28 июля 2011, 18:30
Интервью "СЭ" дал 22-летний полузащитник "Спартака".
Переход Рафаэла Кариоки из "Гремиу" в "Спартак" вызвал в московском клубе прилив оптимизма - на юного опорного полузащитника, бывшего на хорошем счету в Бразилии, возлагались особые надежды. Но в конце чемпионата-2009 хавбек, несмотря выигрыш серебряных медалей первенства, поник, затосковал по родине, захандрил. В итоге в конце года он отправился в аренду в "Васку да Гама", а его возвращения ждали с опаской - а вдруг опять ностальгия замучает? Сомнения развеял старт нынешнего сезона - в Москву вернулся совсем другой Кариока: возмужавший и готовый биться за свое место под солнцем.
- Насколько нынешний "Спартак" отличается от того, который вы покинули в конце 2009 года?
- Если говорить об изменениях, то команда во многом становится лучше. Но здесь сразу оговорюсь: нельзя рассуждать, мол, все прекрасно, когда результаты не удовлетворяют ни нас самих, ни болельщиков, ни руководство клуба, ни его акционеров. Впрочем, сейчас борьба в чемпионате, по сути, только начинается, и у нас еще все впереди.
Если же возвращаться к теме перемен, то в "Спартаке" происходит то же самое, что и в других командах: футбол есть футбол, люди приходят и уходят. Вот и нас этот процесс затронул. Словом, сейчас идет формирование коллектива, но уровень наших игроков высок - это позволяет рассчитывать на то, что скоро сложится костяк, который будет вести за собой всех остальных.
- А какой "Спартак", по-вашему, сильнее - двухлетней давности или нынешний?
- В 2009-м подобрался сильный состав. И чем он отличался от сегодняшнего, так это тем, что имел базис - к тому моменту складывался на протяжении нескольких лет. Сейчас же, повторю, происходят изменения - команда еще находится на стадии строительства, но уже приобретает новые и, на мой взгляд, интересные формы.
- Любопытно узнать, как за время аренды "Васку да Гама" изменился сам Рафаэл Кариока...
- Да почти полностью! А объяснение тому очень простое - я повзрослел.
- Как, по вашим ощущениям, это отражается на игре и поведении на поле?
- Отвечу так: в этом плане я тоже заматерел. Когда приехал в "Спартак" первый раз, все мне казалось в диковинку - и футбол, и требования тренеров, и условия жизни. К тому же не стоит забывать, что я был моложе. Но именно тогда, два года назад, была, считаю, заложена база для моего выхода на новый уровень.
- Что в таком случае дала вам годичная аренда в "Васку"?
- Прежде всего "командировка" в Бразилию стала для меня временем раздумий. В итоге смог уяснить для себя, что мне нужно от жизни, от футбола, как я должен развиваться. И вот я вновь в "Спартаке".
- Насколько мне известно, выступая за "Васку", вы привлекли внимание тренеров олимпийской сборной Бразилии. Как оцениваете свои шансы пробиться в ее состав и что думаете о перспективах этой команды в Лондоне-2012?
- Поездка на Олимпиаду - одна из целей моей карьеры. Ради ее достижения усиленно тружусь на протяжении двух последних лет - и в этом плане менять ничего не собираюсь. Если проявлю себя в "Спартаке", то шансы осуществить мечту велики: главный тренер сборной Ней Франку отслеживает широкий круг кандидатов, и я в их числе. Команда же в целом настроена на высокий результат: у нас по традиции очень большой выбор футболистов, а главные звезды - Неймар, Пату, Гансу на слуху у всего мира.
- Как полагаете, что произошло с первой бразильской сборной, провалившей Copa America (пентакампеоны вылетели из турнира на стадии 1/4 финала, уступив в серии пенальти Парагваю. - Прим. "СЭ")?
- У нас до сих пор нет объяснения, ведь такого, наверное, за всю историю с Бразилией не случалось. На родине люди думают, пытаются разобраться, но пока к каким-то выводам прийти не могут.
- Зато вас наверняка порадовало поражение "заклятых друзей" из Аргентины, проигравших в четвертьфинале Уругваю.
- Безусловно! Фиаско соседей психологически немного успокоило.
- Вы с Рохо и Парехой выступления ваших сборных обсуждали?
- Еще нет.
- Боитесь, что до драки может дойти?
- (Улыбается). Ну что вы! Мы не станем ссориться - ведь раздоры могут навредить команде.
- Вернемся к "Спартаку". Признайтесь, тяжелые думы перед возвращением в Москву вас не одолевали?
- Я уверен в себе, и сомнений в своем уровне не испытывал. Плюс в разговоре со мной Карпин дал понять: он на меня рассчитывает и все зависит только от моей работы.
- Известно, что для бразильцев, выступающих за границей, важно, чтобы рядом находились соотечественники. Между тем "Спартак" недавно покинули Алекс и Ибсон…
- Думаю, не стоит делать из их отъезда трагедии, как многие пытаются. Такова жизнь футболистов - завтра могу уйти я, Веллитон или любой другой игрок. Внутри коллектива трансферы ничего не меняют: наши задачи остаются прежними, и уход Алекса с Ибсоном не заставит отказаться от стремления достичь цели. Да, мы лишились ежедневного общения с двумя друзьями - но не более того.
- Что вам сказали Алекс и Ибсон на прощанье?
- Пожелали удачи. И оба в один голос сказали: "Добейся того, чего хочешь".
- Почему в этом сезоне красно-белые выступают нестабильно, нередко чередуя отличные матчи с невыразительными?
- Здесь всего по чуть-чуть, но самое главное то, что команда молода. Опыт, а с ним и более ровные выступления, приходят с годами. Именно этого нам пока не хватает.
- Может в этом плане помочь покупка Деми де Зеува, человека бывалого, вице-чемпиона мира?
- Само собой. Ведь среди нас появился футболист, знающий, что такое победы на самом высоком уровне.
- Вы один из тех, кто будет располагаться рядом с голландцем. Как вам с ним играется?
- Вполне комфортно. Всегда приятно работать в паре с техничным и умным игроком - а де Зеув именно такой. Он прекрасно видит поле, способен придумать что-то оригинальное в атаке.
- В последнее время российские стадионы захлестнула волна насилия, да и случаи проявления расизма, увы, совсем не редкость. Как считаете, можно ли победить это зло в принципе?
- Этот вопрос, наверное, уместнее задавать не мне, а представителям органов, призванных бороться с подобными явлениями - ведь именно в их деятельности видны недоработки. Я же выскажу свое мнение: вне зависимости от цвета кожи мы все люди - а каждую личность нужно уважать. И потом - приходя на стадион, болельщики должны получать положительные эмоции от игры, а не думать о каких-то расистских выходках или драках.
- Вы сталкивались с чем-то подобным в Бразилии?
- Знаете, в нашей стране конфликтов в чаше стадионов в последнее время почти не возникает. Обстановка во время матчей по сравнению с тем, что было раньше, - небо и земля. Значит, власти сумели найти пути решения проблемы. Причем сделали это года за два-три. В общем, можно справиться с насилием на трибунах - надо только этого захотеть.
Вячеслав КОРОТКИН