Оздоев перешел в петербургский клуб год назад и за весь 2018-й провел лишь 13 матчей. Сейчас же 26-летний Оздоев – игрок основного состава. Полузащитник забил "Фенербахче" (3:1) в Лиге Европы, отлично сыграл против "Урала" (1:0) в чемпионате России. Лучшие же годы карьеры хавбек провел в "Рубине" – когда казанскую команду тренировал Ринат Билялетдинов (2014 – 2015).
– Сразу скажу, что не видел матч "Зенита" с "Уралом", знаю лишь статистику, – начал Билялетдинов. – Но я, конечно, рад, что Оздоев вернулся и играет.
– У Семака Оздоев классический центральный полузащитник. Это идеальная позиция для Оздоева?
– У каждого тренера свое видение игрока и его функционала. Кому-то доверяют расширенные функции, кого-то ограничивают. Семак и сам может привести такой пример: он играл в сборной Хиддинка, где, несмотря на моторность средней линии, каждый выполнял свои функции.
Я, например, использовал Оздоева в центральной зоне и не двигал его на фланг. В 2009 году в "Локомотив" вернулись Юрий Павлович Семин с Борисом Петровичем Игнатьевым, они и посоветовали обратить внимание на Магомеда. Сказали, что в Киеве бегает неплохой парень с российским паспортом родом из Грозного, и попросили посмотреть его. Я посмотрел и сказал, что его нужно забирать. Так в итоге и получилось.
И когда он оказался в моей команде (Билялетдинов тренировал дубль “Локомотива”. – Прим. “СЭ”), то я сразу ему сказал, что у него будут расширенные функции. В итоге появился кавказский тандем в центре – Оздоев и Чочиев. У меня был треугольник, развернутый в сторону своих ворот – один опорник и два атакующих хавбека, где Оздоев был во второй группе.
– Как Оздоев оказался в Киеве?
– Мне сложно сказать. Может быть, это агентская история, возможно, из-за региона, в котором родился. Не готов гадать. Но уже тогда было видно, что он умеет вести игру, атаки на нем не захлебывались, хотя потери, конечно, были. Были у него сложности и с выходом из-под прессинга, и обработка была не всегда удачной, но голова работала уже тогда.
– Сегодня у Семака Оздоев – разрушитель. Это разве его амплуа?
– Это для него не первый такой опыт. Он и в "Локо" был разрушителем недолгое время. В “Локо” он начал играть Коусейру, а при Биличе потерял место в составе. Причем в “Локомотиве” перспектив не было, не буду объяснять почему, но это было так. В одном из матчей его удалили (“Мордовия” – “Локомотив” – 2:3, 20 июля 2012 года. – Прим. “СЭ”) – с того все и началось.
Когда я вернулся в Россию после года отсутствия и получил приглашение от "Рубина", то не сразу его позвал в Казань. А вот летом 2014-го мы поговорили, и я убедил его перейти в мою команду. Правда, у меня был к нему ряд требований, главное – дисциплина на футбольном поле. Только поймите правильно – к его человеческим качествам у меня не было вопросов: он образованный, воспитанный, вменяемый. А вот на поле мне от него требовалась дисциплина. Оздоев из тех, кого нужно постоянно подправлять, направлять. В играх это делать поздно, поэтому нужно работать на тренировках.
– Три самых сильных качества Оздоева, на ваш взгляд?
– Во-первых, он хорошо оснащен технически. Во-вторых, видит поле – то есть видит не только свои бутсы, но и бутсы тех, кто находится далеко от него. И в-третьих, это комбинационный стиль и понимание игры.
– А минусы?
– Злоупотребление поперченной игрой. Хотя, возможно, сейчас от него это требуют. Я всегда просил его играть вперед и только вперед.
– И дисциплина?
– Это да. И тут дело в том, что он родился на Кавказе. Просто есть люди вспыльчивые, а есть более спокойные. А бывает опыт подсказывает, где стоит промолчать, чтобы не получить наказание. И вот Магомед такой футболист, которому нужно постоянно напоминать на футбольном поле, чтобы он не отвлекался от самой игры.
– Переход Оздоева в "Зенит" называли провалом петербургского клуба на трансферном рынке. Вам так тоже казалось? Вообще, верили, что он еще может заиграть в "Зените"?
