Чемпионат Европы-2020. Отборочный турнир. Группа I.
11 июня. Россия - Кипр. 21:45 (мск)
ЧМ-1998. Отборочный турнир. Европа. Группа 5.
Кипр - Россия – 1:1 (1:1)
Голы: Гогич, 31 (1:0). Симутенков, 33 (1:1).
Кипр: Петридес, Феодоту, Питтас, Андреу, Мисос, Ларку, К.Малекос (Меланаркитис, 86), Папавасилиу, Гогич (Оккас, 84), Иоанну (Энгомитис, 77), Тимофеу.
Россия: Черчесов, Онопко, Попов, Чугайнов, Тетрадзе, Канчельскис, Карпин, Мостовой, Цымбаларь (Герасименко, 69), Колыванов, Симутенков.
Наказания: Малекос, 58, Феодоту, 88 (предупреждения).
Судья: Роча (Испания).
29 марта 1997 года. Паралимни. Муниципальный стадион им. Тасоса Марку. 3199 зрителей.
Сборная России подходила к этому матчу в статусе безоговорочного фаворита: наши с 7 очками после трех игр лидировали в группе 5 отборочного турнира на ЧМ-1998. Тем более, за полгода до игры российская команда размазала киприотов в Москве – 4:0.
Впрочем, недооценивать Кипр не стоило, в ноябре 96-го эта сборная победила Израиль – команду, которая рассчитывала побороться за место на ЧМ. Да и в принципе киприоты имели статус неприятного противника, способного доставить неприятности любому, особенно на своем поле. Правда, островитян перед встречей с Россией охватил скандал, связанный со ставками – некоторых футболистов Кипра обвиняли в сдаче матча с Болгарией (1:3). Главный тренер киприотов Андреас Михаелидис не выдержал и из-за этого ушел в отставку, на его место взяли Ставроса Пападопулоса, работавшего тогда в скромном даже по меркам местного чемпионата "Алки" из Ларнаки. Спортивная пресса Кипра прогнозировала скорый уход Пападопулоса из сборной, а также сообщала, что атмосфера внутри национальной команды далеко не лучшая.
В общем, многое говорило в пользу сборной России, хотя и у нас не обошлось без проблем. Тогдашний главный тренер нашей сборной Борис Игнатьев в беседе с "СЭ" отметил, что был недоволен настроем многих футболистов, их отношением к тренировочному процессу.
– Недооценка может присутствовать всегда, – вспоминает Игнатьев. – Она ведь неосязаема. Некоторые футболисты явно не вышли на стопроцентный уровень своих возможностей. Так бывает, когда не получается найти слов, мотивирующих команду на подвиги. В любом случае, футболисты внутренне ощущали, что они сильнее, и что их текущего состояния хватит для победы. А его оказалось недостаточно. Мы дважды просматривали матчи киприотов, впечатление было такое: конечно, нужно готовиться, соперник непростой. Тем не менее сборная ехала на Кипр, держа в уме победу. Мы были сильнее и по подбору игроков, и по качеству игры.
В случае победы на Кипре россияне гарантировали себе комфортное положение в своей группе: отрыв от Израиля составил бы 3 очка, а другой прямой конкурент за путевку во Францию – Болгария – отстала бы на 4. Такой задел мог стать хорошим подспорьем, учитывая, что календарь впереди был непростой – помимо слабого Люксембурга, России предстояло сыграть с Израилем и, в заключение, два раза подряд с Болгарией, в 94-м дошедшей до полуфинала чемпионата мира и в ту пору обладавшей вполне себе звездным составом.
Матч проходил в городке Паралимни (недалеко от Аийя-Напы) – на крохотном 6-тысячном стадионе. Россия без проблем контролировала ход игры и транжирила момент за моментом, тогда как хозяева сумели воспользоваться одним из немногих шансов. Натурализованный серб Синиша Гогич открыл счет в матче, поразив ворота Станислава Черчесова после розыгрыша углового. После матча Гогич скажет, что и в Москве "имел три-четыре момента", а в Паралимни просто вернул сопернику должок.
Россия сумела быстро ответить – уже через две минуты Симутенков замкнул подачу Канчельскиса и вернул на табло ничейный счет.
Появилась надежда, что сейчас наша команда сделает то, чего от нее ожидали, но забить вратарю киприотов Петридесу больше не получилось. Голкипер сборной Кипра провел самый настоящий "матч жизни". Чего только стоит эпизод во втором тайме, когда Петридес успел снять мяч с головы Симутенкова, который, стоя буквально в метре от ворот, и не думал, что кто-то сможет помешать ему сделать дубль.
Самый яркий, самый запомнившийся болельщикам эпизод матча случился в добавленое время. 100-процетный момент упустил Александр Мостовой. Защитники хозяев потеряли полузащитника во вратарской, и хавбек "Сельты" пробил головой в дальний от вратаря угол. Позиция была убойной, но мяч пролетел в метре от штанги и ушел за лицевую.
– Во-первых, нам не удалось реализовать то преимущество, которое у нас было по ходу матча, – говорит Игнатьев. – Во-вторых, не обошлось без невезения. У Мостового в концовке был отличный момент, он был обязан забивать, но… Впрочем, уповать на невезение сегодня уже нет никакого смысла.
