Чемпионат мира

2 декабря 2011, 13:00

Андрей Аршавин: "Мог бы рассказать, что растрогался до слез. А на самом деле... сбился с текста"

Игорь Рабинер
Обозреватель

В ближайшее время выходит в свет книга обозревателя "СЭ" Игоря РАБИНЕРА "Как Россия получила чемпионат мира по футболу-2018. Футбольно-политическое расследование". Сегодня, в годовщину исторического дня, когда наша страна стала хозяйкой мирового первенства, мы публикуем отрывок из нее - о драматичных событиях, которые сопровождали выступления Елены Исинбаевой и Андрея Аршавина на финальной презентации в Цюрихе.

ФОРС-МАЖОРНАЯ "СМЕНА КАРАУЛА"

Главной нашей внутренней драмой дня накануне голосования была внезапная "смена караула" в женской части презентации. Никто из соперников не додумался включить в число ораторов женщину – у россиян же такой шаг не вызывал ни малейших сомнений. Но возникла непредвиденная проблема.

За день-два до голосования в Цюрихе не было видно ни зги – такой валил снег. Как при этом в местном аэропорту периодически еще садились лайнеры – понять невозможно. Часть рейсов задерживалась, часть – отменялась, и нетрудно было предположить, что на многих из них в Швейцарию должны были прилететь люди, задействованные в голосовании.

Но кое-где были большие трудности и с вылетом. Порой – непреодолимые.

Александр Джорджадзе (заместитель Алексея Сорокина в заявочном комитете "Россия-2018.  - Прим. И.Р.) говорит:

- Отличный сюжет для вашей книги – история с Анной Нетребко и Еленой Исинбаевой. Речь Анны не просто изначально была запланирована – мы с ней репетировали, специально встречались в Вене. Она, как только возможно, пыталась вылететь из заснеженной Одессы. В конце концов вылетела, села в Милане, оттуда ехала на машине... Ей не хватило буквально нескольких минут. И за одну ночь мы подготовили к выступлению Лену.

И выступила она великолепно. Стоит симпатичная девушка и на хорошем английском говорит: "У меня 27 мировых рекордов". В зале мужики сидят: "Ах!"

Вячеслав Колосков соглашается:

- Колоссальный эффект на исполком ФИФА произвела речь Исинбаевой. Это была буря восторга! Одними футболистами такой эффект произвести было бы нельзя. Во-первых, она сама по себе красивая девушка, но её слова о рекордах пришлись в самое "яблочко".

- О чем бы рассказала Нетребко? – спрашиваю Алексея Сорокина.

- Думаю, такая блестящая личность сделала бы это с большим воодушевлением. И смотрелась бы лучше, чем ораторы наших конкурентов, вместе взятые. Потому что когда человек живет на сцене, это совершенно другой уровень.

РАЗБИРАЮТСЯ ЛИ АФРИКАНСКИЕ ЧИНОВНИКИ В ОПЕРЕ?

У Александра Чернова (бывшего генерального менеджера сборной России. - Прим. И. Р.) иное мнение. Он полагает: всё, что ни делается, - к лучшему.

- У нас была серьезная дискуссия, которая началась задолго до этого форс-мажора. Изначально я предложил Исинбаеву. Мне сказали, что Нетребко лучше. Я не стал спорить - хотя мне казалось, что нужно осторожно относиться к выходу перед членами исполкома ФИФА оперной дивы. Да, Блаттер ее знает, другие европейцы – скорее всего, тоже. Но в том, что латиноамериканские, азиатские и африканские чиновники разбираются в опере, были определённые сомнения – более того, это казалось маловероятным. А Исинбаеву они просто не могли не знать: просто потому что они – люди спорта. И моим глубоким убеждением было то, что на сцену штаб-квартиры ФИФА нужно выпускать Лену.

Это не значит, что Нетребко бы не справилась. Более того, я видел её на ранних репетициях, так она выступала просто – "вау"! Но Господь Бог распорядился по-другому. Было обледенение взлетно-посадочной полосы в Одессе, поэтому она не смогла вылететь вовремя. К счастью, в том числе по моему настоянию, текст для Исинбаевой уже был готов, и она блестяще с ним выступила. У нас вообще было несколько запасных вариантов...

Россия – и не полагалась на авось?! И вправду – разрушение стереотипов.

Были в нашей "девичьей эстафете" и забавные моменты – как без них?

Аршавин:

- Я-то к своей речи две недели готовился, а вот Лена Исинбаева – настоящий герой. Она собиралась быть в группе поддержки, а ей сразу: бум – ты должна. Это любому человеку сложно.

