Долгое время ситуация с рижским «Динамо» оставалась туманной. Из-за проблем с финансированием клуб мог и вовсе пропустить сезон, но руководство договорилось со спонсорами, и Латвия осталась на карте КХЛ. В новый сезон «Динамо» поведет опытный по меркам нашей лиги тренер — Петерис Скудра. Для него предложение рижского клуба — не просто новый вызов. Петерис возглавил клуб из родного города и приложит все усилия, чтобы вернуть «Динамо» в плей-офф.
— Петерис, расскажите, как вы провели самоизоляцию?
— Все это время я был дома, в Таллине. Народ у нас ответственный — город был практически пустой. Два с половиной месяца сидели дома. Нашлось время и с семьей побыть, и заняться скаутингом. Держал себя в тонусе и готовился к работе, как бы в будущем ни сложилась ситуация.
— После увольнения из «Трактора» от хоккея отдыхали какое-то время?
— Конечно, после таких событий на какое-то время отходишь от работы. Но ненадолго. Продолжал следить за КХЛ, смотрел начало плей-офф, даже в Москву приезжал на серию «Динамо» -«Спартак».
— За это время переосмыслили какие-то тонкости тренерской работы?
— Знаете, сейчас уже такого нет. Вот когда после пяти лет в «Торпедо» я на год остался без работы, тогда — да: отошел от всего этого и посмотрел на себя со стороны. Тем более стараюсь всегда анализировать свою работу на льду, вне льда, взаимоотношения с игроками. Это постоянный процесс, от которого профессионал не может отстраниться.
— То есть всем журналистам и болельщикам стоит ждать таких же искренних пресс-конференций, как раньше? В этом плане неудача с «Трактором» вас не изменила?
— Вряд ли я поменяюсь в этом плане — не люблю отвечать шаблонными фразами. Раз уж есть пресс-конференция, есть возможность что-то объяснить, рассказать, я этим воспользуюсь. Опять же, неудача в «Тракторе» — опыт, которого у меня не было до этого. Да, не удалось достичь планируемого результата. Но я понял, что есть определенная система работы, в которой ты не можешь раскрыть свой тренерский потенциал. Такого опыта у меня никогда не было, и о прошлом сезоне я нисколько не жалею.
— Прошло уже достаточно времени после увольнения из челябинского «Трактора». Пришло понимание, почему после такой удачной предсезонки все пошло прахом в регулярке?
— Есть один простой ответ (перебивает). Когда в лазарет попадают семь человек из первых двух звеньев, трудно дать тот результат, который ты планировал. Вот и все. Ника Бэйлена мы потеряли в первой же игре, и при мне он так и не вернулся. Поэтому, когда у тебя нет глубины состава, сыграть на уровне той же предсезонки просто нереально. Это надо признать.
— Продолжая вашу мысль о травмах — решение об отставке вас удивило?
— Нет, а что тут может удивить? Руководство показало, что хочет что-то изменить. Понимаете, я не работаю, чтобы бояться, что меня уволят. Если бы я боялся, это не было бы моей профессией. Поэтому никакой шоковой ситуации не было — воспринял все абсолютно нормально. Повторюсь, я получил новый опыт, которого у меня не было до этого.
— В прессе неоднократно появлялись слухи о вашем конфликте с вратарем Василием Демченко. Мол, доходило чуть-ли не до того, что вы бросали в него бутылкой. Есть ли основания для подобных разговоров?
— Это, конечно, смешно читать. У нас с Василием был отличный диалог. Знаю, что он тоже очень переживал за свою игру. Поверьте, кроме поддержки с моей стороны в отношении Василия ничего не было. Это просто смех.
— Вы можете объяснить, почему прошлый сезон у Василия не задался?
— Я не буду комментировать в прессе игру Демченко. Он — отличный парень, который будет работать над собой, чтобы становиться лучше. Хоккеисты — живые люди. Какой-то сезон получился лучше, какой-то хуже. Василий — талантливый парень, он должен продолжать работать над собой. Сейчас он принял вызов Северной Америки. Поедет пробиваться, будет работать над собой — это говорит о нем только с хорошей стороны. Не думаю, что его задача сдвинуть Кэри Прайса. Он поедет прогрессировать, а дальше будет видно. Его решение вызывает у меня только уважение.
— Когда с вами впервые связались представители рижского «Динамо»?
— В апреле. Вы знаете, какого-то переговорного процесса и не было. Клуб прорабатывал разные варианты — в такой ситуации ты просто ждешь решения и параллельно готовишься к сезону. Честно, очень хотел получить эту возможность. Для меня рижское «Динамо» — не просто следующее место работы. Этот клуб значит намного больше, ведь здесь я делал первые шаги в хоккее.
— Другие клубы КХЛ связывались с вами?
— Нет, конкретные предложения от других клубов не поступали. После первого разговора с «Динамо» решил, что буду ждать, как сложится ситуация. Исключил варианты уехать в Европу, Северную Америку или же войти в тренерский штаб ассистентом. Для меня ключевым было решение Риги.
— Финансовый вопрос влиял на переговорный процесс?
— Нет, каких-то переговоров по деньгам и не было. Клуб сделал определенное предложение — я без каких-либо обсуждений согласился. Переговоры шли только по механике работы. Структура рижского «Динамо» мне очень близка — в подобном ключе я работал в Нижнем Новгороде.
— Правильно понимаю, что за селекцию будете отвечать только вы?
