Премьер-лига (РПЛ). Статьи

7 апреля 2013, 13:00

Раскол в российском судействе

Председатель судейского комитета РФС Николай Левников в своем блоге на сайте Академии спортивного арбитра выступил с резкой критикой в адрес главы судейского департамента РФС Роберто Розетти. Поводом для критики стало недавнее интервью итальянского специалиста.

Уважаемые арбитры и инспекторы профессионального футбола: действующие и ветераны!

Поводом моего обращения к вам стали недавние интервью руководителя Департамента судейства и инспектирования РФС (Роберто Розетти. – Прим. "СЭ"), опубликованные на страницах двух уважаемых мной ведущих спортивных изданий.

Неужели мы настолько убоги и до сих пор, несмотря на свою столетнюю историю развития судейства, находимся в эмбриональном состоянии на уровне третьеразрядного государства?

Неужели не было у нас успехов ни в родной стране, ни за ее пределами на крупнейших международных форумах?

Неужели мы сами ничего не сумели создать в сфере футбольного арбитража, оставаясь в подвешенной к потолку в деревенской избе младенческой люльке, которую при свете лучин поочередно покачивают Мессии, свалившиеся к нам с небес?

Неужели только два миссионера облагодетельствовали нас неоценимыми знаниями, привнесли в российскую судейскую школу системность, качество, создали условия для вступления в Конвенцию УЕФА по судейскому образованию?

Неужели в 19 региональных судейских организациях, составляющих 22,9 процента от общего числа территорий страны, от которых нет представительства в профессиональном судейском корпусе, вдруг появились новые имена?

Ответы на поставленные мной вопросы очевидны.

Объясню свою позицию.

Вначале немного истории: Н. Г. Латышев – обладатель "Золотого свистка" ФИФА, П. Н. Казаков - участник двух финальных турниров чемпионатов мира, один из авторитетнейших судей в мире в 60-е годы прошлого столетия.

Анатолий Иванов и Валерий Бутенко – участники финальных турниров чемпионата мира.

А. Н. Спирин – участник финальных турниров чемпионата мира, Европы, Олимпийских игр, арбитр финала Кубка УЕФА.

Иванов, Н. Левников – участники финальных турниров чемпионатов мира, Европы, арбитры финалов Суперкубка Европы и финала Межконтинентального кубка соответственно. В их багаже по два полуфинала Лиги чемпионов и по одному полуфиналу Кубка УЕФА.

Мы имели и имеем ряд выдающихся помощников судей, а созданная усилиями моих коллег российская школа ассистентов - одна из лучших в мире. И эта школа была окончательно сформирована более 5 лет назад, задолго до прихода специалистов из-за рубежа!

Уверен, что мы обладали и обладаем и одной из лучших методических судейских школ в мире.

Н. Латышев, С. Алимов, Э. Шкловский, В. Липатов, А. Кадетов, А. Спирин, А. Будогосский – сколько специальной учебно-методической литературы и пособий по судейству и инспектированию выпущено этими корифеями. Именно они сумели сохранить, систематизировать накопленные многими поколениями российских судей знания и переложить их на бумагу. Учебники Н. Г. Латышева "Судейство соревнований по футболу" (1965), "Практикум футбольного арбитра" (1977) стали настольными книгами для многих тысяч судей во многих уголках нашей планеты. Очень многие практические подходы к проблемным вопросам арбитража, основанные на критериальных принципах принятия решений судьями, вопросы шарад, которые мы видим в литературе, выпускаемой УЕФА и ФИФА, раньше появились в публикациях А. Будогосского и А. Спирина.

Теперь немного организационной истории.

Да, у нас были очень трудные времена после развала Советского Союза. Так сложилось исторически, что на территории огромной части России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, не было большого количества арбитров высокого уровня. Много очень известных арбитров, которые могли передавать свой опыт, остались по другую сторону границы, развивая судейство в Белоруссии, на Украине, в Литве, Латвии, Грузии, Узбекистане, Казахстане и других странах. Поэтому 90-е годы были годами шатаний, поисков и размышлений: что же необходимо сделать для того, чтобы воссоздать нашу школу судейства, вернуть ей былой авторитет.

Поэтому и менялись как перчатки руководители Всероссийской коллегии судей, формы ее управления. Накапливался бесценный опыт, но при этом до сего времени еще сохраняется национальная школа отечественного судейства. Скорее даже не школа, а университет, для становления которого очень много сделали Э. И. Шкловский, А. Н. Спирин, В. П. Бутенко, Ю. С. Савченко, В. И. Филиппов, А. И. Иванов, В. Г. Липатов, А. Д. Будогосский. Все это привело к созданию в 2002 году Коллегии футбольных арбитров. Эта организация за 5 лет своего существования сумела выстроить стройную и логически продуманную систему судейства в стране.

Мы сумели сформировать всю нормативно-правовую базу для построения системы управления судейством, которая регламентировала жизнь судейской организации, ее руководящих органов. Еще тогда эти документы и принципы работы КФА во многом соответствовали современным требованиям Конвенции УЕФА по судейскому образованию. При дефиците средств возобновились в полном объеме предсезонные сборы. В штате организации появились и работают до сего времени тренер по физической подготовке, психолог, видеооператор, на сборы стали выезжать врачи и массажисты. Мы были одними из первых в Европе, кто внедрил систему электронной фиксации результатов, попробовали внедрить YO-YO-test, закупили оборудование, при помощи которого определяли функциональное состояние судей.

