Премьер-лига (РПЛ). Статьи

13 ноября 2010, 16:43

Валерий Карпин: "Школа бразильского футбола станет представителем "Спартака" на юге России"

В субботу в Москве состоялось подписание меморандума о сотрудничестве между футбольным клубом "Спартак" и Школой бразильского футбола в России. На документе свои подписи оставили гендиректор и главный тренер красно-белых Валерий Карпин и основатель школы и председатель комитета РФС по массовому футболу и программам развития Сергей Шишкарев.

"Спартак" всегда притягивает к себе внимание, в каком бы состоянии ни находился и какое бы событие ни было с ним связано. Вот и сегодня в медиа-центре газеты "Известия" собралось немало журналистов – чтобы посмотреть, как гендиректор и наставник красно-белых Валерий Карпин и основатель Школы бразильского футбола в России Сергей Шишкарев, недавно возглавивший комитет РФС по массовому футболу и программам развития, поставят свои подписи под новым соглашением. В сущности, подразумевает оно только одно: теперь у "Спартака" будет не одна, московская, школа, а две, причем в разных регионах. Соответственно, и право подписания контракта с молодыми футболистами ШБФР будет у москвичей первоочередным.

Изначально анонсировалось только присутствие Карпина и Шишкарева, однако, посмотрев на с виду бесхозные таблички недалеко от стола президиума, можно было сделать вывод, что еще как минимум двое будут разговаривать с журналистами. И если личность одного из них – форварда "Спартака" Ари – сомнений не вызывала ни у кого, то о втором человеке – как выяснилось, молодом центральном полузащитнике Ильнуре Альшине – до сего дня знали лишь специалисты… и селекционная служба красно-белых, поскольку уже в начале следующей недели Альшин подпишет со "Спартаком" полноценный профессиональный контракт.

Однако начали длившееся около часа мероприятие Карпин с Шишкаревым, каждый из которых выступил с длинным вступительным словом.

Карпин: Пару слов скажу по поводу того, зачем мы подписываем этот меморандум о сотрудничестве. Во-первых, сейчас в "Спартаке" достаточно бразильцев, и все они играют ведущие роли в команде. Хотелось бы, чтобы наши российские мальчики, в том числе выпускники Школы бразильского футбола в России, в будущем представляли свою школу в "Спартаке". Есть у нас первые наработки, первые ласточки – на следующей неделе подпишем контракт с одним из представителей данной школы, который, кстати, сегодня присутствует. Школа бразильского футбола и наша Академия имени Федора Черенкова имеют хорошую материально-техническую базу, за счет чего, будем надеяться, продуктивность детско-юношеского футбола в "Спартаке" и вообще в России повысится.

Для нас это большой шаг. Школа бразильского футбола станет региональной школой нашего клуба в Южном федеральном округе. Так уж исторически сложилось, что таланты там появляются часто, а охватить всю территорию страны просто одной школой в Москве нереально, поэтому мы очень рады этому сотрудничеству.

Шишкарев: Проект родился в 2006 году. Нам пришла в голову идея, что если Большой театр открыл свою школу балета в Бразилии, то почему бы не открыть школу бразильского футбола в России. При поддержке партии "Единая Россия" и ее председателя, спикера Госдумы Бориса Грызлова и появилась эта школа. Сегодня ей уже пять лет, и у нас есть первые выпускники. Проект работает в двух направлениях: Москва и Московская область, город Наро-Фоминск, и Новороссийск, где, как Валерий Георгиевич сказал, существует и развивается уникальная футбольная инфраструктура.

Сейчас в школе занимаются две группы: игроки 1994 - 1995 и 1997 - 1998 годов рождения, скоро будет новый набор, который осуществляется каждый нечетный год. В заключение хочу сказать, почему такой меморандум мы решили подписать именно со "Спартаком". Я вырос на московском "Спартаке": поколение Черенкова, Гаврилова, Позднякова приводило меня в полный восторг. Это были те люди, игру которых все любили. Потом появились Гладилин, Карпин, Мостовой. Поэтому то, что произойдет сегодня, рано или поздно должно было состояться.

После этого Шишкарев и Карпин завершили все формальности, поставив свои подписи под документом, а Ильнур Альшин и Ари были приглашены к президиуму. Впрочем, сначала наставник "Спартака" немного рассказал о своем новичке и дальнейших планах в сотрудничестве с ШБФР, после чего последовали вопросы – правда, сначала от ведущего пресс-конференции.

– Следующим шагом в нашем сотрудничестве будет подписание контракта с Ильнуром. Мы давно следим не только за ним, но и еще за двумя игроками этой школы. Уверен, после подписания меморандума проблем с их профессиональными контрактами вообще никаких не возникнет. В соглашении говорится о том, что у нас будет преимущественное право на заключение договоров с выпускниками Школы бразильского футбола. За Ильнуром следили, он даже приезжал на просмотр и понравился нашим селекционерам и тренерам. Поэтому, наверное, в понедельник - вторник состоится подписание. Можно уже поздравлять Ильнура, Школу бразильского футбола и "Спартак" с появлением нового футболиста.

