Любовь с рождения и до самого гроба. Другими словами описать отношения Александра Овечкина и его родного «Динамо» описать, кажется, нельзя. «Вашингтон»? Это всего лишь место работы. Но и в романтической истории есть одно мутное пятно. За полтора десятка лет оно вроде бы успело покрыться мхом, пылью и забвением. Однако несколько дней назад, когда капитан «Вашингтона» поговорил с Тиной Канделаки, то вопрос о давнем расставании неожиданно всплыл на поверхность.
Тема была подана таким образом, что московский клуб в стародавние времена якобы мог испортить карьеру юному Овечкину. Логика такого предположения совершенно непонятна. Возможно, это мнение — лишь отголосок того факта, что «Динамо» запросило за своего воспитанника сумасшедшие деньги у «Кэпиталз» летом 2005 года, ссылаясь на действующий контракт. Дело в суде в январе 2006-го было проиграно, и клуб остался ни с чем.
Овечкин к тому времени уже несколько месяцев забивал в бешеном графике, крушил все, что движется, и задвинул на второй план канадского гения Кросби. Сам игрок детали произошедшего подзабыл и не совсем понял вопроса, почему он был должен обижаться, а потом прощать «Динамо». «Я уже не помню, какая там ситуация была, — сказал нападающий. — Сколько они просили денег. Если есть договор между НХЛ и российской Суперлигой на то время, то, понятное дело, его надо выполнять. Я не знаю, был ли договор или нет. Я оставался в стороне. Мне было 19 лет. Самое главное — играть, и самое главное — поехать завоевать свою мечту в Америку».
Для начала краткая предыстория. От раннего отъезда молодого таланта в НХЛ спас локаут, из-за которого был полностью отменен сезон-2004/05. Сложно сказать, смог бы Александр зажечь в «Вашингтоне» уже в 19 лет. Еще один сезон, проведенный в «Динамо», ему явно пошел на пользу. Дело тут и в титуле, который завоевала его команда, и игре рядом со звездами НХЛ (А. Марков, Дацюк, Афиногенов, Фролов) и против них (Ягр, Ковальчук, Лекавалье и так далее) в Суперлиге. Руководство бело-голубых на щедрые обещания не скупилось, но после чемпионства оперативно собрать деньги на премии не сумело. Речь шла о миллионах долларов. Следующий сезон «Динамо» и вовсе провело в стрессовом режиме, регулярно задерживая выплаты своим игрокам. Это совсем отдельная история, которая Овечкина уже не касалась.
Полной ясности с тем, что будет в НХЛ, летом 2005-го еще не было. Переговоры «Динамо» с нападающим текли вяло, несмотря на слухи об интересе со стороны «Ак Барса». Вроде бы на этом настаивал Зинэтула Билялетдинов, работавший с юным Овечкиным в столичном клубе и бравший его в 2004-м на Кубок мира. Однако тут в дело влез «Авангард», выкативший щедрое предложение.
От него было сложно отказаться. Форвард подписал с омичами предварительный контракт сроком на один год и зарплатой в 1,8 миллиона долларов. Соглашение вступало в силу только в том случае, если сторона игрока не договорится до 21 июля с «Вашингтоном». То есть, сам Овечкин ничем не рисковал. А как же отношения с родным клубом? Чуть позже суть конфликта рассказала мама хоккеиста Татьяна Николаевна в интервью для «Советского спорта». «Знаете, что сказал Харчук (президент «Динамо». — Прим. «СЭ») агенту сына и моему мужу, когда они вели переговоры о новом контракте Саши с «Динамо»? Спросите у них, Харчук заявил: «Овечкин не стоит и 10-процентной прибавки к зарплате!» Каково? Это слышал и генеральный менеджер клуба Михаил Титов. После этого мы окончательно поняли, что впредь общаться с Харчуком бессмысленно».
