Футбол

12 сентября 2011, 23:18

Опасные связки

Повреждение, из-за которого как минимум полгода пропустит недавно прооперированный лучший голкипер России Игорь Акинфеев, заставило "СЭ-Воскресенье" поговорить о восстановлении спортсменов после разрыва крестообразных связок, пообщавшись с врачами, которые специализируются на спортивных травмах.

Кто страдает

Самые частые "жертвы" этой травмы — представители контактных видов спорта, в том числе футбола, естественно, и... автомобилисты. Потому что при аварии колено часто бьется о приборную доску, и связка рвется. В футболе примерно 3,5 процента всех травм коленного сустава — разрывы связок, а если брать вообще все возможные повреждения, то их доля — чуть меньше 1 процента. Это много по сравнению с другими повреждениями. В среднем за последние 16 лет в профессиональном спорте ежегодно случалось порядка 300 таких травм в разных видах, то есть в общей сложности около 5000. При этом в гимнастике и в американском футболе они происходят даже чаще, чем в соккере.

Крестообразных связок колена две — передняя и задняя. Первая повреждается в 15, а по некоторым данным, и в 30 раз чаще, чем вторая. Интересно, что по физиологическим причинам женщины подвержены таким травмам больше, чем мужчины.

Какие ощущения при травме?

Большинство людей рассказывает, что разрыв связки сопровождается громким щелчком или хрустом. Сразу после этого колено моментально опухает — из-за кровотечения в полость сустава. Однако почти все изначальные симптомы не позволяют сразу определить суть повреждения. Боли, опухоль, ограничение движений характерны для разных травм коленного сустава: ушиб, повреждение мениска, перелом большеберцовой кости и так далее. Поэтому главный признак — нестабильность сустава, она особенно проявляется при вращении, резких остановках, беге, но ощущается даже при обычной спокойной ходьбе. Пострадавшему ни в коем случае нельзя опираться на травмированную ногу, ему нужно помогать идти или нести на носилках. Потому что если связка лишь надорвана, то при нагрузке может случиться полный разрыв.

Диагностика травмы осуществляется с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). Точность составляет чуть меньше ста процентов. Важно, что МРТ позволяет обнаружить сопутствующие травмы, которые могут остаться незамеченными при первичном осмотре.

Как лечили раньше, как лечат сегодня?

Еще в 80-е диагноз "разрыв крестов" мог звучать для спортсмена как приговор. Операция в ту пору была сложнейшая, связку заменяли лавсановой лентой. Лавсан — это специальный материал, который используют и в трикотажной промышленности, и в корабельной, и для изготовления прочных волокон для хирургических операций. Потом нередко случались осложнения, организм мог отторгнуть протез, пусть на лавсан он реагирует лучше, чем на другие материалы. Реабилитация могла длиться не месяцы, а годы. Но в конце 20-го века стали делать артроскопические операции -  с помощью специальных миниатюрных инструментов, для проникновения которых в организм достаточно разреза меньше сантиметра, и оптики, соединенной с цифровой видеокамерой. Благодаря такому артроскопу сустав можно внимательно изучить во всех деталях. А вместо лавсанового протеза стали использовать трансплантанты из собственных тканей пациента - связку надколенника, подсухожильную мышцу. Родная ткань быстрее и лучше приживается, пациент легче переносит такие операции и уже с первых дней может выполнять облегченные упражнения. 

Иногда используют аллотрансплантанты — ткани, полученные от донора. Как правило, они отправляются в банк тканей после смерти человека, где стерилизуются и замораживаются. При необходимости врач посылает запрос в банк и получает трансплантант. С одной стороны, не приходится вырезать из организма пациента его нормальные связки и сухожилия, операция проходит заметно быстрее. С другой, куда выше риск, что организм отторгнет чужие ткани или возникнет инфекция.

А можно без операции?

Есть консервативное лечение, его можно применять при неярко выраженной нестабильности сустава. В таких случаях прописывают упражнения для укрепления мышц-стабилизаторов сустава, массаж, электростимуляцию, использование фиксирующего наколенника. Но такое лечение может повлечь последствия, очень нежелательные в первую очередь для спортсмена. На первых порах жалобы отсутствуют, а затем появляются нестабильность сустава, болевые ощущения, другие дегенеративные изменения. Может развиться артроз. Велик риск, что не удастся вернуться в профессиональный спорт. Поэтому предпочтение всегда отдается хирургическому вмешательству.

Сколько длится реабилитация?

Спустя две недели можно опираться на ногу при ходьбе с костылями, после трех — ходить с тросточкой или вовсе без дополнительной опоры. Необходимо посещать тренажерный зал и бассейн (водные упражнения особенно полезны), делать массаж.

Реабилитация не связанных со спортом пациентов, которая сопровождается целым комплексом упражнений, длится порядка двух с половиной — трех месяцев. А вот спортсменам предстоит напряженно заниматься еще столько же, чтобы можно было вернуться к полноценным тренировкам и участию в соревнованиях. Немаловажную роль играет и возраст пациента. Организм у каждого развивается по-разному, но, как правило, до 25 лет восстановление происходит заметно быстрее, чем после прохождения этой возрастной отметки.

Обычно реабилитация разбивается на пять этапов. На первых двух ставится цель постепенно избавиться от болей и опухоли, затем вернуть стабильность сустава и контроль над ним. Затем идет работа над совершенствованием силы, мощности и выносливости мышц, их готовности к нагрузкам. Происходит постепенное возвращение к функциональной деятельности, характерной для конкретного вида спорта, восстановление специфических технических и двигательных навыков спортсмена. Переход к новому этапу возможен только при полном решении задач на предыдущем. Именно поэтому у одних пациентов лечение может затянуться, у других, наоборот, пройти гораздо быстрее. Средний же срок восстановления — как раз полгода.

Как понять, что здоров?

Оценить итоги лечения можно так: в коленном суставе должна появиться стабильность, спортсмен может переносить нагрузки, бегать, прыгать и так далее без возобновления болей и отеков, с привычной амплитудой движений. Обязательно проводят рентгенографическое, биомеханическое, электрофизиологическое исследования.

Опасен ли рецидив, как у Акинфеева?

Рецидив опасен всегда, но в случае со связками риск его возникновения после первой такой травмы куда ниже, чем, к примеру, в случае с повреждениями мышц. При операции связки меняются на новые, а в мышечной памяти остаются следы прежних повреждений. Несколько операций на одном колене — тоже не так страшно, как может показаться. Были случаи, когда спортсмены восстанавливались и после трех подряд разрывов связок.

В современной медицине даже при консервативном лечении прогноз по полному возобновлению спортивной карьеры благоприятный. Слабость связки может компенсировать сила четырехглавой мышцы. Правда, ухудшить прогноз могут сопутствующие травмы связочного аппарата. В любом случае, главное при восстановлении — своевременная диагностика и лечение, а также желание, моральный дух и физиологические особенности организма самого пациента.

Дмитрий СИМОНОВ