- Так вроде же говорили, что она изначально была не просто в "группе поддержки", а запасной, то есть теоретически выступить могла.

- Запасной-то запасной, но... в глухом запасе (смеется). Как отреагировала, узнав, что будет выступать? Поначалу, думаю, немножко "зашугалась". А еще... (хохочет) Лена очень беспокоилась за свою сумку Birkin. Она с этой сумкой туда пришла и поставила её на стул. Кому-то не хватило стула, он пришёл, сел, а Birkin эту на пол поставил. Смотрю на неё, тут же поднимаю сумку и говорю тому, кто снял: "Такие сумки на пол не ставят!" Она: "Да-да!" И сразу её к себе забрала. 

Мутко:

- Еще до того, как решили, что будет выступать Исинбаева, на репетициях за Нетребко выступал... Саша Джорджадзе. Это было феноменально. Все просто давились от смеха!

Когда речь заходит об Исинбаевой, министр спорта не жалеет превосходных степеней:

- Леночка – вообще умница. Гордость наша, и всей страны, и молодежи, и спорта. По первому зову человек на такой серьёзный вызов откликнулся, ну вообще никаких проблем! Практически попала с корабля на бал, мы её попросили выступить. Реакция: "Чем только могу быть стране полезной – тем буду. Если вы считаете, что я должна выступить – выступлю". Такие люди – украшение России.

В ШКОЛЕ АРШАВИН ХОРОШО ЧИТАЛ СТИХИ НАИЗУСТЬ

Андрей Аршавин был единственным из действующих футболистов стран, претендовавших на ЧМ-2018, кто произнес речь на финальной презентации. Не пытайтесь уличить меня в фактической ошибке: давно выступающий в американской лиге MLS Дэвид Бекхэм – как замечали сами же англичане, скорее всемирная икона.

Каково было игроку "Арсенала" готовиться к речи в Цюрихе? Послушаем сначала Александра Чернова – человека, который с ним над этим выступлением, собственно говоря, в Лондоне и работал.

- Мы с Андреем общались еще во времена, когда я работал в сборной России, но тут познакомились поближе. И его упертость меня просто поразила! Дошло до того, что даже в аэропорту Хитроу, садясь в самолет Лондон – Цюрих, мы беспрестанно репетировали. Идем – репетируем, перекусываем – репетируем, ждем посадки – репетируем, садимся на борт – репетируем...

В Лондоне мы с ним работали четыре дня. Мы с женой туда полетели, а она у меня – преподаватель английского, говорит блестяще. Андрей с утра приходил к нам в номер, репетировал, получал домашнее задание, честно выполнял его. Он отнесся к этому, как к серьёзнейшему делу. Мы тренировали акценты, ритмику, интонации, произношение, и все замечания воспринимались им с большим вниманием. Упё-ё-ёртый!

По ходу чуть-чуть корректировали речь, убирали слова, которые ему трудно давались. Ведь в написании текста принимали участие в том числе и американцы, да и вообще, письменный текст отличается от устного. И то, что на бумаге выглядит красиво и мелодично, в речи (особенно человека, который говорит на чужом языке) звучит неестественно. От этого и избавлялись.

Аршавин:

- Да, с Черновым мы плотно работали, не "халявили". Когда что-то начинаешь, это нужно хорошо делать. Тем более когда являешься частью такого большого дела. Многое другое от тебя может не зависеть, но на своем участке ты должен сделать всё, что от тебя требуется. Поэтому я уделил этому столько времени, сколько нужно было, чтобы нормально выступить.

В принципе я в школе всегда хорошо стихи наизусть читал. Так что пришлось вспомнить навыки (улыбается). Самым сложным в этой речи было то, что она – на английском. Все равно я думаю на русском и перевожу на английский. А так труднее учить. Когда говоришь на русском, всё идет автоматом, ты отлично помнишь, что за чем следует. А здесь как кубик Рубика складываешь – сложнее.

Когда готовились, обнаружили слова, которые я не знал. Или которые мне было трудно выговаривать, поскольку с произношением я до сих пор борюсь. Какие-то слова были слишком официальными: если бы я их сказал, всем стало бы понятно, что это не моё, не я эту речь сочинял. Текст должен подходить человеку, который его говорит, всё должно смотреться естественно. В принципе текст был сделан под меня, но какие-то обороты, которые футболист никогда бы не использовал, мы убрали.

Жене Юле два или три раза речь прочитал. А в целом за эти дни я её целиком проговаривал много, очень много раз. Несколько десятков, наверное. Чернов писал на листочке с речью: здесь – громко и четко, галочки стоят, где нужно сделать особый акцент... Нужно видеть этот лист!

