11 сентября 2022, 14:30
В этом сезоне Виктор Мозес стал одним из ключевых футболистов, благодаря которому «Спартак» добился мощного прогресса. При Абаскале нигериец переквалифицировался из защитника в атакующего хавбека и раскрылся с новой стороны — был эффективен в дриблинге, много бил и помогал конструировать атаки.
Травма в Екатеринбурге выбила игрока из строя минимум на полгода — «СЭ» проанализировал, как теперь «Спартак» справляется без Виктора и кем Абаскаль пытается минимизировать потерю.
Две основные схемы «Спартака» в этом сезоне — 4-3-3 и 4-4-2. Первую красно-белые используют против более открытых соперников, которые оставляют свободное пространство за спиной. Вторую — в матчах с топ-командами, где почти вся позиционная игра завязана на центре поля. Нигериец занимал место разыгрывающего, располагаясь чуть ниже пары форвардов.
Вот как Абаскаль объяснял преображение нигерийца: «Мозес классно проявил себя на позиции «десятки». Виктор сейчас в отличном настроении. В этой роли он чувствует себя лидером. И это вдохновение компенсирует то, что он пропустил предсезонную работу с нами в Тарасовке. На мой взгляд, характеристики Мозеса позволяют ему быть оптимальным связующим звеном между полузащитой и атакующей линией. При этом он обладает отличным ударом. Так что на этой позиции он особенно эффективен. В полуфланге Виктор тоже полезен, а вот на фланге оказывается далеко от ворот. Поэтому я не вижу его игроком бровки. Только если речь идет об оборонительных действиях», — рассказывал коуч в интервью клубной пресс-службе.
Система Абаскаля с вертикальным футболом и активной работой флангов подсветила лучшие качества Мозеса. За счет хорошего видения поля и высокого интеллекта Виктор идеально связывал среднюю и атакующую линии, перемещаясь между зонами «восьмерок» и высокими позициями в полуфлангах. Нигериец либо протаскивал мяч из одной точки в другую на скорости, либо опускался в пару к опорнику и переводил мяч на фланги. Также Мозес иногда менялся позициями с одним из центральных полузащитников (Литвиновым или Мартинсом) и стягивал все внимание в опорной зоне на себя, в то время как партнер оставался свободен для обостряющей передачи или короткого перепаса.
Мозес гарантировал нестандартные ходы у чужих ворот. Индивидуальное мастерство позволяло Виктору в одиночку решать эпизоды и разбираться в сложных ситуациях на ограниченном пространстве. Вспомните его гол «Ахмату», когда хавбек технично принял мяч на грудь и классным ударом с лета вернул команду в игру. Или мяч «Краснодару», перед которым Мозес прошел через всю опорную зону соперника, отыгрался с Пруцевым и пробил Сафонова.
Еще один плюс нигерийца — умение укрывать мяч корпусом под давлением. Мозес — лучший в команде по заработанным фолам (1,8 за матч). У Виктора отлично получалось замедлять игру в полуфлангах, за счет чего «восьмерки» «Спартака» успевали своевременно открываться в штрафной и уводить защитников за собой, создавая множество вариантов для проникающего паса.
С Мозесом в составе и без него «Спартак» провел в РПЛ одинаковое количество матчей — по четыре. Так что сейчас настал идеальный момент, чтобы сравнить игру москвичей на двух этих отрезках.
Во-первых, сильно отличается качество созданных моментов. С Мозесом на поле красно-белые набирали в матче чемпионата в среднем 2,8 xG, а после его травмы — всего 1,4 xG. Да, в одном и в другом случае против «Спартака» играли соперники немного разного уровня, но разрыв по ожидаемым голам в два раза все равно слишком большой. Плюс без Виктора москвичи стали меньше (на 12 процентов) доводить позиционное владение до удара — такой спад точно нельзя объяснить случайностью.
Во-вторых, «Спартак» оказался вынужден на какое-то время отказаться от ромба и перейти на 4-3-3 — тоже рабочую, но гораздо менее вариативную расстановку. В такой формации вингеры лишены возможности забегать в штрафную через центральный «канал», так как отвечают за поддержку ширины атаки, и не могут рассчитывать на подстраховку центральных хавбеков, которые в этой схеме занимают место инсайдов и больше сосредоточены на рывках в штрафную и открываниях, чем на прессинге.
У Мозеса получалось точно выбирать момент для смещения с позиции «десятки» (он занимал ее в фазе атаки) на место латераля — при потере мяча Виктор опускался вниз по флангу и помогал выдавливать соперника на чужую половину. Единственный раз, когда после потери нигерийца красно-белые сыграли в 4-4-2, пришелся на матч с «Зенитом». В итоге решение Абаскаля стало основной причиной поражения. Игнатов, выполнявший роль плеймейкера, со своей задачей не справился — был слишком пассивен на мяче, в связи с чем москвичи редко атаковали через центр (где, в отличие от фланговых зон, питерцы испытывали основные трудности). А Хлусевич, дублировавший на позиции правого защитника Денисова, не справился с давлением — выиграл всего два из 12 единоборств и не совершил ни одной успешной обводки.
В нынешнем сезоне РПЛ с Мозесом на поле красно-белые ни разу не проигрывали, без него — уступили в половине матчей. Зависимость команды от Виктора очевидна. Одна из главных задач Абаскаля — найти нигерийцу альтернативу. Получится ли? Сможем проверить уже в ближайшем матче против «Ростова».