12 октября 2020, 18:15
С переходом из «Челси» 29-летнего защитника Виктора Мозеса (официально все должно быть оформлено в середине этой недели) «Спартак», по сути, завершит трансферную кампанию. Ее нельзя назвать ни провальной, ни шедевральной — лучше всего подойдет слово «ровная». Но в любом случае, пора подводить итоги, делать выводы и смотреть в будущее. Расскажу, каким оно видится людям, которые сейчас определяют политику клуба — в том числе, на рынке.
Как уже сообщал «СЭ», у красно-белых есть идея создания трансферного комитета. Конкретно предложение родилось у Заремы Салиховой, супруги владельца «Спартака» Леонида Федуна, все больше погружающейся в дела проекта. Сразу слышу голоса — и их наверняка немало — «женщина решает в футболе, это немыслимо!». Не торопитесь — в намерениях Заремы есть прямая логика.
У нового органа по задумке несколько задач. Одна из основных — минимизировать влияние агентов, постоянно предлагающих своих клиентов. В этом нет никакого криминала — люди работают, но желание трудоустроить какого-либо футболиста не всегда совпадает с нуждами команды. Поэтому в «Спартаке» хотят играть от себя: генеральный директор, глава селекционной службы и, самое важное, главный тренер (его мнение имеет особое значение), обсуждают кандидатуры и утверждают их большинством голосов. Дальше — одобрение владельца и собственно работа по трансферу. Намеренно не называю фамилии — система в идеале должна работать вне зависимости от того, кто какую должность занимает в данный момент.
С другой стороны, трансферный комитет призван привести к согласию все ветви внутриклубной управленческой структуры. Объясню, что имею в виду, на конкретном примере тех самых правых защитников. Сентонз из «Метца» и Мозес были согласованы с Тедеско и запущены в дело, тогда как предложение «Тоттенхэму» по Орье на 7-8 миллионов евро, на мой взгляд, изначально не имело шансов на успех. Но это все равно контакты, переговоры и т.д. — а на выходе упущенное время. Которое лучше направить на поиски реальных вариантов. По идее, комитет должен сразу исключать такие ситуации как с Орье. Собрались, обсудили, приняли решение — и вперед, работать. Задумка именно в этом.
Еще одна важная функция — долгосрочное планирование селекции. То есть в какой-то момент члены комитета рассматривают действия клуба на рынке на два окна вперед. Это тоже должно способствовать появлению четкости в понимании целей и задач. А то ведь нередко происходило как при Кононове, когда в один день ему требовался атакующий хав, в другой — опорник, а на третий — центральный защитник. Еще раз подчеркну важность присутствия в органе Тедеско. С одной стороны, человек будет знать, чего ему ждать вдолгую, с другой — это некая гарантия стабильности для него самого, ведь в случае отставки у нового специалиста вполне могут быть другие взгляды на селекцию.
Кстати, трансферные комитеты есть у многих клубов — от «Реала» до датского «Мидтьюлланна». В РПЛ подобную практику использует «Локомотив». Так почему бы не попробовать и «Спартаку»? По моим данным, Федун в целом идею одобрил, попросив представить детали. Если владелец утвердит концепцию, то комитет скоро появится.
Сразу скажу — Шамиль вызывает у меня симпатию. Открытый, постоянно общающийся со СМИ на любые темы (чего только стоит ставшая уже мемом «перчатка «Зениту») — не говорит только о трансферах, но это «фишка» многих футбольных руководителей. Человек, не побоявшийся принять огромный вызов — «Спартак» далеко не «Уфа», при всем уважении к последней.
Но вот в этой фразе как раз и заложено то, чего Газизову, как мне кажется, пока не хватает. Да, экономия средств клуба и владельца — здравое стремление. Но кажется, что Шамиль, образно говоря, еще не убил в себе «Уфу», где финансовые масштабы и уровень задач совсем другие.
В ходе этого окна у меня возникло впечатление, что в стремлении не переплатить Газизов несколько перегнул палку. Наверное, где-то можно и нужно было действовать гибче, быть несколько щедрее. Как пример — то самое предложение по Орье, которое с самого начала не могло устроить «Тоттенхэм».
Впрочем, опыт «Уфы» показал, что Шамиль умеет выходить из сложных ситуаций, так что, скорее всего, перестроится и в Москве. А участие в том самом трансферном комитете в этом поможет.