Кстати, когда я вылетал из Лондона в Цюрих, то умудрился забыть его дома. Там он и хранится. Чернов еще шутил, когда мы по этому листу готовились: "Когда выиграем, надо будет в музей его отдать". Посмотрим...

Чернов:

- У меня эти листочки были в каждом кармане. Штук 50, наверное, было! Может, он что и забыл, но тут же в аэропорту получил новый.

КОНСПИРАТОР ВЕНГЕР И ДЕМОКРАТИЧНЫЙ КЭМЕРОН

Вылетали Аршавин с Черновым лишь вечером накануне голосования: тренировки в "Арсенале"-то, невзирая ни на какие выборы стран-хозяек чемпионатов мира, никто не отменял. С учетом свирепствовавших в Европе снегопадов, это было довольно рискованно. Более того, и в Лондоне был закрыт аэропорт Гэтвик. Но капитан сборной России летел из Хитроу. Так что – обошлось.

Чернов:

- У меня был план "Б". Если бы аэропорт был закрыт, наготове в "Хитроу" стояла арендованная машина, я взял бы её, мы "пилили" бы на ней до Парижа, а там садились на поезд до Цюриха. Был выбор – либо поезд через Ла-Манш, либо машина. Я предпочёл второе.

Одним самолетом с нами летел премьер-министр Англии Дэвид Кэмерон. Андрей тогда спросил: "А как получилось, что они летят рейсовым, а не частным самолетом?" Я объяснил: "В этой стране всё по-другому. По государственным делам премьер-министр летает на своём самолете, а по общественным – на обычном, как простой англичанин". А потом к Аршавину подошел охранник Кэмерона – как оказалось, болельщик "Арсенала"...

Аршавин смеется:

- Поскольку мы летели с премьер-министром Англии, наш самолет бы гарантированно вылетел! Я был так удивлен тем, что лидер страны летит обычным рейсом, что в шутку спросил его: "А вы-то что тут делаете?" Он, по-моему, шутку не понял...

По поводу времени вылета – дело не в каком-то запрете Арсена Венгера, а в том, что раньше и смысла-то особого лететь не было. Правда, тренер, когда я отпрашивался у него пропустить два дня тренировок, сказал, что его англичане тоже просили поехать, но он не стал. Я так понял, что он вообще отказался выступать за Англию – а потом узнал, что он, оказывается, в их презентационном фильме всё-таки выступил. Видите, какой конспиратор – перед моим отъездом не сказал, что участвует в ролике. А отпустил он меня без проблем, спокойно сказал "да".

Приехали в гостиницу вечером, только успел поужинать – и мы зашли в комнату, где шла генеральная репетиция. Спал после неё нормально, бессонницы не было. Но волнение уже перед выступлением все-таки накатило. Как перед игрой. Не сказать, что такой, как, допустим, "Барселона" - "Арсенал", но я нервничал. В то же время не боялся, что выйду на сцену – и впаду в ступор. В любом случае нашёл бы что сказать.

- Какую оценку поставили бы себе за выступление?

- Четыре с плюсом.

- Многие спорят насчет момента, когда у вас голос дрогнул, и вы даже рукой по лицу провели. Кто-то считал, что вы от нахлынувших чувств готовы были заплакать. Сорокин говорит, что этот жест не планировался...

- Я мог бы вам сейчас рассказать историю: мол, так растрогался, что слёзы чуть не полились. Но это неправда. На самом деле я просто... сбился с текста. Забыл, что дальше. И это на какую-то секунду меня расстроило. Потом я сказал то, что должен был сказать. Но текст лился, лился – а в какой-то момент прервался. Пришлось делать паузу, поскольку я вспоминал. Слава Богу, это быстро прошло. А насчет споров на эту тему – людям, что ли, совсем нечего делать в нашей стране?..

Вот что интересно: где-то в интернете я читал, как все русские высказывались о моем выступлении – мол, убогий английский. А англичане, наоборот, написали на форумах, что всё неплохо. И для человека, у которого это не родной язык, я смотрелся нормально.

Гус Хиддинк, которого я встретил в смешанной зоне Zurich Messe, высказался однозначно: "На мой взгляд, Аршавин сыграл свою роль очень хорошо". Джорджадзе утверждает, что незапланированный жест, вызвавший у них столько волнений, в итоге только украсил выступление.

Согласен с ними и Мутко:

- Андрюха – молодец! Он и сейчас полон желания нам помогать. Мы будем делать ему предложения, чтобы работать на продвижение чемпионата мира в нашей стране. У меня ощущение, что после отъезда в Англию у него патриотические чувства еще усилились. Аршавин – патриот России!

Игорь РАБИНЕР

15