8 июля 2020, 08:25
Чемпионат России стал самым резонансным в Европе после коронавирусной паузы. Массовые заболевания в командах, безответственное отношение к регламенту и странные решения лиги активно обсуждались в западных СМИ. Все это вряд ли останется незамеченным со стороны УЕФА, а при худшем сценарии клубы РПЛ могут остаться без еврокубков.
Это не очередная истерика или страшилка, а чистая логика. На сегодня в Испании, Англии, Германии, Италии и Португалии нет ни одного футболиста, пропускающего матчи из-за ковида. У нас только по официальным данным таких десять. Не говоря уж о том, что из составов некоторых команд периодически выпадают игроки, и их отсутствие долгое время никто не объясняет.
Россия по-прежнему остается лидером среди европейских стран по ежедневному числу новых заболевших. Каждый день в среднем выявляется около шести тысяч инфицированных. В остальных европейских странах показатели в десятки раз ниже.
Именно по этой причине России нет в числе стран, для которых Евросоюз открыл свои границы с 1 июля. Известно, что список регулярно будет пересматриваться, но критерии жесткие. Сейчас въезд в ЕС открыт для тех государств, где число новых заражений ковидом не превышает среднеевропейский показатель в расчете на 100 тысяч человек населения за последние 14 дней по состоянию на 15 июня (примерно 16 человек на 100 тыс. населения). Для России, таким образом, количество заболевших в день должно составлять менее 1650 человек в сутки. У нас же это число в четыре раза выше. При этом квалификация нового еврокубкового сезона начнется уже 8 августа.
УЕФА явно положительно относится к России. При нынешнем президенте организации Александре Чеферине Санкт-Петербургу дали финал Лиги чемпионов, а Казани — Суперкубок Европы. Кроме того, российская компания «Газпром» — один из главных спонсоров УЕФА. Маловероятно, что союз захочет портить с нами отношения.
В сложившейся ситуации принципиальное значение могут иметь позиции топовых лиг и их крупных клубов. Гранды не любят играть в России — это факт. Им не нравятся долгие перелеты, климат поздней осени и до недавнего времени изношенные стадионы с искусственным газоном. Они не всегда привозят основные составы. Более того, на их домашних матчах против российских клубов редко собираются полные трибуны.
Топы могут начать брыкаться, когда их отправят в европейскую страну с самыми высокими показателями по количеству больных. Туда, где заражения самих футболистов — не редкость, а на медицинский регламент все закрывают глаза, выборочно соблюдая его. Они могут без укоров совести отказаться ехать в Россию, опасаясь за здоровье своих игроков. Тогда в дело нужно будет вступать УЕФА.
Хотя весной мы уже наблюдали, как ассоциация повесила принятие решения о продолжении чемпионатов на национальные федерации. Главный европейский футбольный орган не дал четких указаний, были только рекомендации. В итоге кто-то закончил сезон досрочно, а кто-то его доигрывает или уже доиграл.
Возможно, Сергей Прядкин тоже пытался действовать по этой схеме, когда самоустранился в начале возобновления сезона. Не зря же он входит в один из комитетов УЕФА. Схема, в самом деле, похожая. Только вместо национальных федераций — клубы. Очень прогрессивно. Жаль, что не получилось.
В УЕФА мне не стали комментировать возможность отстранения российских клубов от еврокубков. А относительно ситуации с закрытыми границами с ЕС, заявили, что «следят за этим и поддерживают связь с соответствующими органами».