Сборная России. Статьи

26 июня 2016, 20:00

Похоже, что Акинфеев - ирландец

Дмитрий Симонов
Первый заместитель главного редактора

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Дмитрий СИМОНОВ

Матч Уэльс – Северная Ирландия завершился тотальным разгромом. Игроки в красных футболках закатывали в покинутые Макговерном ворота один мяч за другим, и трибуны каждый раз взрывались от восторга. Голы забивали дети футболистов Уэльса – они выбежали к родителям на поле и веселились от души. Впервые в истории футбола Гарет Бэйл не мог кого-то догнать на поле. Быстрее Бэйла может быть только ветер – и Бэйл. Его трехлетняя дочь Альба-Вайолет совершила не круг, но пробег почета, а счастливый отец, автор голевого прострела, семенил за ней, впервые в жизни по скорости напоминая Кокорина. Судя по передовицам сегодняшних британских газет, матч выиграла именно она, Альба-Вайолет Бэйл. Лучший из заголовков: "Папочка, мы победили!"

После того, как в матче прозвучал финальный свисток, один из футболистов красного Уэльса подошел к зеленой трибуне и поаплодировал ей. Спустя почти час то же самое сделали футболисты сборной Северной Ирландии, всем составом выйдя поблагодарить своих. Среди них был и Уилл Григг – герой самой популярной песни Euro-2016, не сыгравший на турнире ни минуты, но прославленный своими фанатами на весь мир.

…Когда играют Уэльс (дебютант Euro, единственное участие в ЧМ в 1958 году) и Северная Ирландия (тоже дебютант Euro), очень трудно быть человеком из страны, которая только что опозорилась и многими признана худшей на турнире, хотя всего восемь лет назад играла в полуфинале континентального чемпионата, а в 1960-м здесь же, на "Парк де Пренс", пусть и в несколько другом обличии, выигрывала Кубок Европы.

Мне было печально потому, что Уэльс одержал во Франции уже три победы, Северная Ирландия – одну, а наши делали это в последний раз четыре года, два турнира и два тренера назад, в первом туре Euro-2012, еще при капитане Аршавине, который сейчас уже кажется выдуманным героем из былин.

Мне было противно осознавать, что на фоне сборной России крепкий мужик с сильным характером – Уэльс – вдруг превращается в прекрасного принца, а гениальный Бэйл выглядит игроком, которого в принципе невозможно остановить. Вы же чувствуете разницу между "гениальный" и "остановить невозможно"?

Меня терзала мысль, обыкновенная для каждого болеющего за футбол жителя необъятной страны России: почему нас так много, но мы такие слабые, а их так мало, а они так хороши. Лишь одно успокаивает: у китайцев дела в футболе еще хуже нашего и китайцы, видимо, ненавидят свою сборную еще сильней.

Я грустил, глядя на единение валлийцев и североирландцев со своими болельщиками, вместо того чтобы радоваться, поскольку вспоминал, как после финального свистка Леонид Слуцкий, уже понимавший, что покидает сборную, буквально встал на пути уходивших в раздевалку футболистов и заставил подойти к российской части трибун стадиона в Тулузе. Игроки, возможно, читали в биографической книжке, что когда-то давным-давно Слуцкий в "Олимпии" сломал арбитру челюсть – поэтому покорились и выполнили хотя бы эту тактическую установку. Минуту похлопать фанатам – это ведь так тяжело, не правда ли?

Наверное, в наших футболистах могла сидеть обида за историю в Марселе – но ведь очевидно же, что нормальных людей среди болельщиков в разы больше, чем отморозков. Или в глазах игроков каждый человек, болеющий за сборную – это тот, кто, как написал Мамаев, потенциально льет "г…. в комментах"? Так может, ради общего блага надо отменить эти проклятые комменты, раз уж невозможно законодательно запретить г…о?

С другой стороны, в каждой ссоре, в каждом недопонимании участвуют две стороны. Вы спросите – а могли наши футболисты спустя час подойти к болельщикам всем составом? А я спрошу в ответ – а могли вы, болельщики, всем составом их целый час ждать?

Игорь АКИНФЕЕВ и болельщики. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Игорь АКИНФЕЕВ и болельщики. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Могу лишь догадываться, почему к зрителям по собственному желанию, без всяких указаний Слуцкого, пошел Игорь Акинфеев. По-моему, этому есть единственное разумное объяснение: на самом деле он родился где-то в Ирландии (возможно, даже в Северной), был тайно депортирован в младенчестве, паспортистка дрожащей рукой вписывала в документ "место рождения – город Видное", и на самом деле он не Игорь даже, а самый что ни на есть Гарет Акинфеев. Если только настоящие ирландцы могут вести себя правильно по отношению к болельщикам, то похоже, что Акинфеев – тоже ирландец.