– Сергей Николаевич, недавно вы были избраны председателем комитета РФС по массовому футболу и программам развития. Какой вы видите роль массового футбола и детского спорта в достижении результатов на самом высоком уровне?

– Одним из тех, кто рекомендовал меня на эту должность, был Валерий Георгиевич Карпин, а также Валерий Георгиевич Газзаев, с которым я дружу и общаюсь. Наверное, это вполне естественное предложение, которое поступило мне от руководства РФС. Действительно, я уже достаточно много занимаюсь детским футболом. Приходя в любой клуб, всегда поднимал вопрос о развитии школы и с годами только убедился в правильности своей позиции. Без развития детского и массового футбола успехов на международной арене нашим клубам и сборной не добиться. Если говорить о планах, то будет изменен состав комитета – мы пригласим туда заслуженных и уважаемых людей, которые умеют развивать детский спорт. Ведь наша главная проблема в том, что в России нет достойных футбольных воспитателей, педагогов, которые могли бы на этическом и моральном уровне подготовить ребят, ведь им зачастую при получении первых серьезных денег просто сносит крышу.

Мы также постараемся максимально расширить календарь детско-юношеских соревнований и собираемся пересмотреть структуру юношеских и молодежных сборных страны. В этом смысле приятно, что тренером команды 1993 года стал мой недавний коллега по парламенту Дмитрий Аленичев. Необходимо уйти от существовавшего принципа кумовства, за счет которого порой формировались юношеские сборные России: кто-то кому-то дал конвертик и попросил показать мальчика. Должен быть нормальный селекционный отбор, при этом материальная заинтересованность в своей работе у тренеров национальных команд необходима.

Кроме того, вы знаете, готовится новый регламент по статусу и переходам игроков, и там есть для российского футбола ноу-хау, хотя для Европы это обычное дело: теперь переезд игрока до 16 лет из региона в регион без веских причин не может быть произведен. Перетаскивания игроков из футбольной глубинки в Москву по новому регламенту не будет. Ребенок должен воспитываться, заниматься в своем регионе, а уже после 16 лет может подписывать профессиональный контракт. Правда, документ вроде бы всеобъемлющий, но мы тут с Валерием Георгиевичем перекинулись парой слов и поняли, что многочисленные московские школы оказываются им не защищены.

Тут Карпин самостоятельно передал слово Ари, до того момента тихо разговаривавшего с переводчиком, чтобы тот поведал о своем, исключительно бразильском, футбольном взрослении.

Карпин: Хочу, чтобы Ари рассказал, как он появился в футболе из массового спорта. Сейчас вон как ему крышу снесло: цепи, сережки (смеется).

Ари: Согласен, что массовый футбол очень важен. Я так же в детстве играл в футбол на пляже – район на район. На эти матчи приходили специалисты, которые в итоге отобрали некоторых игроков в команду второго дивизиона. Но поскольку пляжей в России практически нет, такие проекты очень важны, потому что они с самого детства обеспечивают ребят необходимой инфраструктурой.

Наконец право задавать вопросы предоставили журналистам, предварительно попросив их не спрашивать о том, что напрямую к теме пресс-конференции не относится. Впрочем, все же первый вопрос Карпину из серии "не по теме" задать разрешили.

– Прокомментируйте, пожалуйста, свою вчерашнюю двухматчевую дисквалификацию.

Как уже было сказано, мы готовим апелляцию на наказание – это первое. И второе – все-таки хотелось, когда приговор был озвучен, чтобы меня вызвали на заседание комитета и, глядя мне в глаза, лично его объявили, а не вывешивали на каком-то сайте. Мне хотелось посмотреть этим людям в глаза. Действительно, позавчера я был на слушании по этому делу, где ответил на несколько вопросов, а через полтора дня информация появилась.

И все же после такого вопроса, который мог легко перерасти в продолжительную дискуссию, никак не касающуюся заключенного только что контракта, собравшимся журналистам вторично напомнили, ради чего, собственно, они тут собрались.

– Почему прекратились стажировки молодых игроков в Бразилии и как идет дело с работой бразильских специалистов у нас в России?

Шишкарев: В вашем втором вопросе уже содержится ответ на первый. Мы приняли единственное экономически верное решение, поняв, что взять сюда на работу бразильских тренеров будет гораздо дешевле, чем на два-три месяца отправить ребят на стажировку в Южную Америку. Несмотря на сотрудничество с клубом "Фигейренсе", Бразилия все-таки не граничит с Российской Федерацией, и один перелет эквивалентен годичной работе двух тренеров.

