13 октября 2018, 08:20
Самуэлю 19 лет. Он приехал в Россию из столицы Конго – города Браззавиля летом. По его словам, на матчи чемпионата мира по футболу. Познакомился с девушкой, остался в Москве после турнира. Этой осенью его избили, ограбили, отняв документы, паспорт болельщика, деньги. Самуэль отчаялся и пошел, куда глаза глядят. В сандалиях. Шел несколько дней, пока не очутился в Заокском районе Тульской области. Сильно замерз. Полицейские обнаружили его, греющегося у костра, недалеко от деревни Кошкино. Отвезли в участок, где он пробыл несколько дней. На Самуэля обратили внимание местные волонтеры, связались с посольством Конго, стали искать ему место, где можно перекантоваться несколько дней.
Помогла простая русская женщина – Любовь Белогрудова из поселка Заокский.
– В комментариях прочла, что нашли молодого человека африканской наружности, что он уже четыре днянаходится в полиции – бедный, несчастный, некормленный. На стульчике сидит. Не поспать, не поесть. Волонтеры спрашивали, кто может взять его на ночлег на несколько дней – мол, ему в понедельник нужно будет поехать в посольство в Москву. Я написала, что готова приютить его в своем хостеле. Сказала, что условия у меня не ох уж какие, но жить можно. Дом как раз недалеко от полиции. Волонтеры приехали сначала без него, осмотрелись и решили, что лучше варианта не найти.
– Через 15 минут привезли Самуэля. Обычный молодой парень. Ребенок, можно сказать. 19 лет. Нашли его босого, раздетого, у костра сидел. Холодно было, да и дожди ливневые были. Помыли его в душе, дали чистое белье новое, покормили. Он был очень уставшим. Накрылся одеялом и сразу заснул.
– По-русски не говорит. Общаемся жестами и через онлайн-переводчик, который, правда, часто переводит неправильно. Вот уже вторые сутки Самуэль у меня живет. Рассказал, что он – сирота. Рано остался без родителей. Его усыновила другая семья. Но родители Самуэля были состоятельными людьми. Говорит, что в банке у него лежит много денег. Но снять он их сейчас, конечно, не может. У него есть старший брат, который живет, по-моему, в Париже. С ним пытались связаться через Фейсбук, но сообщения почему-то не доходят. Есть у него и сестра, которая живет в том же государстве, что и Самуэль. Написали ей. Но в ответ приходит смс, что сообщение не может быть прочитано.
– Говорит, что приехал на чемпионат мира по футболу. Был в Москве. Два месяца жил с какой-то девушкой. Как он с ней общался, не знаю. Потом его за что-то избили, оставили в сандалиях.
– Читала, что видели его и в Подольске, и в Чехове. В тульскую сторону он шел.
– Волонтеры нашли русскую женщину, которая живет в его стране. Она связала его с консулом. Они очень долго вели дебаты! Говорили, говорили, говорили. Волонтер Оленька спросила, что ему сказали. Он написал в онлайн-переводчике. Может, и неправильно перевели, но было там такое: якобы ему сказали, мол, давай, получай гражданство, а потом когда-нибудь вернешься. Бред какой-то.
– Он ребеночек. Плачет, хочет домой. Мне его как сына жалко. Не знаем, что с ним делать. Оборванный, в одежде чужой – кто что дал. Как поедет в посольство – непонятно. Нет ни машины, ни денег.
Волонтер Наталья Ким сообщила "СЭ", что в посольстве Самуэлю должны восстановить документы. При этом обратный авиабилет в Конго никто ему там покупать не собирается. Он стоит где-то 45-60 тысяч рублей. Во "Вконтакте" волонтеры открыли группу "Помогите человеку вернуться домой". На момент написания статьи в ней состояли 85 человек. Сейчас там ищут водителя, который согласится отвезти Самуэля в Москву и обратно – в Заокский.
Новости об обманутых болельщиках из Нигерии стали появляться в июле – ближе к концу чемпионата мира. Так, по сообщению телеграм-канала Mash, 23 нигерийца почти две недели жили в московском аэропорту Внуково без средств к существованию. Они прилетели в Россию не только поддержать сборную Нигерии на ЧМ-2018, но и на заработки. Для этого воспользовались услугами одной из фирм на родине, за деньги оформив паспорт болельщика, позволяющий пересекать российскую границу без визы, и купив билеты на чемпионат мира.
После того, как они прибыли на место, выяснилось, что бронь их обратных билетов аннулирована, а контактные лица исчезли без следа. Нигерийцы вынуждены были жить в аэропорту, где мылись в раковинах, спали на креслах и добывали деньги попрошайничеством. Руководство аэропорта обратилось в полицию и к правозащитникам, после чего их доставили в посольство Нигерии в Москве, у которого к тому моменту был разбит практически лагерь для беженцев.