Хоккей

9 апреля 2013, 00:14

Настоящие уральские

КХЛ. КУБОК ГАГАРИНА. Финал

СВОЯ КОЛОНКА
Владимир МОЗГОВОЙ

Олега Знарка после первого матча финальной серии я поздравил с победой, а Валерию Белоусову пожелал успеха. А как иначе? Уважаешь фаворита, сочувствуешь проигравшему, хочется, чтобы серия была длинной, душа болит о земляках – особенно когда столичный зал так воинственно настроен и в упор провинциалов не видит. Кто больше провинциален хотя бы в плане инфраструктуры, еще надо разобраться – новая челябинская арена сто очков даст вперед лужниковской, так что на месте динамовских болельщиков я бы не очень задавался даже после двух побед.

Главные тренеры – из одного тракторозаводского гнезда. Это, между прочим, не в первый раз в финальной серии встречается, было еще противостояние заклятых друзей Валерия Белоусова и Геннадия Цыгурова, некогда вместе и игравших, и вместе стоявших на тренерской скамейке "Трактора", а 2001-м в качестве главных тренеров "Магнитки" и "Авангарда" соответственно бившихся за золото. Челябинск тогда о финалах уже и не мечтал, ему выжить надо было. Мечту болельщиков родного клуба за удивительно короткий срок осуществил Валерий Белоусов, в которого к моменту возвращения в Челябинск мало кто верил.

Они, то есть Белоусов и Знарок, – не уроженцы Челябинска (Константиныч вообще из соседней Свердловской области), но известность обрели именно в "Тракторе", причем младший по возрасту – с оттенком скандальности. Когда Белоусов завершал свою блестящую игроцкую карьеру в челябинском клубе, молодой и, как бы сейчас сказали, борзый форвард Знарок получил годичную дисквалификацию за побег в Ригу. Белоусов четверть века своей ярчайшей тренерской карьеры провел в провинции и никогда не рвался в столицу (а мог ведь, мог!), Знарок за челябинский якорь никогда не цеплялся, его в равной степени можно назвать и москвичом, и рижанином, и вообще гражданином мира. Но то, что оба – уральские мужики, не скроешь. Не по тому сужу, что оба не любят много говорить, а потому, как работают.

Белоусов знавал потрясающие взлеты, падать тоже приходилось, но себе он никогда не изменял: я не знаю другого тренера, который так точно и тонко работает с игроком, выводя на максимальный уровень и его, и всю команду. Тренерская карьера Знарка идет строго по восходящей, после сборной Латвии он сделал (и продолжает делать) одну совершенно необычную, но совершенно изумительную по своим рабочим качествам дружину. Белоусов больше, чем его младший по возрасту коллега, доверяет игрокам нестандартным, Знарок любой звездности предпочтет понятие "командность".

Оба знают, что сказать ребятам в самый нужный момент, а таким умением обладают далеко не все, даже опытные и именитые тренеры. Еще и поэтому 50-летний Знарок в третий раз играет в финале, а за спиной 64-летнего Белоусова уже пять таких серий.

Сказать, что в нынешнем финале схлестнулись тренерские молодость с опытом, хоккей прагматичный с романтичным, команды оборонительного и наступательного стилей, было бы слишком примитивным. И в действиях подопечных Олега Знарка, которые могут ошибаться, но доигрывают каждый эпизод до конца, можно обнаружить определенное изящество. А "Трактор", еще сыроватый, далеко не такой цельный, как соперник, но более затейливый, обнаруживает порой потрясающее умение терпеть и выдерживать даже такое давление соперника и трибун, какое мы видели на Малой спортивной.

Это не противостояние тактических схем и тренерских концепций, хотя то и другое присутствует в нынешней великолепной финальной серии. Это не личностное тренерское противостояние, потому что у главных персонажей нет груза прежних обид. Но есть от этой серии живое, пульсирующее ощущение борьбы самого высокого уровня. Борьбы, презревающей осторожные стандарты, поднимающейся над усталостью, борьбы, не знающей слова "безнадежность".

Они же сами такие, Белоусов и Знарок. Земляки и соперники, коллеги и антиподы, такие разные, но одинаково достойные финалисты. Ответ Челябинска – будет.

Я-то, признаться, больше за Белоусова. Особенно сейчас, после обескураживающего для челябинцев (не по игре, а по результату) начала эпопеи. Но это личный момент. К делу он отношения не имеет.