы ни брался, везде ему гарантировался успех. Впервые взяв в руки теннисную ракетку, он, так уверенно ею размахивал, что популярнейший телекомментатор, сам чемпион СССР по теннису Николай Озеров признал за ним большое будущее, останься он на корте. Но и без тенниса и хоккея с мячом (в котором, кстати, он двукратный обладатель Кубка СССР) спортивные достижения Боброва не могут не вызывать восхищения. Всеволод Михайлович – 3-кратный чемпион и 2-кратный обладатель Кубка СССР по футболу в составе ЦДКА, один из главных героев триумфального турне по Великобритании 1945 года в составе "Динамо", дважды лучший бомбардир чемпионатов СССР, капитан сборной СССР на Олимпиаде-1952 в Хельсинки. В хоккее он – 6-кратный чемпион и 3-кратный обладатель Кубка страны в составах ЦДКА и ВВС, 2-кратный чемпион мира и чемпион Олимпийских игр 1956 года в составе сборной СССР. Под руководством главного тренера Боброва становился чемпионом СССР хоккейный "Спартак", дважды чемпионом мира сборная СССР, он руководил нашей сборной в знаменитой серии встреч со сборной НХЛ 1972 года, развеявшей миф о непобедимости канадских профессионалов.

Пользуясь случаем, мы решили представить и других выдающихся спортивных уникумов, деливших в своей карьере футбол с другими видами спорта. Таковых было особенно много в довоенные и первые послевоенные годы, когда по окончании футбольного сезона игроки, порой без передышки, становились на коньки и гоняли плетеный в те времена мячик на ледяных аренах. Подобной "слабостью" грешили, например, братья Старостины, Артемьевы, динамовцы Лев Корчебоков, Алексей Лапшин, а еще один динамовец Алексей Пономарев (отец ныне хорошо известного бронзового призера чемпионата мира-1966 Владимира Пономарева) с не меньшим успехом проявлял себя в … волейболе. Но это было скорее исключение из правила, согласно которому футболисты зимой брали в руки клюшки, не мысля себя без хоккея. Сейчас трудно поверить, но даже величайший футболист Лев Яшин был обладателем Кубка СССР в 1953 году по хоккею с шайбой.

Из довоенного поколения лучшим совместителем был динамовский форвард Сергей Ильин. Этот маленький (рост 163 см) феномен в юности выигрывал соревнования по гимнастике, акробатике, легкой атлетике, а став игроком команды мастеров, завоевал три титула чемпиона СССР в составе футбольного "Динамо" и четыре в рядах хоккейного. А обладателем Кубка СССР по русскому хоккею становился аж 11 раз. Сергей Сергеевич – один из лучших крайних нападающих в истории советского футбола, в 1967 году был вслючен в символическую сборную 50-летия. Удивительно подвижный, ловкий, он обладал еще и мерседесовскими тормозами – на огромной скорости умел поменять направление движения, его финтами восхищались в Турции и Франции при всей скудости тогдашнего нашего международного календаря.

Так получается, что среди лучших спортивных совместителей страны – почти сплошь динамовцы. Один из вклинившихся в их ряды Валентин Гранаткин, последним поколениям футбольных болельщиков больше известный как многолетний председаьель Федерации футбола СССР, 1-й вице-президент ФИФА. А в молодости вратарь первого в истории состава футбольного "Локомотива" зимой тоже "баловался" хоккеем с мячом, а в 1946 году, когда к нам только-только завезли канадский хоккей, успешно попробовал себя в воротах "Спартака". Гранаткин остался в истории единственным вратарем, выступавшим за сборные СССР по футболу и хоккею с мячом.


Фото из архива семьи Волковых

Имя Аркадия Чернышева сейчас плотно ассоциируется с хоккеем, прежде всего как старшего тренера сборной СССР – 11-кратного чемпиона мира и 3-кратного олимпийского чемпиона. Хоккеист Чернышев пять раз владел Кубком СССР в составе московского "Динамо", а в 1947 году успел стать и первым чемпионом страны в рядах все тех же бело-голубых. Но звание заслуженного мастера спорта в 1948 году он получил главным образом за футбольные заслуги, как 3-кратный чемпион СССР в составе "Динамо" и обладатель Кубка 1937 года. До войны Аркадий Иванович на протяжении нескольких лет выступал за сборные Москвы по футболу и русскому хоккею, тренерскую карьеру начал в футбольных клубных динамовских командах, но затем полностью переключился на хоккей с огромной пользой для его блага.


