Премьер-лига (РПЛ). Статьи

16 августа 2013, 13:30

Андрей Гордеев: "Для тренера суммы трансферов виртуальны"

Андрей Кузичев
Корреспондент

ЕСТЬ ТЕМА
Дороже золота. Намного //
За Криштиану Роналду заплатили в 12 раз больше, чем за Марадону //

Константин Сарсания: "Бэйл не стоит и 100 миллионов"

Бывший главный тренер "Сатурна" и донецкого "Металлурга", проработавший несколько лет в "Анжи", считает, что тренеров не должны волновать суммы трансферов игроков.

– Когда слышите, что "Тоттенхэм" просит за Бэйла 120 миллионов евро, какие мысли возникают?

– При выборе игрока никогда не руководствовался таким понятием, как его трансферная стоимость. Для тренера на первом месте тот вклад, который потенциальный новичок способен внести в игру. А условные 120 миллионов в моем понимании – это виртуальные суммы. Как и 580 миллионов отступных, прописанных в контракте Месси. Мне кажется, в большей степени это маркетинговые ходы, хотя тенденция повышения трансферных выплат в мировом футболе очевидна.

– Что, кстати, не совсем вяжется с вводимыми УЕФА требованиями финансового fair play. Так ведь?

– С одной стороны, искусственные ограничения понятны, но только время покажет, насколько требования УЕФА увязываются с макроэкономическими процессами.

– Представляя недавно соперника "Кубани" в Лиге Европы, мы озаглавили материал "Бюджет "Мотеруэлла" – один Сиссе". Вы ведь работали в клубах с разными финансовыми возможностями и можете утверждать, что бюджет "Сатурна" равен одному Виллиану.

– И то это было в хорошие для клуба времена, а потом было гораздо меньше. Сравнивать же смысла нет – это две разные команды и две разные истории. Можно лишь по-хорошему позавидовать тем, кто имеет возможность тратить на качественных игроков большие деньги. А в случае с "Сатурном" при определенных ходах можно было если не спасти клуб, то скорректировать политику и, предприняв ряд ходов, выйти на иной уровень.

– Перед началом трансферной кампании тренер имеет представление о том, какую сумму клуб готов потратить на новичков?

– Лишь в некоторой степени. Обычно высказываешь пожелания, какие позиции следует усилить. А селекционная служба предлагает кандидатов, после чего возможность их покупки изучает клубный менеджмент. И, сделав выводы, до наставника, допустим, доводят, что определенного игрока лучше брать не сейчас, а через год. Почему – это уже не тренерский вопрос.

– Но раньше ведь было иначе, и тренеры обладали куда большими полномочиями?

– Да, приходилось отвечать за все, однако нынешняя система кажется мне оптимальной. Тренер не должен заниматься деталями трансферов. Каждый отвечает за свой участок работы, и вопрос со стоимостью футболистов решают специально обученные люди.

– И они учитывают в том числе и экономику, как в "Реале", где приобретение Бекхэма частично окупилось за первые дни после его прихода за счет продажи фирменных футболок.

– Совершенно верно. Здесь есть чему поучиться. Правда, не все могут на этом заработать, хотя учатся. "Зенит", допустим, ежегодно отчитывается о доходах и проводит масштабные маркетинговые кампании. Для этого есть условия – большой город и одна команда. Неплохо в этом направлении работают имеющие внушительную армию болельщиков "Спартак" и ЦСКА. За спиной "Анжи" большой регион, и частичную компенсацию затрат можно просчитать. Но в любом случае при покупках игроков основную роль играет футбольная составляющая.

КТО ЧТО СКАЗАЛ

– Может ли футболист стоить 120 миллионов евро?

Руслан НИГМАТУЛЛИН, бывший вратарь "Спартака", "Локомотива", сборной России:

– Думаю, что может. Но не Бэйл, а Месси или Роналду. Потому что оба эти деньги отрабатывают. На перспективу? Неймар, несомненно, талантлив, да и Бэйл тоже, но сейчас столь крупных сумм они еще не заслужили.

Александр МОСТОВОЙ, бывший полузащитник "Спартака", сборной СССР/СНГ/России:

– Мой ответ – нет, конечно. Футбол – коллективный вид спорта, на поле выходят 20 с лишним игроков, и если одного футболиста покупают, как вы говорите, за 120 миллионов, другие, что, будут стоить по 50, 60, 80? Но тогда это будет уже не футбол, а... Даже слово не могу подобрать. Проще говоря, не может человек стоить таких денег.

Месси? Тоже нет. Хотя для меня он лучший игрок за всю историю. За Марадону же, когда он играл, не платили сто миллионов. Да и не было в то время в футболе таких денег.

Для многих шейхов, арабов, олигархов деньги сейчас становятся простыми бумажками. Водой, которая течет из земли. Они не знают их настоящую цену. Для них сто миллионов – что для нас 10 рублей. Но так же не должно быть, согласны?

Вот начнем жить без денег, как когда-то обещали коммунисты, тогда можно будет назначать любые суммы. Какая разница?! Но пока нужны какие-то границы.

Владимир ТАТАРЧУК, бывший полузащитник ЦСКА, сборной СССР/России:

– 120 миллионов? Я не знаю, что он тогда должен делать! Выходить один на футбольное поле против целой команды. Смешно!

А риск-то какой! Ведь стомиллионный футболист в новой команде может и не заиграть. Скажем, раньше у него партнеры были хорошие, а нынешние не тянут. И он ничего не сумеет сделать. Даже за сто миллионов.

Егор ТИТОВ, бывший полузащитник "Спартака" и сборной России:

– Может. Почему нет? Думаю, Месси стоит дороже. Все-таки лучший футболист мира он – а не Бэйл, за которого "Реал" вроде бы собирается заплатить эту сумму. В случае с валлийцем идет некая игра под названием "кто больше даст", Месси же уникален, и высокая цена на него не зависит от сиюминутной конъюнктуры.