15 сентября 2022, 20:00
Почти сразу после прихода в «Спартак» Гильермо Абаскаль заявил — он хочет, чтобы его команда была «тактическим хамелеоном». То есть умела переключаться между схемами и применять различные шаблоны игры. Но попробовав на старте 4-3-3, испанец пришел к схеме 4-3-1-2, которую использует с середины августа по сей день.
В этой расстановке действительно здорово проявлялись лучшие качества имеющихся в наличии футболистов, особенно здорово раскрылись в роли «восьмерок» Зобнин и Мартинс. «Спартак» неплохо обкатал эту модель, но долгое время никаких новых тактических ходов Абаскаль не предлагал.
На перемены Гильермо решился в кубковом матче с «Факелом». Сложно сказать, что сподвигло тренера резко поменять расстановку на 3-4-1-2 — два поражения подряд в РПЛ, трансфер Мевли или статус турнира. Как бы то ни было, впервые в сезоне «Спартак» вышел на поле с тройкой ЦЗ.
«Спартак» не испытал особых проблем — уже на 4-й минуте 18-летний форвард Мелешин открыл счет, а под конец тайма Квинси Промес снял почти все вопросы о результате матча. Вышедший во втором тайме Соболев поставил точку — 3:0. «Факел» был слишком пассивным и инертным, предоставив сопернику идеальные условия для обкатки новой модели.
Интересен новый облик «Спартака» в такой формации. Вопреки расхожему мнению, три центральных защитника — это не обязательно про оборону. Точнее, вопрос в том, как эти трое ЦЗ используются. В случае «Спартака» это должно было укрепить контроль мяча против играющего на контратаках соперника, а также позволить латералям Рассказову и Классену действовать максимально высоко и давать ширину в атаке.
Такая расстановка предполагает активное участие латералей в атакующих действиях, но Классен и Рассказов не сильно напрягали оборону соперника. Казалось, что Абаскаль предъявлял по движению в первую очередь им. Вероятно, более острые Хлусевич и Рыбус дали бы куда больше жара у чужой штрафной.
Также движения игроков фланга очень важны для розыгрыша мяча. И вот с этим у «Спартака» были очевидные проблемы. Не сказать, что «Факел» мощно прессинговал, скорее красно-белые просто не создавали вариантов для продвижения мяча своим партнерам. Доходило до абсурдного, когда Мевля стоял в одной маленькой зоне с двумя центральными полузащитниками.
А на чужой половине поля «Спартаку», наоборот, не хватало связующего звена в центральной зоне. При позиционной игре оставлять такие пустоты в ключевой «зоне 14» — признак слабой организации во владении. Выходом могло бы стать наличие сильного разыгрывающего полузащитника, но Пруцев и Зобнин — скорее про разрушение, а Игнатов был недостаточно подвижен без мяча.
В итоге «Спартак» долго катал мяч в центре между защитниками без обострения. В первом тайме динамику создавали только оттяжки Промеса для розыгрыша. Чаще всего он один был адекватным адресатом для продвижения мяча после открываний в неожиданных зонах.
А иногда и вовсе играл чуть ли не у своей штрафной, пытаясь решить проблему продвижения мяча. Это не было так критично из-за уровня сопротивления — «Спартак» все же за счет индивидуального превосходства медленным перекатом продвигал мяч на чужую половину поля. Но ведь именно вертикальные скоростные розыгрыши со своей половины поля на старте этого сезона помогали «Спартаку» наказывать соперников. В этом матче с ними было туговато.
Показателен третий гол «Спартака», когда Джикия протащил мяч, отыгрался с Промесом и выкатил на Соболева. Красно-белые получали остроту, когда ломали линии и разрушали позиционную структуру, ставя в ступор соперника. Но происходило это реже, чем могло, — чаще владение хозяев скатывалось в стерильный перекат. Хотя здесь наверняка повлиял и характер матча — слишком комфортно он складывался для «Спартака» с первых же минут.
В любом случае, все это рабочие моменты. Важно, что Абаскаль не зацикливается на одном рабочем механизме и ищет новые каналы развития команды. Схема с тремя центральными защитниками в теории может подойти красно-белым, сделать игру более разнообразной и непредсказуемой, а также помогать преодолевать низкие блоки обороны андердогов. После пробы пера с «Факелом» даже с учетом разгрома осталось много вопросов. Но главное — «Спартак» готов меняться.