После провального чемпионата Европы очень много говорится про стыд, степени его признания и покаяния. Так вот на мой взгляд, Акинфеев – единственный человек в сборной-2016, которому, как и всем, должно быть стыдно за команду, но не может быть стыдно за самого себя. На этом турнире он сыграл не хуже людей, которые стали культовыми в своих странах и за их пределами – североирландца Макговерна, венгра Кирая, валлийца Хеннесси и других вратарей.

Убежден, будь хотя бы у половины наших полевых игроков, вышедших на Уэльс, даже половина спортивной злости и характера Акинфеева, мы ни за что бы не проиграли столь безвольно, хотя, конечно, все равно могли проиграть. Не только по высокому вратарскому мастерству, но и по степени ответственности и силе духа Акинфеев – единственный сейчас российский футбол по-настоящему европейского уровня. Остальные либо могут ими стать, либо никогда уже не станут.

Игорь АКИНФЕЕВ против Гарета БЭЙЛА. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Игорь АКИНФЕЕВ против Гарета БЭЙЛА. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

В этой связи я был крайне удивлен, прочитав мнение Анатолия Бышовца: "Акинфеев не должен оставаться в сборной". Хотя эта цитата для меня все равно занимает лишь второе место в рейтинге, уступая фразе "Я кандидат в главные тренеры сборной", после которой в принципе можно заканчивать читать интервью.

Анатолий Федорович в масштабе России – великий и, наверное, имеет право высказывать экспертное мнение, даже если, видимо, вовсе не смотрел футбол. Как минимум, далеко не каждого из нас воспел Высоцкий. Хотя Владимир Семенович сочинял не только про спорт, но и, допустим, про механика, погрязшего в треугольнике научного лайнера. Обсуждая А.Ф.Бышовца, представители нашего футбольного мирка отдают должное его профессиональным качествам и опускают глаза, едва разговор заходит о личных. Даже здесь, во Франции, мне довелось услышать о нем две истории, которые характеризуют его с совершенно разных сторон. Рассказываю не санкционированно – поэтому без фамилий.

История первая. Один футболист впервые получил приглашение в сборную Бышовца. Перед матчем был предупрежден: гарантирую, появишься с начала второго тайма. Игру начал в запасе, в перерыве еще раз услышал: готовься выходить. В итоге появился лишь на несколько минут, когда все было кончено, и практически не успел коснуться мяча. Почувствовал себя обманутым. В аэропорту пребывал в бессильной злобе. В этот явно не самый удачный момент тренер подошел к нему. "Запомни, – шепнул футболисту Бышовец. – Нужно, чтобы из-под колес летела не пыль, а искры!" Игрок тоже ответил тренеру философски. В духе Евсеева. И больше приглашений, конечно же, никогда не получал.

История вторая. Один из тренеров юношеских команд посчитал: для поднятия боевого духа нужно познакомить молодежь с кем-то из великих. Обзвонил едва ли не десятерых мэтров. Все дали предварительное согласие приехать. Но в итоге в Новогорске появился только Бышовец. После общения с ним ребята остались под впечатлением.

20 июня. Тулуза. Россия - Уэльс - 0:3. Игорь АКИНФЕЕВ принимает ставшую бесхозной капитанскую повязку. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
Игорь АКИНФЕЕВ принимает ставшую бесхозной капитанскую повязку. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Очень странно, что философ Бышовец не увидел главного – что из-под колес Акинфеева как летели искры, так и летят. Вратарь не может побеждать, когда рядом нет сильной команды. Но любая команда должна быть спокойна за своего вратаря. Абсолютно все опасения, что Игорь сломается после ЧМ-2014 оказались беспочвенными. У России был, есть и будет настоящий номер один.

Перед ЧМ-2018 мы кричим, что все пропало, что уровень не тот и системы нет, что играть и тренировать некому, и вообще лучше провести турнир без команды хозяев, чтобы лишний раз не позорилась. Но давайте и порадуемся – тому, что у нас все же есть. То есть Акинфееву. Осталось всего ничего – найти где-нибудь еще десять российских ирландцев. Провести натурализацию не тел, а характеров и душ.

132