25 июля 2015, 19:48
Режиссер церемонии жеребьевки отборочного турнира чемпионата мира-2018 на Первом канале Феликс Михайлов заявил, что его главной задачей было создать эмоции вокруг официальной части процедуры. Также он отметил, что в шоу используются образы Санк-Петербурга, где проходит жеребьевка.
– Идея всей церемонии – в заявленном слогане "Здесь рождается мечта", – приводит welcome2018.com слова Михайлова. – В данном случае "здесь" – это в России, в Санкт-Петербурге, прямо в эти секунды. Ведь в любой истории, связанной с большим событием, важен хороший старт и, конечно, прекрасное завершение. Поэтому задача была в том, чтобы показать зрителям, что именно в эти мгновения здесь рождается мечта. Это всегда сопряжено с яркими фантазиями, эмоциями, наполнено предчувствиями, переживаниями. Именно на этом построена церемония.
Вся команда, задействованная в работе над постановкой, трудилась над тем, чтобы создать разнотемпературную эмоциональную палитру внутри церемонии. Бесспорно, протокольная часть важна, она, конечно, обязана быть жесткой и регламентированной, требовательной к тем, кто занят в каждом эпизоде. Наша задача – сформировать вокруг этой протокольной части живые эмоции. Мы позволяем себе поиронизировать (в хорошем смысле слова) над привычными русскими вещами: матрешками, балалайкой и гжелью, давая их в современном прочтении. Тут же показываем, что Россия восхитительна в опере, балете, джазе. Мы демонстрируем смешение прошлого и настоящего, богатого опыта и мечты – того, откуда этот опыт рождается.
– Церемония жеребьевки ЧМ-2018 проходит в Санкт-Петербурге. Питерские идеи, богатство культуры, историческое наследие – это обыгрывается в представлении?
– Да, это важная деталь. Петербург – город, который олицетворяет смешение культур. Это русская и европейская архитектура, родина русского авангарда, место рождения великой балетной школы, город-муза для русских писателей от Достоевского и Пушкина до Бродского и Довлатова. Каждая улица здесь – памятник истории, дань культуре: здесь ходили персонажи произведений, которых знает весь мир. Мы старались интегрировать эти тонкие "петербургские сюжеты" в представление. Поэтому выбран фрагмент из "Анны Карениной" в постановке Бориса Эйфмана. Это и современный балет, и "золотой фонд" мировой литературы, самое экранизируемое произведение в мире, и исключительно питерская история и настроение. Мне было интересно передать "легкое безумие" этого города, смешать стили, жанры и направления – то, что очень свойственно именно Петербургу, где, прогуливаясь по идеально симметричной улице архитектора Росси, оказываешься у новой Александринки. Где вдруг возникает ощущение, что это – Европа, но через мгновение оказываешься в "достоевщине", классических петербургских дворах-колодцах. Мы хотели задействовать эти эмоциональные перепады: чтобы каждый сидящий в зале, еще мгновение назад сосредоточенный на результатах протокольного мероприятия жеребьевки, смог "выдохнуть" и – вдохнуть, впитать то, что называется "русским духом". Задумка сложна на уровне пересказа, но, поверьте, это считываемое и зрелищное представление. Кроме того, церемония проходит в историческом месте – в Константиновском дворце, которому 300 лет, в окружении великолепного паркового ансамбля, под аккомпанемент сумеречного света, который, пожалуй, наиболее эффектный именно в Петербурге. Это такие эмоциональные "уколы" для каждого, кто приехал сюда.
– Постановка церемонии – это "вызов" для вас лично? То, о чем вы рассказываете – это либо заискрит, либо нет, тут нет права на ошибку, на отсутствие эмоциональной реакции.
– Да, это очень крупное событие, но его нельзя переглобализовать. Мы не должны были выглядеть слишком пафосно. Да, можно было бы сделать шоу более технологичным, как это модно, но мне казалось, что в сдержанном минимализме будет больше искренности, душевности. Да, можно было бы пустить по сцене тонны воды, но эффектнее, уверяю вас – всего 30 секунд музыки, режиссируемой дирижером Гергиевым.