– Я не могу сказать, за или против. Очевидно, что он уходил в более сильную по составу команду, где нужно снова все доказывать – хотя это и хорошо, это подстегивает игрока. Знаете, как бывает, когда футболист засиделся в одной команде – и там хоть меняй тренера, хоть нет – не поможет. Такое случается и в топ-клубах. Не могу сказать, что Оздоев начал деградировать в "Рубине", но в росте точно остановился. Я смотрел матчи и думал, что, сыграй он так у меня, – получил бы пару подсказок, не помогло бы – сел на лавку. При Хави Грасии он играл невыразительно, поэтому и потерял место в составе. Наверное, поэтому переход в "Зенит" – скорее плюс. Но были сомнения насчет того, что он сможет найти общий язык с тренером (Оздоев перешел в “Зенит”, когда команду возглавлял Роберто Манчини. – Прим. “СЭ”). И будет работать не из-под палки. Понятно, что это общие слова, но его они касаются особенно.
– Оздоев перешел в "Рубин из "Локо", где потерял место в составе. Он такой же, как Дзюба – заводится, когда начинаются проблемы?
– Я не могу сравнить его с Дзюбой, потому что с Артемом пересекался эпизодически. Но у Оздоева, безусловно, такой характер, что он может вскипеть. Хотя и назвать его неуправляемым я не могу. По крайней мере, до 2015 года он был управляемым. Его важно контролировать, чтобы он не бросил весла из-за ошибки, или его не накрыла эйфория от удачных действий. Он должен быть всегда собран и держать план игры в голове, тогда будет успех.
– Год назад вы сказали: "Оздоев не прогрессирует". Что с ним случилось, что он так прибавил? Просто подходящая игровая модель, или что?
– Это интересный вопрос. Надеюсь, позднее мы узнаем разгадку. Потому что он редко выходил на поле, а когда выходил в Кубке России – это было не то. Значит, что-то у него произошло. Возможно, в личной жизни повернулось что-то в лучшую сторону. Не думаю, что что-то изменилось в тренировочном процессе. Все-таки футбол – не тяжелая атлетика, где человек накапливает мышцы годами. Главный вопрос – насколько его хватит, но на него ответит только время. Ведь у него все было хорошо, а потом случился спад…
– Как-то вы сказали: "Когда Оздоев собран, то может абсолютно все". Сегодня Оздоев может быть лучшим атакующим полузащитником России?
– В 2015 году я бы сказал: "Да!". Но два с лишним года невыразительного футбола рождают сомнения. В 2015-м ему было 23, а в 26 не факт, что можно сделать то, что можешь в 23. Безусловно, есть и исключения из правил. И если поискать, то их много, но чаще все-таки бывает, что когда ты не вылез вовремя на нужный уровень в определенный момент, потом туда попасть невозможно. Хотя в ситуации с Оздоевым я бы поставил 50 на 50. Сомнения, потому что три года пропущено, а с другой стороны понимаю, что его 26 – не настолько критичный возраст. Семак и сам допоздна играл, и, надеюсь, он знает, как раскачать игрока постарше.
– Было дело, когда Черчесов хотел пригласить Оздоева в "Динамо"?
– Да, это было как раз после того, как мы победили "Динамо" 2:0 в октябре 2014 года. Динамовцы в том сезоне феерили в Лиге Европы, а в составе были Вальбуэна, Кураньи, Жирков, Джуджак, Дуглас, Самба, Кокорин и так далее. В общем, звездное "Динамо".
– Чем Оздоев тогда отметился?
– На его счету победный гол. В том моменте он прочитал передачу, перехватил, нарастил скорость, поставил спину, отсек соперника и забил. Образцовый мяч, который отрабатывается на тренировке. Да и вообще тот матч ему удался – он спереди и сзади отлично действовал, хотя у него была и поддержка в лице Наваса и Кузьмина. Потом пошли разговоры про Оздоева в "Динамо". Причем не только о Магомеде, но и о Канунникове, который забил в том матче второй гол. Если честно, то я был убежден, что его заберет "Динамо", но летом Черчесов покинул клуб, и вопрос отпал.
– А "Зенит" его тогда не звал?
– Я такого не слышал. Про динамовцев слышал, про зенитовцев – нет. Еще были разговоры о "Спартаке", но там фигурировал не только Оздоев, но и Канунников с Портнягиным, который конкурировал с Халком за звание лучшего бомбардира премьер-лиги. А что касается Черчесова, то он же привлекал Магомеду в сборную, когда начинал там работать. Но потом отсутствие у Оздоева игровой практики сделало свое дело.
– Оздоев потенциально сильнее, чем Нобоа? Эквадорец же вернется рано или поздно, Семаку придется выбирать.
– У Кристиана есть плюс в виде стандартов. Оздоев тоже пытается, но у эквадорца процент точности значительно выше. Также Нобоа умеет быстро менять вектор игры и отправлять партнера в быстрый отрыв. Сумеет ли 34-летний Нобоа сохранить это после травмы? Возможно. Впрочем, умеет так играть и Оздоев. Но ему нужно объяснять, с ним нужно работать, важно заразить его своими идеями.