Чемпионат мира

12 октября 2009, 11:15

Чего же нам не хватило?

Игорь Рабинер
Обозреватель

ЧМ-2010. Отборочный турнир. Группа 4. РОССИЯ - ГЕРМАНИЯ - 0:1

Часа через три после окончания матча я выходил из метро в столичном районе, не самом близком к Лужникам. И первое, что услышал на улице, - как скандируют: "Рос-си-я! Рос-си-я!" За десять минут пешей дороги домой возгласы эти повторялись не раз.

"Глас народа - глас божий", - любил повторять Николай Старостин. Если бы сборная России в субботу провалилась, такого настроения на улицах наверняка не было бы. Можно сколько угодно говорить, что в 2002 году во время печальной памяти трансляции на Манежной площади матча Япония - Россия арматура и прочие орудия разрушения были подготовлены заранее, но покажи тогда российская команда достойный футбол - вполне возможно, что ничего бы и не случилось. Так, как не случилось в Москве позавчерашним вечером. Если люди скандируют: "Россия!", когда эмоции объективно уже должны идти на спад, - значит, увиденное им понравилось.

А мне - нет. Точнее - не совсем. Покривлю душой, если скажу, что эти послематчевые народные гулянья меня не удивили. Мне казалось, что Euro-2008, да и отборочный цикл ЧМ-2010 создали у нашего болельщика такой уровень требовательности, при котором домашнее поражение (первое, к слову, с октября 1998 года, когда команда Анатолия Бышовца уступила французам - 2:3) в официальном матче, да еще ключевом, будет воспринято по крайней мере сдержанно, без восторга. То, что я увидел, не может называться реакцией болельщиков одной из ведущих футбольных стран мира. Они поражениям, пусть и достойным, не радуются.

Говорю я, однако, не только и не столько о счете. Да, уровень у нашей команды был виден, она играла совсем не "по-деревенски". Не было ни беспомощности в атаке, ни бессмыслицы в середине поля, ни паники в обороне. Очень неплох был второй тайм, а за неназначенный тысячепроцентный пенальти на Быстрове (аршавинский выглядел куда менее явным) судье Бузакке надо скинуться на очки с мощнейшими линзами.

Все это так. Но чтобы побеждать немцев, у которых мы не выигрывали никогда, сборная России должна выходить на игру - как на последнюю. Земля обязана гореть у нее под ногами.

А она - не горела.

Разве что у Быстрова. Идея Гуса Хиддинка с его переводом на левый фланг с последующей красной карточкой Боатенга имела все шансы стать определяющей в матче. И стала бы, будь у нас в этом поединке по степени куража и самоотречения одиннадцать Быстровых. Ни к кому нельзя было предъявить претензий по самоотдаче. Но самоотдача и самоотречение - явления разного порядка.

Можно, конечно, говорить, что сборная Германии тоже не лыком шита. Что это одна из лучших команд мира, и с какой, мол, стати мы должны были рассчитывать, что Аршавину и Ко дадут разбежаться? И это так. Однако чтобы такая махина, как немецкая сборная, дала слабину, ее надо было заставить это сделать. Ошеломить, обрушиться, прыгнуть за пределы возможностей. Как с Голландией в четвертьфинале Euro. Но этого не было. Наша команда, судя по академичному началу, решила выиграть у немцев на классе. А когда в перерыве поняла, что так быть не может, и во втором тайме взяла-таки быка за рога, оказалось уже поздно.

Россияне, конечно, не опустились ниже определенного и достаточно высокого уровня. И наиграли на ничью, которая была бы куда более справедливым результатом, чем поражение. Но ничья нас не спасала. А победы мы, полагаю, не заслужили.

Далее. Выиграть матч у соперника такого уровня можно лишь в том случае, если реализуешь голевые моменты. Не собираюсь критиковать Быстрова, перед которым за субботний вдохновенный матч можно снять шляпу - и, более того, обращу ваше внимание на то, что атаку на 29-й минуте пасом Аршавину на своей половине поля начал и разогнал именно он. После чего совершил рывок метров на 60 - и, возможно, именно сил не хватило Быстрову в завершающей стадии, чтобы поднять мяч над Адлером. Но суть матчей равных команд как раз и состоит в том, что одни свои возможности используют, а другие - нет.

На дистанции в шесть минут сборная России свой супершанс упустила, а команда Германии - реализовала. Точка.

Весьма показательна фамилия автора гола. Забив, Мирослав Клозе обогнал по числу голов за сборную Юргена Клинсманна и Руди Феллера. В таких матчах, наверное, и должны выдавать свой максимум те, на кого делается главная ставка.

Наши же лидеры результат сделать не смогли. Хотя в футболе все относительно - и если бы великолепный пас Аршавина на Быстрова привел к голу, тезис этот звучал бы совсем иначе.

Аршавин в целом по матчу был неплох, но не бесподобен. Большая заслуга в этом принадлежит опорнику Рольфесу. Но есть у меня в связи с этим и такое подозрение. Боюсь, потихоньку начинает сказываться то, что в "Арсенале" (по крайней мере в этом сезоне) Аршавин гораздо меньше солирует и берет игру на себя, чем в "Зените". У "канониров" много асов, и результат может сделать не он один. Порой кажется, что Аршавина, чтобы он показывал все свое мастерство, должно подстегивать ощущение, что все зависит именно от него. То, что в "Арсенале" такого нет, возможно, подсознательно перенеслось и на сборную. В субботу капитан старался, но скорее подыгрывал - хотя в данном случае требовалось, мне кажется, большее.

