Премьер-лига (РПЛ). Статьи

11 января 2013, 08:50

Роман Березовский: "В молодости и среди ночи скакал бы в воротах, как кенгуру"

Павел Алешин
Корреспондент
Сергей ЦИММЕРМАН
Руководитель бюро в Санкт-Петербурге

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

В ходе карьеры самому опытному голкиперу премьер-лиги гораздо чаще приходилось быть основным вратарем. Теперь приходится мириться с ролью резервного.

Вратарская позиция в команде всего одна, а игроков, претендующих на нее, обычно двое, а то и трое. Их конкуренция, взаимоотношения - серьезная, а иногда и больная тема. Ей и посвящена наша беседа с опытнейшим голкипером, лучшим вратарем чемпионата России 1997 года по версии "СЭ", ныне защищающим цвета "Динамо" и сборной Армении.

- Перед началом этого сезона вы возвращались в "Динамо" как дублер Антона Шунина или с претензиями на место основного?

- Вообще-то о таких вещах не принято говорить, но я отвечу. Как правило, настоящие спортсмены - люди амбициозные, каждый рассчитывает быть первым. Я же в силу большого спортивного и жизненного опыта воспринимал сложившуюся в команде ситуацию спокойно, с пониманием.

- Как ощущали себя в 38 лет на динамовской скамейке запасных, и сравнимы ли эти ощущения с вашими первыми шагами в середине 90-х годов в "Зените"?

- Ощущения, конечно, разные. Тогда мне было 20 лет, сейчас далеко за 30, на жизнь смотрю под другим ракурсом. Скажу так: сам факт приглашения в "Динамо" стал для меня большой честью. Оставалось лишь стараться на тренировках, держать себя в форме, чтобы в нужный момент не подвести команду.

- Должен ли основной вратарь считать своих конкурентов врагами?

- Нет, конечно. Несмотря на то, что вратарская позиция в команде только одна, я не помню случаев вражды. Наоборот, всегда завязываются добрые, даже дружеские отношения. Тренировки построены так, что все вратари обречены на постоянное общение, и здесь просто нет места взглядам исподлобья. В каждой команде голкиперы как одна семья.

- Как у вас лично складывались отношения с первыми номерами, когда приходилось пребывать в роли второго?

- Когда я пришел в "Зенит", первым номером там был опытнейший Юрий Окрошидзе, к которому я относился с большим пиететом, держался тихо, как мышка. В наших отношениях никогда и тени не пробегало. И сейчас в "Динамо" я на скамейке от всей души болею за Шунина, хочу, чтобы у него все получалось и наша команда выигрывала.

- Долгое время вы были первым номером в "Зените", "Торпедо", "Динамо", "Химках", сборной Армении. Как строились ваши отношения с теми, кто стремился вытеснить вас из состава?

- Нормально. Конкуренции я никогда не боялся, став уже опытным вратарем, старался помочь молодым, особенно в "Химках". Не то чтобы они просили моих советов, но я сам чувствовал, когда надо что-то подсказать, и делал это по-дружески, безо всяких намеков на превосходство в возрасте или опыте.

- Тренеры вратарей уделяют равное внимание всем своим подопечным или сосредотачиваются на основном голкипере?

- В подготовительный период, на сборах все вратари на равных, всем уделяется одинаковое внимание. По ходу чемпионата, например, на следующий день после матча вратарю, отыгравшему накануне 90 минут, предоставляется больше отдыха, а запасного, наоборот, нагружают.

- Насколько трудно психологически заменять основного вратаря по ходу матча или после неудачной игры?

- Намного комфортнее чувствуешь себя, когда заранее знаешь, что завтра или послезавтра тебе выходить на поле. Успеваешь подготовить нервную систему, настроиться. А то перед последним матчем с "Рубином" в "Динамо" до последнего момента стоял вопрос, кто выйдет на поле, и мы с Антоном Шуниным изрядно понервничали. В этом году мне не приходилось вступать в игру, и слава богу, потому что, не размявшись, тяжело втягиваться в игру. Особенно в моем возрасте. Это молодого меня можно было разбудить среди ночи, и скакал бы в воротах, как кенгуру. Сидя в запасе, переживаешь за команду, за коллегу, испытываешь огромное нервное напряжение, а снять его при необходимости выхода на поле физическими упражнениями времени нет.