— Да-да. Господин Савицкис отметил, что я буду совмещать должности тренера и генерального менеджера. Факт того, что я плотно занимаюсь селекцией, в раз десять важнее финансовых вопросов.
— Не трудно пытаться усидеть на двух стульях одновременно?
— Работа генерального менеджера все-таки сконцентрирована в летнем периоде. Когда мы приступим к тренировкам, эта нагрузка будет становиться все меньше и меньше. Поэтому никаких опасений нет. Сейчас эта работа уже ведется. Днем я анализирую европейский рынок, вечером и ночью — североамериканский. Но как только завершится комплектование состава, я сконцентрируюсь на тренерской деятельности.
— Уже решили, кто будет помощниками в тренерском штабе?
— Определенное понимание есть, но по техническим моментам контракты пока не подписаны. Точно могу сказать, что штаб «50 на 50» будет состоять из местных специалистов и иностранных.
— Что можете сказать по комплектованию состава?
— Пока в этом вопросе мы немного отстаем, но за последние несколько дней проделано очень много работы. Достигли договоренностей почти со всеми ведущими латвийскими хоккеистами, с тремя-четырьмя россиянами, есть группа иностранцев, переговоры с которыми на финишной прямой. Работа ведется очень агрессивно. Рассчитываем и на местную молодежь, которая обязательно получит свой шанс. Хочу сказать, что еще с апреля, когда состоялся первый разговор с руководством «Динамо», я готовил список игроков, которых я бы хотел видеть в составе.
— Вратарь Илья Проскуряков есть в этом списке?
— Да, он входит в сферу наших интересов.
— Уход молодого вратаря Яниса Вориса — потеря для клуба?
— Конечно, мы бы хотели видеть Вориса в составе. Но, смотрите, он — молодой парень. Вратарю в этом возрасте важно получать игровую практику. Поэтому его уход в каком-то смысле имеет логику. Более тяжелый удар для клуба — уход ведущего защитника Увиса Балинскиса. Но мы будем следить и поддерживать связь с обоими игроками.
— Позднее формирование состава и сдвиг начала предсезонки не повлияет на игру команды на старте чемпионата?
— Мы подстроимся. Да, предсезонка у нас пройдет в новом формате. Но я общаюсь с ребятами, который входят в сферу наших интересов, и знаю, что они все готовятся индивидуально. Стараюсь давать какие-то советы. Однозначно будущий сезон будет нестандартным для всех. Поэтому ничего страшного в этом нет — мы найдем оптимальный выход из ситуации и будем готовы к началу чемпионата.
— Сокращение бюджета на 30 процентов — серьезная проблема для клуба?
— Главное, что по всем требованиям КХЛ мы входим в пол зарплат. Да, бюджет клуба урезан. И, кстати, ведущие латвийские игроки с понимаем отнеслись к этой ситуации — некоторые пошли на серьезные уступки по контрактам, и я благодарен им за это. Парни понимают, что я хочу сделать с командой. Игроки и болельщики соскучились по плей-офф, поэтому мы и пришли к общему понимаю. Есть общее желание побеждать и становится лучше — это очень помогает на данном этапе.
— Каково это с минимальным бюджетом строить команду практически с нуля?
— Только рад, что придется строить команду с нуля. Каждый главный тренер, который приходит в клуб, хочет привить свою философию. Сейчас у меня руки не связаны старыми контрактами, и это плюс. Ротация тоже будет, но по большей части среди местных игроков. Считаю, что у нас очень перспективная молодежь — есть группа ребят, которые уже сейчас не потеряются на уровне КХЛ. Без травм пройти регулярку невозможно — тогда мы задействуем как раз молодых ребят, которые будут готовы сыграть на результат.
— Какого хоккея нам стоит ждать от рижского «Динамо»?
— Сейчас мы подбираем таких игроков, которые, прежде всего, умеют играть с шайбой и дорожат ей. Это направление нашей селекционной работы. Мы подбираем тех игроков, у которых есть такие данные. Конечно, хочется играть в атакующий, результативный хоккей. Но, понимаете, я — системный тренер. Это, прежде всего, касается игры без шайбы — в таких моментах наша игра станет более системной, агрессивной. Но, конечно, с шайбой мы не будем бороться, а будем с ней играть.
— Как сейчас обстоит ситуация с коронавирусом в Риге? Тренировки в ледовом разрешены?
— У нас в стране ситуация с коронавирусом хорошая. Планируем уже с понедельника начать организованные тренировки. Естественно, сборы мы проведем в Риге — здесь созданы все условия для занятий. Самое важное для нас — здоровье игроков и персонала. Пока тяжелый вопрос, где мы будем играть в сезоне. Конечно, приоритет — Рига. Делаем все возможное, чтобы так и сложилось. Но сейчас однозначный ответ дать сложно. Могу сказать одно — «Динамо» стопроцентно будет играть. Если не в Риге, то в другом городе.
— А вообще верите, что сезон начнется второго сентября?
— В этой ситуации вряд ли можно в чем-то быть уверенным. Ты просто готовишься и потом реагируешь на развития событий. Мы готовы ко всем вариантам, которые нам будет диктовать пандемия.
— Легко будет смириться с пустыми трибунами?
— Это, конечно, неприятный момент. Болельщики, конечно, важны, но сейчас главное — здоровье людей. Будем находить дополнительные эмоции внутри команды, чтобы выступать удачно и радовать болельщиков победами.