Незаметен был Жирков. Но тут чуда ожидать было сложно. Вряд ли человек, практически не игравший и лечившийся с начала сезона, может выйти на поле в матче такого уровня и по заказу выдать спектакль. Не знаю, как выглядел на тренировках Янбаев, а потому только Хиддинку судить, как были готовы к матчу два кандидата на место левого защитника. И выход Янбаева был бы безусловным риском. Но порой именно рискованными, непредсказуемыми решениями выигрываются матчи. Такими, как перевод Быстрова на левый фланг.

По ходу матча возникала мысль, что в центре поля недостает Семака. Семшов - отличный игрок, и два гола за сборную, Аргентине и Уэльсу, говорили в его пользу. И Денисов вроде не давал поводов для сомнений. Но Семак - вожак. Человек, способный на невероятный забег к лицевой линии и победный голевой пас через себя, как в матче Euro с Грецией.

Семшов в Лужниках не блистал и выглядел достаточно очевидным кандидатом на замену. А Денисов недоглядел за Езилом в голевом эпизоде. Опорник "Зенита" опекал юношу из "Вердера", когда тот рванулся с левого фланга в центр, и должен был идти за ним до конца. Но секундное промедление, каллиграфический пас Подольски - и Денисову, не успевшему за Езилом, только и оставалось, что сигнализировать лайнсмену о мнимом офсайде. А Семак был на скамейке...

Езил, кстати, придал сборной Германии новые краски. Прежде ей не хватало творца: схожая ситуация, допустим, в "Челси". Когда есть мастера великолепного уровня, командная игра поставлена отлично, "физика" и мощь - впечатляющие. Но раньше у немцев все до определенной степени можно было просчитать - поскольку художника, не знающего, что сам сделает в следующую секунду, в команде не было. Теперь он появился. Конечно, должны пройти годы и годы, чтобы парень оправдал авансы, но фантазером такой степени свободы Германия не могла похвастать давно. И гол в ворота Акинфеева оттого получился каким-то совсем не немецким.

У нас же свой Езил - Дзагоев - даже не попал в заявку. Впрочем, Хиддинк знает объективное состояние юного армейца лучше нас всех, вместе взятых. И мест на скамейке было не так много, как хотелось: тысячу раз прав голландец, настаивающий на том, чтобы ФИФА и УЕФА, как в финальных турнирах, разрешали включать в заявку на матч 23 игрока.

Будь так - и у Билялетдинова, и у Дзагоева наверняка был бы шанс не только оказаться на лавке, но и появиться на поле. Теперь же в резерв нужно было включить по одному вратарю, крайнему и центральному защитнику - Малафеева, Янбаева и Алексея Березуцкого, а также двух форвардов на случай необходимости увеличения их числа на поле - Павлюченко и Погребняка. Семака в запасе не быть не могло. Выходило, что на одно-единственное оставшееся место резервного хавбека претендовали трое - Торбинский, Билялетдинов и Дзагоев. Хиддинк выбрал первого. И наверняка его выход повлиял на увеличение командных скоростей. Однако тонкости, чтобы привести явно улучшенную игру к результату, команде не хватило. Той тонкости, которая среди талантов Дзагоева значится. И поди теперь знай, как надо было поступить...

"Словно бог нас за что-то наказал", - сказал мне знаменитый пианист Денис Мацуев о количестве неиспользованных моментов. В эту же секунду мне пришла в голову мысль, за что именно. За огромный баннер с изображением Родины-матери. Подобными символами походя не разбрасываются. Хотя формально полотно и было посвящено подаче Россией заявки на прием ЧМ-2018 и ЧМ-2022, мы (в отличие, наверное, от немцев) все прекрасно поняли. Такие вещи, убежден, делать нельзя.

А еще нам, видимо, нельзя иметь в распоряжении "черный ход" - в данном случае в виде стыковых матчей. Люди в России прыгают выше головы в тех случаях, когда им нечего терять. Когда пан или пропал. Когда грудь в крестах или голова в кустах. Здесь же путь для отступления был. Очень допускаю, что в субботу мысль о нем и стала для наших футболистов роковой.

На днях цех российской спортивной журналистики отмечал 90-летие со дня рождения Льва Филатова. Утром в день матча Россия - Германия этому событию был посвящен футбольный турнир, в котором приняла участие команда "СЭ", а призы победителям вручала вдова Филатова Раиса Дмитриевна. И в связи с этим уже после матча мне вспомнились строки из книги мэтра "Наедине с футболом": "Когда произносят фразу: "В футбол играют люди", подразумевают, что не офсайдом и пасом он жив, что выражены в футбольных движениях движения человеческой души".

Полагаю, что к поединку Россия - Германия эти слова, написанные больше 30 лет назад, имеют самое прямое отношение. Чтобы одержать первую в истории победу в официальном матче над немцами, движений душ игроков нашей сборной в Лужниках оказалось недостаточно.

Дай бог, чтобы их хватило в стыковых встречах. Будь то с Украиной (которую, если честно, получить не хотелось бы, поскольку неизбежно начнется истерия, которая отодвинет сам футбол на второй план) или с кем-либо еще.