Сборная России. Статьи

31 августа 2016, 00:15

Забудем о Франции! Вспомним о России!

Игорь Рабинер
Обозреватель

ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. Сегодня ТУРЦИЯ – РОССИЯ

Сегодня сборная России проведет первый матч после провала на Euro-2016. С новым главным тренером, новым составом и новыми надеждами перед домашним ЧМ-2018.

Игорь РАБИНЕР

Когда ты за полночь выезжаешь на такси в аэропорт, не особо до разговоров о футболе, тем более о нашей сборной в ее состоянии анабиоза последних лет. За исключением тех случаев, когда за рулем – человек деликатный и умный. Тут оказалось именно так. Седовласый поклонник "Торпедо" спросил: "И чего нам ждать от матча с Турцией?". Чем, признаться, озадачил. И вправду – чего?

Первая игра при новом тренере. До домашнего ЧМ-2018 – менее двух лет. Сейчас мы – тулузеры и 38-е по рейтингу ФИФА. Состав – абсолютно новый, без Дзюбы съежившийся аж до семи участников Euro-2016. То есть команда в Анталью поехала вообще другая. Да еще и собравшаяся за два дня до матча. Плюс Дзагоев, как и на Euro, не сыграет.

А это означает, что в игровом плане ждать от нее в среду откровений – значит жить голыми эмоциями. Все должно быть по-другому, чем на "Европе"? Но откуда взять это "по-другому" – только потому, что поехал другой состав? Когда у игроков было время проникнуться черчесовскими идеями и тренировочным процессом? Хотя и теории за эти дни хватало, и по изрядной доле двух последних дней Черчесов посвятил индивидуальным беседам. Однако скорее это – база для будущего, чем для 31 августа.

Сборная даже игровой стадион в Анталье опробовать не успела – до нее от отеля в Белеке, выбранного РФС вроде как из приоритетов комфорта и безопасности (хотя и в Анталье отели сравнимого уровня есть), до арены 45 минут езды, и на такой расход сил в условиях жары и влажности тренерский штаб идти не стал. Черчесов, разумеется, эту тему на пресс-конференции не обострял, но не сомневаюсь, что выводы сделал.

Вчера. Белек. Предматчевая тренировка сборной России. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
Вчера. Белек. Предматчевая тренировка сборной России. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

И вообще сам факт августовского матча в жаркой Турции говорит о том, что футбольная составляющая в нем была на "надцатом" месте. Да и Фатих Терим не стал скрывать: эта игра нужна в политических целях. Для половины состава сборной она пройдет на третий день после тура чемпионата. Все эти факторы, вместе взятые, порождают большие сомнения в качестве зрелища.

А потому зададимся более глобальным вопросом, чем матч с Турцией. Что же нам от сборной и ее нового тренера нужно? Ведь мы понимаем, что футбольное поколение нынче в России выдалось неурожайным, и изменить ситуацию до ЧМ-2018 вряд ли удастся. Так что – тупик?

Нет. И это доказывает "Ростов", громя "Аякс" и выходя в групповой турнир Лиги чемпионов. Разве не шесть россиян играло в стартовом составе дончан в день разгрома голландцев? Разве не Ерохин забивал и делал две голевые передачи? Разве не Новосельцев достойно держал оборону и заставлял не ностальгировать по Баштушу?

И что в этом "Ростове" больше всего потрясло – команда, которую устраивала нулевая ничья, и она, согласно всем клише, должна была на нее играть, не мыслила так ни секунды. Сумасшедшее давление – полтора часа, когда клуб впервые в истории мог попасть в Лигу чемпионов, – не связало футболистов по рукам и ногам. В том числе и российских.

И вот через "Ростов" мы подходим к тому, что хотим видеть от сборной и Черчесова. Оно – в слове, воплощение которого мы больше всего ждем от команды на ЧМ-2018.

Раскрепощенность.

Вчера. Белек. Игорь АКИНФЕЕВ - один из немногих участников Euro-2016 в составе сборной России. И едва ли не единственный, к кому после Франции не было претензий. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
Вчера. Белек. Игорь АКИНФЕЕВ (слева) - один из немногих участников Euro-2016 в составе сборной России. И едва ли не единственный, к кому после Франции не было претензий. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

Этой раскрепощенностью не пахло ни в Бразилии, ни во Франции. На ЧМ-2014 наши игроки в первые дни турнира насмотрелись по телевизору на высочайший темп и уровень мастерства и до полусмерти испугались того, куда попали. А Фабио Капелло либо этого не прочувствовал, либо уже просто оказался не в состоянии игроков из этого паралича вывести.

Два года спустя атмосфера в команде Леонида Слуцкого вроде бы была совсем иной, строем футболисты не ходили, концлагерь сменился улыбками и демократией. А результат ровно тот же: команда на деревянных ногах.

И в Бразилии, и во Франции сборная БОЯЛАСЬ играть в футбол. Избавить команду от этого страха перед самими собой, перед ответственностью, перед игрой – главнейшая задача Черчесова. Помимо выучки, конечно.

В Турции, где давление местных болельщиков будет мощным, мне больше всего хочется не только увидеть перспективные кадровые эксперименты. Мне хочется, чтобы новая сборная не тряслась. Чтобы, как подчеркнул Черчесов, играла с удовольствием.

Чтобы вспомнила то, о чем напрочь забыла в Бразилии и Франции: футбол – это игра. То, о чем во время Олимпиады в Рио со всем ее пудом ответственности, например, ни на секунду не забывали наши гандболистки...

Белек

22