– Номинально атакующий полузащитник Сутормин играл в "Оренбурге" и в нападении, и в обороне – вы задействовали его на многих позициях.
– В современном футболе нужно, чтобы игроки обладали универсальностью. Когда Алексей появился у нас, ему не хватало оборонительных навыков – во всех предыдущих командах он был от этого освобожден. Все идет с детства: когда футболист показывает хорошую игру в атаке, как правило, тренеры детских команд закрывают глаза на оборону – главное, чтобы забивал голы.
Поэтому мы начали уделять этому внимание, говорить, работать на тренировках. В итоге Сутормин сделал большой шаг вперед – превратился в одного из лидеров чемпионата по количеству отборов. Возможно, на каком-то этапе – еще в ФНЛ – из-за этого снизилось качество его действий в атаке, но одновременно расти и там, и там не получается.
Но хорошо освоив и поняв требования, предъявляемые к оборонительной игре, Алексей здорово подрос как универсал, который может закрыть несколько позиций – включая крайнего защитника.
– При этом в нападении он чаще действовал слева, а в защите – справа. Почему?
– Мы пробовали его и на левом краю обороны – он играл так в Астрахани: слева, с уходом в середину под правую ногу. Но почему-то там он терялся, не очень хорошо получалось. Справа было удобнее.
– Значит, на поле он может исполнить любую роль?
– Любую или нет, но это и фланги, и зона инсайда. В нашей схеме ему приходилось много двигаться между линиями – средней и оборонительной. Роль, которая обязывает разбираться в компактной игре. Например, в системе с тремя опорниками – 5-3-2– он может быть одним из крайних инсайдов, слева или справа.
– И все же, где у Сутормина получается лучше всего?
– Думаю, то, что с позиции левого инсайда им забито восемь голов – это хороший показатель. Он ведь не чистый нападающий, хотя второго форварда тоже играл, хорошо смотрелся и, кстати, забил тогда в Петербурге "Зениту" – когда в схеме 5-3-2 действовал под Деспотовичем.
– Какие навыки помогают ему проявлять себя на левом фланге атаки?
– Скоростные качества, хорошая выносливость. Я бы отметил дистанционную скорость – нам приходилось играть против соперников, у которых появлялись хорошие зоны, и мы использовали их за счет классных включений Сутормина.
Сейчас у него будет новая роль – "Зенит" играет первым номером, нужно будет доставать из себя другие качества. Думаю, у Алексея они тоже присутствуют.
– Если говорить об игровых минусах, в чем ему еще нужно прибавлять?
– Не хотелось бы об этом говорить. Мы с Алексеем все это обсуждали, он прекрасно знает, в чем ему нужно расти и что делать, чтобы вырасти в настоящего мастера. Повторюсь, все идет из детства – не беда наших парней, что где-то возникают недочеты, просто все элементы нужно подтягивать кропотливым трудом. Идеальных футболистов не бывает, а если бывают – они стоят уже миллиарды. И то кто-то хуже отбирает, кто-то хуже пасует.
– В "Оренбурге" он был лидером, игроком стартового состава, в "Зените" придется доказывать все заново, психологическое давление будет совсем другим. Как вы считаете, Сутормин готов к этому?
– Готов. В этом отношении мы тоже вели с ним работу – были моменты, когда нас что-то не устраивало, и мы объясняли ему, что в большей степени это его психологическая самоподготовка, что за счетэтого можно прогрессировать. Не секрет, что излишняя эмоциональность мешает, но и недостаточная тоже отбрасывает назад. Поэтому важно достичь какой-то середины, когда ты не закрепощен, но и не расслаблен, а всегда готов и находишься в той концентрации, которая помогает тебе показывать свой лучший футбол.
– Если говорить про эмоции в целом – какой он? Вспыльчивый или спокойный?
– Нормальный. Бывают всплески, выброс эмоций, когда он нарушает правила: семь желтых карточек в прошлом чемпионате – это от желания победить, от амбиций футболиста, которому небезразличен результат и своя игра. Такое случается.
