Сборная России. Новости

15 мая 2008, 03:15

Двух лишних не знает даже Хиддинк

Мария Никулашкина
Заместитель шефа отдела информации

   Вчера главный тренер сборной России Гус Хиддинк огласил список из 25 футболистов, вызванных на сбор национальной команды для подготовки к чемпионату Европы.

Борис ЛЕВИН

   Пожалуй, никогда еще интерес к объявлению состава российской сборной не был настолько подогрет, как сейчас. Тем, кто пришел вчера на созванную в Доме футбола по этому поводу пресс-конференцию, пришлось убедиться в этом на собственной шкуре: зал, рассчитанный на тридцать-сорок человек, вместил добрую сотню журналистов, висевших на плечах не только друг у друга, но в какой-то момент и у главного тренера.

   Виной тому не только важность самого события. Впервые в нашей футбольной истории о содержании списка Хиддинка не знал никто, кроме самого Гуса и двух его ближайших помощников. Андрей Аршавин во вчерашнем интервью "СЭ" подчеркнул: "Рад, что все решает только Хиддинк. Если бы был российский тренер, у него было бы много советчиков. И я бы наверняка уже знал, поеду или нет. А сейчас - не знаю".

   Да что там говорить, если окончательный состав не знали даже администраторы сборной! Увидев вашего корреспондента, выходившего из зала пресс-конференции с заветным листком в руках, они обратились с просьбой дать им возможность изучить его и тут же начали что-то править в своих блокнотах.

   Хиддинк сумел сделать из оглашения своего решения шоу, что тоже идет на пользу футболу, подогревая градус интереса к нему в обществе (вчера разве что представителей журнала "Юный садовод" в Доме футбола не было). Но шоу - только гарнир. Всех, конечно же, интересовал сам список.

   Как небеспочвенно предполагал "СЭ" двумя днями раньше, в него вошли 25 кандидатур. В подавляющем большинстве - знакомые все лица, то есть очевидные претенденты. Настоящая сенсация только одна - Олег Иванов из Самары. Думаю, предложи вчера утром всем букмекерским конторам принять ставки на его появление в числе вызванных, они дали бы коэффициент порядка 20 - 25 - не меньше. Более того, когда Хиддинк назвал фамилию "Иванов", по залу сразу прошелестел вопрос: "А какой именно?" И пришлось руководителю международного отдела РФС Екатерине Федышиной, переводившей пресс-конференцию, прерывать главного тренера и ретранслировать возникший интерес ему.

   Но эта кандидатура - скорее на вырост. Хиддинк любит привлекать на сборы новых людей, чтобы посмотреть на них в деле. Но те, впрочем, имеют шанс голландца убедить - последние примеры Широкова и Адамова наглядно о том свидетельствуют. И все же, как только мы вспомним о том, что двоих придется вычеркнуть, фамилия самарского хавбека, как ни крути, приходит на ум сразу.

   Сам Хиддинк, правда, особо подчеркнул: "Если бы у меня был список 23+2, я бы так вам и сказал. Но у меня список 25, и кто из них не попадет в заявку, сегодня не знаю". Те, кто постоянно общается с голландцем, уже усвоили, что в подобных вопросах он не лукавит. Но вот еще один любопытный штрих - в том списке, что получили вчера журналисты, 22 игрока написаны строго по линиям. А трое приписаны в конце. Эти трое - Иванов, Павленко и Янбаев. Хотите делать выводы - делайте.

   Вообще все три футболиста, никогда ранее не привлекавшиеся Хиддинком - Иванов, Павленко и Семак, - претендуют на одну и ту же позицию - разыгрывающего, придумщика, созидателя, держащего в своих руках основные нити атаки (под двумя ли нападающими, под одним ли). То есть на ту самую позицию, что осиротела в сборной после дисквалификации Аршавина.

   И у каждого из троих есть десять дней (сбор команды начинается 18 мая, а официальная заявка в УЕФА будет сдана 28-го), чтобы доказать Хиддинку, что именно его кандидатура - то, что надо. Полагаю, что изначально шансы более опытного Семака в этом соревновании выше, но наш тренер уже неоднократно доказывал, что догм он лишен и может принять самое неожиданное решение.

   Теперь о сенсации со знаком "минус" - на Euro не едет Кержаков. И это единственный пункт, по которому я категорически не согласен с нашим тренерским штабом. Хиддинк подчеркнул, что недоволен всеми своими основными нападающими, но "отцепил" при этом только динамовца. На пресс-конференции его дважды спросили: почему именно его? Но Гус отделался общими фразами - о том, что нужны те, кто может сыграть не только в центре, но и на краю.

   Из этого его тезиса становится понятным только факт включения в команду Саенко - в оптимальной форме он был чуть ли не лучшим правофланговым этой сборной. Но как тогда расценить наличие в составе сразу трех "столбов" - Погребняка, Павлюченко и Адамова? Не имею ничего против любого из них, но логика "отцепления" Кержакова так и осталась для меня непонятной. Разве только известная симпатия Хиддинка к фактурным форвардам, которых он любит вводить в игру в критических ситуациях, сыграла здесь решающую роль.

   Кержакова очень жаль. Футбольная жизнь всегда идет по синусоиде, но у Александра эта синусоида в последние годы слишком уж крута. Помню его потухшие глаза в заключительные зенитовские месяцы. А затем чудесное преображение в "Севилье" - оттуда он приезжал в сборную совсем другим человеком, мощным, брызжущим энергией, уверенным в себе. Потом новый поворот с потерей места в составе испанского клуба, возвращением на родину и попыткой убедить Хиддинка в своей нужности игрой в "Динамо". Увы, не удалось... Остается уповать только на известную истину - все, что не убивает, делает нас крепче. Впереди еще не один крупный турнир - и в будущем Кержаков сборной, возможно, и пригодится.

   Из остальных неприглашенных вопросы могут возникнуть только относительно зенитовцев. И Файзулин, и особенно Денисов своей игрой в Кубке УЕФА раз за разом доказывали, что на них стоит обратить внимание. Но это уже дело вкуса, далеко не столь очевидное, как случай с Кержаковым. И раз Хиддинк пока не видит их в своей команде, значит, так тому и быть.

   Как бы там ни было, состав объявлен. И теперь уже, как рассказал Хиддинк на пресс-конференции, он может быть изменен только в случае форс-мажора (обязательное усекновение на два человека - не в счет). А значит, о том, кто мог бы там быть, пора забыть. И всеми фибрами души желать успеха тем, кто в нем есть.