Вчера на заседании КДК РФС был рассмотрен инцидент в Самаре, когда в концовке матча "Крылья Советов" - "Анжи" с трибуны в сторону капитана гостей Роберто Карлоса был брошен банан. Комитет принял решение оштрафовать "Крылья Советов" на 330 тысяч рублей: на 100 тысяч - в соответствии со статьей 121, часть 2, пункт 45 за оскорбление по поводу расовой принадлежности, цвета кожи или происхождения, на 200 тысяч - в соответствии со статьей 101, пункт 22 за необеспечение порядка и безопасности на стадионе и на 30 тысяч - за скандирование болельщиками нецензурной брани.
Борис ЛЕВИН
В том, что решение КДК будет именно таким, можно было не сомневаться еще в четверг, после встречи президента РФС с журналистами. Да и в принципе наказывать клуб за выходку какого-то одного "маньяка" (термин Евгения Гинера) лишением трех очков - мера не только неоправданно жестокая для этого клуба, но и с далекоидущими, разрушительными последствиями для турнира в целом.
Ведь стоит создать прецедент, как метателей бананов и иже с ними объявится не один и не два. Они прорастут десятками. Причем, подозреваю, в фанатских цветах совсем не своей команды. Берешь запретный плод, просачиваешься на трибуну ненавистного тебе ЦСКА ("Зенита", "Спартака", далее по списку) и упускаешь его неловким движением рук прямо на поле… Если уж пиротехнику на стадионы протаскивают целыми арсеналами, то банан спрятать - и вовсе плевое дело.
РФС обнаружил очередную прореху в своем дисциплинарном кодексе: что же это действительно за альтернатива - либо штраф в пару-тройку сотен тысяч, либо снятие очков? Это как выбор: или в угол поставить - или расстрелять (утрирую, конечно, но немного). И сам эту дырку оперативно залатал, введя третью, промежуточную санкцию в виде матчей без зрителей. Но у КДК иного выбора в имеющейся ситуации, пожалуй, не было.
При этом признаюсь честно: вердикт КДК в данном случае интересовал меня постольку-поскольку. Куда важнее сейчас другое - найти и персонально наказать бананометателя. Да так, чтобы другим любителям не есть вкусные плоды, а швыряться ими неповадно было.
Сергей Фурсенко в четверг сказал, что найти - дело нескольких часов. Пока ждем. С "наказать", наверное, будет еще сложнее, но решить необходимо и эту задачу. Если, конечно, хотим, чтобы на первом месте у нас был футбол, а не обезьяньи игры с бананами. А также ракетницами, взрывпакетами, дымовыми шашками… Так ведь, не дай бог, и до гранат доиграться можно.
Вердикт КДК прокомментировал для "СЭ" президент "Крыльев Советов" Виктор Развеев:
- Думаю, если бы было принято еще более суровое наказание в адрес нашего клуба, это было бы несправедливо. На мой взгляд, члены КДК вынесли объективное и взвешенное решение. Из-за одного негодяя не должны страдать тысячи и тысячи адекватных болельщиков, которые сами до глубины души возмущены этим инцидентом.
Главный тренер "Крыльев Советов" Александр Тарханов придерживается того же мнения:
- Наверное, это решение правильное. Раз есть нарушение - должно быть наказание. Сергей Фурсенко правильно сказал, что если три очка за такие инциденты снимать - все будут бананы кидать. А такое недопустимо. Наказывать клуб проведением игры без зрителей, тоже, на мой взгляд, неправильно. Считаю, что финансовое наказание - это нормальное решение.
Арнольд ЭПШТЕЙН, Дмитрий АФОНИН
Главный тренер "Анжи" уверен, что в подобных случаях следует наказывать конкретных виновников:
- Понятное дело, что за всеми болельщиками не уследишь. Вина самих "Крыльев Советов" минимальна. Самарский болельщик гораздо менее подвержен экстремизму, чем фанаты ряда других клубов. И такие штрафы, как мне кажется, малоэффективны. Необходимо находить виновника и наказывать. Сейчас это уже повсеместно делается. При имеющемся желании установить личность не составит труда.