Мостовой признался "СЭ", что прекрасно помнит матч в Паралимни.
– Конечно, та ничья с Кипром была ударом для всех, но так сложилась ситуация, – вспоминает Мостовой. – Прекрасно помню этот матч. Мы вчистую переигрывали Кипр, но пропустили первыми с углового. Потом возили киприотов всю игру, быстро сравняли счет, но выиграть не получилось. После этой встречи меня отлучили от сборной почти на целый год. Пронес ту игру через всю свою жизнь. Некоторые люди меня тогда обвиняли, что я специально не забил на последних минутах. Не знаю, кому такое могло взбрести в голову.
Поле на Кипре было ужасное, неровное, все в кочках, – отмечает бывший полузащитник сборной России. – Действительно, момент был убойный, но я потом раз 10 пересматривал обзор и видел, как мяч отскакивает от кочки и проходит рядом со штангой. Я поймал вратаря на противоходе и пробил в дальний угол. Мяч должен был лечь в сетку, но из-за кочки получилось совсем по-другому. Я упал на землю, рядом Игорь Колыванов кричал: "Как можно было не забить?" Свою роль в восприятии того эпизода сыграло и то, что 22 года назад качество телевизионной картинки было гораздо хуже. Сейчас все четко, ярко, а раньше – практически ничего не разберешь, не у всех даже цветные телевизоры были.
Мостовой после встречи на Кипре в следующий раз сыграет за сборную России только в августе 1998 года. При Игнатьеве, который проработал с командой до июня 1998-го, он туда больше не вызывался – несмотря на успешную игру за "Сельту". Почему? Игнатьев не помнит.
– Уже не помню, если честно, не хочу вас обманывать, – говорит тренер. – К Мостовому у меня хорошее отношение, он – большой, великий футболист. Больше ничего сказать не могу.
Футболистам сборной Кипра были выплачены премиальные за набранное очко – по 750 кипрских фунтов (примерно по 1,5 тысячи долларов) на человека.
Досадная ничья в Паралимни стоила России не только победы, но и, по большому счету, путевки во Францию на финальный турнир чемпионата мира. Сначала Россию обогнал Израиль, разгромивший в параллельной игре Люксембург, а затем и Болгария, через несколько дней победившая Кипр со счетом 4:1.
Впрочем, до конца отборочного цикла оставалось еще четыре тура. Через месяц после поездки в Кипр наша сборная дежурно обыграла Люксембург в Москве (3:0), а затем, в июне 1997-го, победила Израиль (2:0) на стадионе "Динамо" – под страшный ливень. Оставались два матча против Болгарии, первый – на выезде, второй – дома, в Москве.
Россия не имела права на поражения в первой игре – болгары опережали россиян на 1 очко, и поражение делало ответную встречу бессмысленной. При этом Израиль к тому моменту уже потерял шансы на попадание в стыковые матчи, а значит, Россия уже не упала бы ниже второго места в таблице. К сожалению, Болгария благодаря безобразному судейству Крондла выиграла в Софии со счетом 1:0 и вышла на ЧМ напрямую. Чешский арбитр не придавал значения грубости болгар в собственной штрафной, не назначив пять пенальти в пользу России. В "Лужниках" наши отомстили, выиграв 4:2, но тот матч, по сути, был товарищеским. Болгария набрала 18 очков, Россия – 17. Не хватило тех самых двух, потерянных в игре с Кипром. В "стыках" России досталась Италия. 1:1 в Москве, 0:1 в Неаполе – и мы остались без чемпионата мира.
– Игру в Болгарии тоже прекрасно помню, – говорит Мостовой, которого не было в заявке на тот матч. – Столько стопроцентных пенальти не поставили… Сейчас бы ВАР сам закричал судье, что нужно назначать одиннадцатиметровый! Арбитр пошел бы смотреть телевизор, а тот на него бы орал! До смешного доходило, в Колыванова двумя ногами прыгают, чуть полноги не оторвали, а судья говорит: "Ничего не было". Причем никто из наших даже не просил пенальти поставить, все просто за голову от шока хватались.
– После завершения отборочного цикла, возникало много нареканий в адрес руководства сборной в связи с тем, что та ничья с Кипром помешала выйти на чемпионат во Франции напрямую, – отмечает Игнатьев. – Грубо говоря, тогда мы не смогли сделать то, что в прошлые выходные сделала сборная Станислава Черчесова в матче с Сан-Марино. Видно, что в нынешней команде есть единство и стремление к цели, которое и вылилось в самую крупную для России победу в истории. Впрочем, говорить, что Кипр в 1997 году был на уровне Сан-Марино, не приходится.
Станислав Черчесов в марте 1997-го отыграл против Кипра весь матч. На пресс-конференции перед встречей в Нижнем Новгороде он отметил, что ту игру не забыл. "Я-то это помню, играл! Но было это давно, сравнивать с нынешней ситуацией нет смысла", – сказал главный тренер сборной России. Чтобы не повторить историю 22-летней давности, киприотов нужно побеждать. Причем сейчас это даже более опасный соперник, чем тогда.
Сборная России по футболу: состав, новости и материалы //
Чемпионат Европы-2020: турнирные таблицы и расписание матчей, календарь и результаты игр отборочного турнира