Сейчас у нас работают два грамотных, амбициозных и хорошо подготовленных бразильских тренера. Тем не менее мы регулярно отправляем команды участвовать в международных турнирах и уже готовим летнее турне по Южной Америке: Бразилии, Аргентине и, возможно, Чили. Есть у нас еще одна идея, хотя и недостаточно проработанная: мы хотим кого-то из ребят отправить играть в Бразилию. То есть отдать на какое-то время в аренду "Фигейренсе" 16, 17 или 18-летнего игрока, чтобы он поварился в гуще бразильского футбола.

– Сейчас у российского детско-юношеского футбола две главные проблемы: неумение играть на результат и отсутствие методик и четко составленных программ. В связи с этим вопрос – налажена ли работа в этом направлении в Школе бразильского футбола и в спартаковской академии, в которой в последнее время изменился тренерский состав?

Карпин: Если говорить честно, то четко выстроенной системы подготовки и обучения у нас в школе не было. Однако в данный момент она налаживается, отсюда и ряд изменений в тренерском составе, и они еще будут. Действительно, есть тренеры, занимающиеся самодеятельностью, и четкой вертикали у нас не было. Нужно, начиная с 6-летнего возраста, планомерно доводить детей до определенного уровня, а не просто так, потому что кому-то что-то пришло в голову.

К тому же существует проблема нехватки кадров. В основном  детей сейчас тренируют те специалисты, которые находятся не у дел. Они приходят со своими амбициями, со своими задачами и требуют от подопечных результат. У нас же нет такой цели – чтобы юношеские команды выигрывали все турниры. Главная их задача – поставлять игроков в молодежный состав "Спартака". Если команда победила в первенстве Москвы и ни один футболист не дотягивает до уровня дубля, то это первое место нам не нужно. И наоборот, если команда стала четвертой, но восемь игроков из нее попали в нашу молодежку, лучшей оценки тренеру быть не может.

Но больше всего меня сейчас волнует то, что относится к первой озвученной вами проблеме. К сожалению, у нас договорные матчи происходят на уровне детско-юношеского футбола. Родители собирают деньги на победу своей команды. Это просто нонсенс – о чем тогда можно говорить во второй лиге или премьер-лиге, если на детском уровне происходит такое? Поэтому воспитывать надо не только детей, но и родителей.

Шишкарев: Мировой опыт говорит о том, что требование результата от детских команд – это абсурд. Такого нет ни в той же Бразилии, ни в Великобритании, ни в Голландии. Более того, голландцы рассказывают, что у них требовать от ребят результат до 16-летнего возраста запрещено законом. Элемент соревновательности должен быть, но он нужен в радость. Когда наши игроки перестанут только работать, а начнут играть, как бразильцы, тогда мы начнем добиваться результатов.

Что касается методик в нашей школе, то до последнего времени у многих наших тренеров вместо "Футбол и я" преобладала позиция "Я и футбол": "Я все знаю, я все умею, я все понимаю". И в этом смысле наличие общей программы, заданий на каждый день и на определенный цикл – то, что мы, спустя четыре года, наконец выстроили и поставили на поток. К тому же работает система, что тренер больше двух лет с одной группой ребят работать не может. Папа не должен быть один. Профессиональному футболисту необходимо уметь работать с любыми тренерами.

– Имеют ли право другие российские клубы заключать подобные договоры со Школой бразильского футбола?

Шишкарев: Естественно, нет. Сегодняшний договор – это эксклюзивное соглашение. Понятно, что у "Спартака" могут быть контракты с другими школами, но не на территории Южного федерального округа, где мы договорились о партнерстве. Для нас "Спартак" тоже становится базовым клубом. Более того, на следующий сезон мы собираемся заявить команду второй лиги, которая тоже будет называться "Спартак" и играть в одинаковой с красно-белыми форме.

Конечно, если какие-то ребята "Спартаку" не подойдут, то мы постараемся построить для них футбольное будущее в других клубах, но приоритетное право будет у наших партнеров. Работа видится на самых разных уровнях, но вся она будет направлена на подготовку футболистов самого высокого уровня.

Карпин: Конечно, те ребята, которые по каким-то причинам нам не подойдут или будут неинтересны, смогут продолжить карьеру в других клубах и также заключить с ними контракты. Будем рассматривать каждый отдельный случай.

– Вы сказали, что хотите заявиться во второй дивизион. А добилась ли уже команда профессионального статуса?

Шишкарев: Я вроде как законодатель, но здесь готов немного обойти регламент. Команда профессионального статуса не добилась, но я буду ставить вопрос о заявлении не по спортивному принципу. Считаю, это никому не помешает, потому что клуб будет самоокупаемым и его финансирование пойдет не из муниципального бюджета.

Сергей ТОМИЛОВ