- В РФС выступили с заявлением, что человека, кинувшего банан на поле, нужно наказывать по уголовному кодексу. Согласны с таким мнением?
- Считаю, что правильно! А почему нет? Ведь это соответствует закону.
- Какое сейчас настроение в "Анжи"? Этот нелицеприятный факт сказался на настрое команды?
- Нормальное, рабочее настроение. Да и "Крылья Советов" сделали все правильно. Свои извинения принесли и клуб, и руководство губернии, и футболисты.
- Естественно, что экстремизм в футболе - негативное явление. Но скажите, такие инциденты как-то объединят команду?
- Я не хочу говорить за свою команду. Ну а вообще такие ситуации объединяют сильные коллективы. А на разношерстные команды это влияет, естественно, негативно.
Андрей СИЗЯКИН
Глава РФПЛ Сергей Прядкин прокомментировал ситуацию с двумя "банановыми инцидентами" в Санкт-Петербурге и Самаре, пообещав, что самарского метателя ждет тяжелая жизнь.
- Вам известно, что стало с первым "бананщиком"?
- Имеете в виду питерскую ситуацию? Нет информации, честно скажу. Но то был вопиющий факт. Мы были удовлетворены тем, как на случившееся среагировал "Зенит". Клуб взял дело под контроль и проинформировал нас, что тот человек от футбола отлучен. Руководство "Зенита" четко ставит задачи и внимательно отслеживает их выполнение. Да и структура, которая финансирует "Зенит", очень серьезная, вы же знаете.
- Догадываемся.
- Алексей Миллер взял дело под контроль. Не дай бог такое повторится! Это больно ударит и по "Зениту", и по акционеру, который его финансово поддерживает.
- Вам не кажется, что не стоило утаивать фамилию питерского нарушителя?
- Возможно, это и неправильно... Хулиганов надо показывать, сообщать, кто они. Но вот, например, в Самаре фамилию нарушителя озвучивать в общем-то и не надо. Его лицо и так все видели. Я вам так скажу: ему очень трудно будет идти по жизни. И она у него будет тяжелая, независимо от того, в какую группировку он входит.
Дмитрий СИМОНОВ
- Какие перспективы у этого случая в суде, ведь РФС обратился с просьбой о возбуждении уголовного дела и осуждении виновного? - этот вопрос был задан по окончании заседания КДК его главе Владимиру Каткову на вчерашней пресс-конференции.
- Мы очень этого хотим. У РФС большое желание добиться этого, у меня как юриста и главы КДК, у членов нашего комитета, среди которых - известные в прошлом футболисты. Все мы хотим, чтобы человек не просто был осужден, а чтобы имел какое-то ограничение в правах. Если врач совершает ошибку, ему запрещают заниматься врачебной деятельностью. Вот так и в этом случае. Если этот человек - чиновник, нужно ввести запрет по государственной службе. Законодательство меняется медленно, но нужные законы будут приняты. И даже те, которые есть, позволяют применять жесткие санкции.
- Получается, если что-то, не дай бог, случится впредь - бросят файер, выстрелят из ракетницы - РФС снова будет ратовать о возбуждении уголовного дела?
- РФС - высший орган в футбольном сообществе, он сам будет решать, кто из субъектов футбольного сообщества будет контактировать с органами внутренних дел. Если ситуация окажется такой, что будет достаточно сил клуба и его службы безопасности, - пожалуйста. Не по каждому эпизоду, думаю, требуется такая реакция. А то, что такие случаи будут, - ну, будут, что теперь? Если одного подонка посадим, другие подонки сразу поймут, что этого делать не надо?
- А если десятерых?
- Мы бы и не десяток, а больше посадили, будь такая возможность.
- А должны ли все узнать имя и фамилию этого человека? В Питере этого сделано не было, а теперь?
- Вы прекрасно знаете ответы на эти вопросы. С точки зрения юриспруденции, без судебного решения мы не можем назвать ни одно лицо. Степень вины у нас определяет только суд. Чтобы назвать фамилию, нужна законодательная база. Пока же действующее законодательство с этой точки зрения нас не совсем устраивает.
Артем АГАПОВ