- Что делать вратарям, которые годами находятся в запасе за спиной признанного мастера. Как, например, сейчас в ЦСКА, ворота которого защищает лучший вратарь России?

- Чем из года в год протирать скамейку запасных, молодому парню лучше сменить команду, найти ту, где будет играть. Конечно, год-два работы рядом с тем же Акинфеевым идут на пользу. Но какой тренер даст шанс при наличии в команде вратаря сборной? Надо уходить, и пример Владимира Габулова, тоже ставшего теперь вратарем сборной, лишнее подтверждение этой мысли.

- Если в команде два равных вратаря, нужна ли постоянная ротация?

- Вратарь не может проводить все матчи идеально. И удача от него может отвернуться, да и передохнуть порой бывает полезно. В таких случаях получает свой шанс второй. А часто чередовать голкиперов неправильно. Защитники, например, привыкают к манере одного, и все время переключаться им сложно. Правда, в подобной ситуации тот, кто не играет, бывает, опускает руки, начинает хуже тренироваться и, как следствие, деградировать. Тут важна грамотная тренерская психологическая поддержка, постоянное внимание тренера ко второму, индивидуальные беседы с ним, чтобы дублер осознавал важность своей роли в команде, свою необходимость ей.

- Трудно ли вам было выходить на матчи за сборную Армении со скамейки запасных "Динамо"?

- Нет, в силу опыта никакого дискомфорта не ощущал, повода для критики, надеюсь, не давал.

Павел АЛЕШИН

Юрий Жевнов: "Завершать карьеру точно не собираюсь"

Голкипер "Зенита" и сборной Белоруссии не понаслышке знает, что такое быть вторым, а минувшей осенью перестал появляться даже в запасе

Сергей ЦИММЕРМАН
из Санкт-Петербурга

- Появились разговоры, что вы можете закончить карьеру...

- Не знаю, откуда пошли такие слухи. Но это именно слухи. У меня были проблемы со спиной - грыжа. Съездил в Германию в клинику, там ее уменьшили. Надеюсь, что все худшее уже позади. Прошел медобследование, никаких отклонений нет.

- Насколько в принципе тяжело или легко быть вторым вратарем? Или это деление, на ваш взгляд, условно?

- Если говорить конкретно о моей ситуации, то надо просто не забивать себе голову, работать и ждать своего шанса. Иначе будет очень тяжело, особенно если все время думать о том, что ты вечно в запасе. Но это мой рецепт. Может, он и неправильный.

- Тревожно было за "Зенит", когда осенью Вячеслав Малафеев остался без вас в роли второго номера?

- В концовке игра "Зенита" оставляла желать лучшего - вот за это была тревога. И за результат. Ну а если бы со Славой, не дай бог, что-нибудь случилось… Я вижу, как тренируется наш молодой Егор Бабурин. Думаю, в случае форс-мажора он бы выглядел достойно.

- На какой срок рассчитан ваш контракт с "Зенитом"?

- До января будущего года.

- Вы слышали о том, что "Зенит" собирается приобрести еще одного вратаря?

- Мне об этом никто ничего не говорил. Но в прессе такую информацию видел. Если руководству клуба нужен еще один вратарь, то, конечно, пожалуйста. Я ведь не могу в это вмешиваться. Но, повторюсь, на меня это никак не влияет.

- Сейчас для вас поездка на сбор, попадание в заявку на игру после травмы - уже шаг вперед?

- Конечно. Главное, чтобы болячки меня больше не преследовали. Если выйду на прошлогодний уровень формы, это будет шагом вперед.

- Запасному вратарю сложнее, чем запасному полевому игроку?

- Намного. Ведь шансов сыграть у полевых больше. А вратарь хорошо если раз в полгода такую возможность получит. При этом запасной вратарь всегда должен быть готов к игре. И физически, и психологически. Других вариантов нет. Поэтому к концу сезона он устает точно так же, как все.

- Есть ли среди вторых вратарей в премьер-лиге перспективные?

- Да, но чтобы назвать конкретные фамилии, надо освежить память: в отпуске постарался отключиться от спорта.

- Не задумывались, что будет дальше?

- Завершать карьеру точно не хочется. Что будет дальше и где я окажусь, никто не знает.