– Разговаривает на поле?
– Конечно. Требования современного футбола – чтобы каждый помогал другому: подсказывал, руководил своим партнером, не стеснялся брать на себя ответственность. Это тоже мастерство. Качество игры футболиста-молчуна сразу снижается. А Сутормин не молчун – спокойно адаптируется в коллективе. В этом плане все хорошо.
– Говоря о мотивации игроков, вы сказали однажды, что кого-то следует успокоить, кого-то – похвалить. Как вы чаще всего мотивировали Сутормина?
– Ему нужны хладнокровный настрой и хорошая поддержка. Он все быстро понимает и важно не перегнуть палку, а внушить степень необходимой уверенности.
– Приходилось покрикивать на него?
– Естественно! Но это не говорит о том, что он не хочет – просто оказался в такой ситуации, когда вроде готовится и все делает правильно, но не входит в игру. И тут есть разные тренерские методы – повысить или, наоборот, понизить его эмоциональный фон.
– Кто будет главным конкурентом Сутормина в Петербурге?
– Не знаю, это нужно спрашивать у главного тренера "Зенита". Главное – любая конкуренция только двигает вперед, если ее правильно воспринимать. Сейчас появилось интервью Джона Терри, где он говорит: "Когда меня меняли, я все делал верно – понимал, брался за работу еще серьезнее, ожесточеннее и показывал тренеру на тренировках, что я готов и достоин, и он больше не посмеет меня заменить". Это то, что должен осознавать каждый футболист. Думаю, Алексею нужно оставаться самим собой и быть уверенным в своих силах.
– Как проходит подготовка "Оренбурга"? На этой неделе уже старт чемпионата.
– Провели два сбора, сыграли пять контрольных матчей. Предсезонные игры сложно относить в разряд "полезных поражений" или "полезных побед", потому что каждая команда на сборах в разном состоянии – кому-то легче, кому-то тяжелее. В этом контексте нет смысла смотреть на результат. Мы хорошо и плодотворно поработали над усилением позиций, которые этого требовали.
– Новых игроков в команде пока нет?
– Появился нападающий из брестского "Динамо" (22-летний ганский нападающий Джоэл Фамейе – Прим. "СЭ"), дело только в его трудоустройстве, получении рабочей визы. Думаю, не за горами новые трансферы. Понимаем, что немного опаздываем, на это есть объективные и субъективные причины. Но новые люди обязательно будут.
– У вас есть волнение на этот счет?
– Предстартовый мандраж есть всегда – и не важно, 25 у тебя человек или три состава. Это часть профессии. Если ты спокоен и тебя ничего не волнует – значит, ты уже мертвый.
– Задача "Оренбурга" – как минимум, повторить, как максимум, превзойти прошлогодний результат?
– Задачи простые и понятные: у нас огромная группа болельщиков и главное для нас – не разочаровать их своей игрой, поддерживать уровень прошлого сезона, показывать свое лицо и стиль. Понятно, что будет непросто – мы теперь уже не новички, совсем другой настрой на нас будет.
Как Сутормин может играть за "Зенит"
Несмотря на то, что в "Оренбурге" Сутормин успешнее всего проявил себя именно на этой позиции, в петербургском клубе его ждет серьезная конкуренция за место на левом краю полузащиты/атаки – Себастьян Дриусси здорово прибавил во второй половине минувшего сезона, был признан лучшим игроком клуба в мае и вряд ли так просто позволит вытеснить себя из состава.
Куда вероятнее появление Сутормина на правом фланге – Эмилиано Ригони, Роберт Мак и Олег Шатов, с которыми он будет конкурировать там, в отличие от Дриусси не имеют стабильной позиции в основе.
Маловероятно, но все же возможно появление зенитовского новичка в роли "десятки". На этой позиции Сутормин прежде не играл, но его универсализм придет на помощь, если Сергей Семак решит видоизменить привычную для себя схему.
Чемпионат России по футболу: новости и обзоры, турнирная таблица РПЛ, расписание и результаты игр