Фото Виктора Будана (Фотохроника ТАСС)

Футбольные болельщики постоянно недоумевали, откуда у лучшего правого крайнего советского футбола 40-х годов Василия Трофимова взялось прозвище "Чепец". Но по одной из версий, однажды на голове полусреднего нападающего хоккейной команды "Динамо" появилась шерстяная шапочка (о шлемах в те времена и речи не было), наподобие этого домашнего женского головного убора, после этого и пошло… Василий Дмитриевич – 2-кратный чемпион СССР по футболу, участник Олимпийских игр 1952 года, также вошел в символическую сборную Советского Союза за полвека. Слыл мастером скоростной обводки, отличался оригинальными решениями на поле, владел сильнейшим ударом с обеих ног. Но, завершив футбольную карьеру в 34 года, на ледяных полях он блистал до 41 (!), два раза выиграл первенство и 7 раз – Кубок СССР. Выступал за самый первый состав сборной страны и в конце концов целиком посвятил себя тренерской работе в хоккею с мячом, выиграв с "Динамо" 14 титулов чемпиона СССР, три Кубка европейских чемпионов, а со сборной страны – 8 чемпионатов мира. В первые послевоенные годы Трофимов долго не мог решить, какому из хоккеев посвятить себя зимой, шесть лет играл еще и в хоккей с шайбой, став чемпионом страны 1947 года и обладателем Кубка 1953-го. Но простор ледяного поля в итоге взял верх над хоккейной коробкой, и до сих пор Трофимов почитается как один из гениев русского хоккея.

Нагрузки в футболе с годами росли, и плеяда совместителей постепенно стала редеть. В 60-е годы одним из последних мастеров на "две руки" оставался еще один динамовец Игорь Численко. Блистательный форвард, вошедший в десятку лучших игроков Европы по традиционной классификации еженедельника France Football, забивший тогда рекордное в сезоне число голов среди всех европейских сборных – 10, правый крайний "Динамо" получил огромное признание. Четыре раза он фигурировал в списке 33 лучших футболистов СССР под первым номером, столько же – и под вторым. С одинаковым успехом играл на любом фланге и в позиции полусреднего нападающего. А одним из его минусов, как считали тренеры футбольного "Динамо", было увлечение хоккеем с мячом.

Но без льда и клюшки Игорь не представлял себя. Однажды футбольное "Динамо" возвратилось из турне по Южной Америке, и друзья Численко по этому поводу накрыли в его квартире стол. Но Игорь, переступив через порог, бросил вещи, схватил сумку с хоккейной формой и полтора часа гонял мяч по льду на соседней площадке, хотя его ждала за столом теплая компания. Принявший футбольную команду в 1962 году Александр Пономарев уговорил своего хоккейного коллегу Василия Трофимова повлиять на Численко, заставить его поехать на сбор со своей дружиной, оставив хоккей. В футболе "любитель хоккея" Численко стал 2-кратным чемпионом СССР, обладателем Кубка 1967 года. Хоккейное золото у него одно – 1961 года.

Последним из знаменитых совместителей стал Валерий Маслов, признанный во всем мире виртуоз плетеного мяча и закругленной клюшки. Хоккей с детства был главным увлечением Валерия Павловича, а футбол как бы хобби. Тем более что его первая хоккейная команда мастеров – калининградский "Вымпел" – выступала в высшей лиге, а футбольная – в классе "Б". Но после перехода хоккеиста Маслова в "Динамо" и футбольные тренеры заметили его подлинный талант плюс невероятную работоспособность. И, как и Численко, стали отлучать от хоккея. Но здесь нашла коса на камень. Один из лучших футбольных полузащитников 60-х считал себя, и небезосновательно, прежде всего хоккеистом. И даже когда старший тренер сборной Николай Морозов в 1966 году поставил ему условие: хоккей или сборная по футболу, Маслов выбрал первый вариант, не поехав на чемпионат мира в Англию, где наша команда завоевала бронзу. Зато в хоккее с мячом он 8 раз становился чемпионом мира, трижды выигрвал Кубок Европейских чемпионов, а титулов чемпиона страны собрал аж 11. Международная фелерация хоккея с мячом наградила великолепного мастера медалью "За выдающиеся заслуги в развитии бенди".