Мы стали проводить для судей премьер-лиги ежемесячные семинары с анализом прошедших игр, обязательной сдачей нормативов по физической подготовке. И главное – мы не боялись и не отказывались вступаться за честь и достоинство наших судей. Мы не пытались спрятаться в острых ситуациях от их честной и принципиальной оценки, выступая с ответственными заявлениями в средствах массовой информации и на сайте КФА…

Сегодня мы вступили в Конвенцию УЕФА по судейскому образованию, но это отнюдь не бронемашина, надежно защищающая арбитров от оскорблений и клеветы. Нельзя отсиживаться в окопе, когда унижают наших коллег, а задача отстаивать интересы нашего сообщества лежит только на плечах Федерации и Судейского комитета.

Нельзя сегодня работать такими методами, не считаясь с мнением абсолютного большинства и противопоставляя личную позицию коллегиальному мнению членов Судейского комитета, среди которых немало знаковых для отечественного футбольного арбитража фигур. Должны принципиально измениться принципы работы и принципы ответственности. Они обязаны перейти в плоскость коллективных управленческих решений по наиболее важным проблемам, позволяющим исключить кастовость, привилегированность одних и обиды других. Решения должны приниматься на основе нормативных документов, а не по понятиям или по личному мнению одного человека, даже если он действительно высокий профессионал и в прошлом судья достаточно высокого уровня.

Необходимо, например, более равномерно загружать арбитров, чтобы ритм назначений не создавал условий для психологической усталости, преждевременного выхода из строя по причине допущенных ошибок. Еще в древнем римском праве существовала глубокая сентенция: "Не может быть наказания без закона". Об этом необходимо не только помнить.

Организация судейства – это совместное дело большого количества специалистов. Надо уметь работать в команде, считаясь с мнением каждого, уважая огромный опыт страны в области развития судейства, понимая ее менталитет.

Но пока, прочитав названные выше материалы в прессе, становится обидно за державу. Очень обидно.

С уважением, Н. В. Левников, судья международной категории, председатель Судейского комитета РФС, член Судейского комитета УЕФА, директор Академии спортивного арбитра.

Поддержал Левникова и известный в прошлом арбитр, бывший руководитель Департамента судейства и инспектирования РФС Андрей Будогосский:

Я, как и вы, размышляю над происходящим в нашем футбольном арбитраже не с позиции качества судейства или его отсутствия, не с позиции отбора судей, понимая, что это прерогатива конкретной организации, имя которой "Департамент судейства и инспектирования". Я, как и вы, ставлю вопрос о неких нравственных категориях, о тенденции в целом, наблюдаемой в нашем судейском деле. И вот здесь не могу полностью не согласиться с вашим мнением и вашей оценкой ситуации.

"Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя", – писал в одной из своих работ В. И. Ленин. Эта фраза пришла мне на память после прочтения двух последних интервью в центральной спортивной прессе, которые давал руководитель Департамента судейства и инспектирования. Согласен, что очень странно читать именно про такую позицию руководителя, полностью взявшего на себя всю ответственность за развитие судейства в нашей стране (во всяком случае так он постоянно говорил), когда возникает проблема оскорбления и унижения ЧЕЛОВЕКА (именно человека, а не только футбольного рефери), но перекладывающего ее на Судейский комитет и Федерацию.

Трудно понять, почему при нынешних технических возможностях, даже находясь за пределами России, глава ДСИ предпочитает отмалчиваться, изолируя тем самым себя от судейского сообщества, ни одним словом не выразив свою оценку произошедшему, позиционируя себя лишь техническим работником, занимающимся назначением арбитров на матчи.

Почему другой его зарубежный коллега, работающий в стране, даже в периоды редкого пребывания в России, ни слова не говорит о своем отношении к истории с Вилковым?

Хотелось бы знать, молчал бы он несколько лет назад, возглавляя Судейский комитет ФИФА, если бы где-то на чемпионате мира кто-то позволил себе так же оскорбить проводящего матч арбитра?

От общества можно спрятаться, но спрячешься ли от совести, от выражения гражданской позиции, которая, несомненно, больше всего была нужна судье в тот период, вместо сладкой шоколадки с горьким миндалем в виде назначения на очередную игру.

К сожалению, в современном судейском круге осталось очень мало арбитров, обладающих достойными личностными характеристиками. Речь не идет о проявлении таковых в ходе игр. Речь о выражении своей собственной гражданской позиции в тех ситуациях, которые требуют нравственной оценки, как это публично сделал когда-то арбитр Игорь Егоров. Можно, конечно, понять судей, особенно молодых: на кону стоит практический арбитраж. Но только ведь нельзя сидеть в окопе и думать, что снаряд, минуя тебя, попадет в соседний блиндаж.

Здесь на память приходит судьба Э. Малого, мужественного парня, сумевшего выйти на поле после тяжелейшей операции, непонятно почему посаженного на лавку после матча "Анжи" – "Спартак". Почему это произошло? Никто не получил четкого ответа на вопрос, но никто из коллег Эдуарда не задал его во всеуслышание. Сегодня Малый начал инспектировать в первом дивизионе, повесив свисток на гвоздь. Опять некая конфета вместо прямого ответа на вопрос: если что-то действительно произошло в этой игре, значит, скажите об этом и накажите соответствующим образом.

Не может не беспокоить ситуация с развитием судейства в регионах, отсутствием предсезонной подготовки для арбитров второго дивизиона.

Воочию приходится наблюдать, как буквально на износ работают одни и те же арбитры, из тура в тур выходя на поле, тогда как их коллеги занимают место на лавке, ожидая своего часа. Этот час может наступить, если кто-то из коллег ошибется. Не здесь ли основа для зависти, для конфликта в судейском сообществе?

Арбитры молчат. Но это не молчание ягнят. Думаю, что вы, как и я, знаете истинные настроения людей. Уверен, после произошедшего с Вилковым они еще более ухудшились, утратив веру в возможность получить реальную защиту и поддержку.

39