Камнем преткновения стал, как это часто бывает, квартирный вопрос. По предыдущему контракту с «Динамо» Овечкину полагалась жилплощадь. Однако с выбором квартиры случилась проволочка. Вместо нее на руки игрок получил только 50 тысяч долларов, хотя, если верить его маме, достойные хоромы, о которых изначально шла речь, дороже как минимум в четыре раза. «Вот поэтому мы и сказали сыну: «Тебя обманули раз, обманут и другой, — рассказывала Татьяна Николаевна. — Уважай себя, и только тогда тебя будут уважать другие. «Динамо» — великое общество. Но раз в клубе сложились такие обстоятельства, уезжай». Мы не захотели терпеть издевательства. Так и возник вариант перехода в «Авангард». Харчук, узнав об этом, угрожал сыну ссылкой во вторую команду и огромными штрафами. А вот омичи оказались порядочными людьми. Они даже не претендовали на компенсацию за сына в случае его отъезда в НХЛ. Сам же Саша до последнего ждал предложения из «Динамо».
Летом все того же 2005-го в регламент Суперлиги был внесен пункт о предварительном контракте. Ни дать, ни взять — копия оффершита в НХЛ, только без компенсации. Говорили, что этот пункт ввели по настоянию «Динамо». Клуб понимал, что Овечкина вряд ли удастся удержать от отъезда в «Вашингтон». Локаут в НХЛ на второй год не затянется. Это было ясно любому здравомыслящему человеку. При действующем контракте за игрока можно будет получить внушительную компенсацию в соответствии с трансферным договором между двумя лигами.
В феврале нынешнего года Владимир Крикунов, тогда тоже тренировавший «Динамо», рассказал коллеге Рабинеру другую версию. «На тот сезон Саша хотел остаться и играть здесь, — вспоминал специалист. — А как он уехал — могу рассказать. Он ушел из «Динамо» в Омск. Там ему дали очень хорошие деньги, которых у нас не было. Говорю Харчуку: «Давай не будем усиливать «Авангард», у них команда и так мощная. Давай подтвердим эту же зарплату, и он останется нашим игроком. Харчук говорит: «Где я найду такие деньги?!» Я ему: «Да он не останется. Уедет тогда в НХЛ». А я это знал точно, так сказать, из оперативной информации. Харчук усомнился: «А вдруг останется?» — «Да не останется. Давай подтвердим. Зато его в Омске не будет». После чего мы подтверждаем его зарплату, он уезжает в НХЛ и начинает успешно там играть».
«Авангард» подал в арбитраж ФХР и Суперлиги, утверждая, что «Динамо» не выполнило ряд контрактных условий, поэтому Овечкин свободен от обязательств перед родным клубом. Дело затянулось из-за летних отпусков и невозможности оперативно собрать кворум для принятия решения. Форвард с середины июля готовился к сезону в Омске, что подтверждено документально. В интернете несложно найти его фотографии в тренировочной форме «Авангарда». В «Динамо» он тогда так и не вернулся.
Контракт с «Кэпиталз» был им заключен в последний возможный день — 20-го июля. «Решение далось нелегко, — объяснил свой выбор Овечкин в интервью «Газета.Ru». — До трех часов ночи я консультировался с родственниками, друзьями и сделал свой выбор в пользу «Вашингтона». Решил все же попробовать свои силы в Национальной хоккейной лиге. И, признаться, не предполагал, что Омск — такой классный город. В команде меня тепло приняли. Благодарен тренерам и руководству «Авангарда» за то, что поддержали меня в трудную минуту. Благодарен болельщикам, которые постоянно подбадривали меня в течение всего времени, что я провел здесь. Если мне не удастся закрепиться в основном составе «Вашингтона», то вернусь в «Авангард». Специально попросил моего агента, чтобы он внес соответствующий пункт в мой контракт с «Кэпиталз».
Права на игрока в России остались за «Динамо», которое выиграло в арбитраже. Административный ресурс тогда был на стороне бело-голубых. Их бывший президент Александр Стеблин на тот момент возглавлял ФХР и Суперлигу. Было сложно представить, чтобы исход дела остался за другой стороной.
«Омичи утверждали, что мы не выполнили условия контракта, заключенного с Александром, — сообщил Харчук. — И я принципиально хотел выяснить: на каком основании «Авангард» столь пристально интересуется нашим финансовым положением?! К сожалению, мои оппоненты на заседание не явились. Но и без них я предоставил арбитражу все документы и доказал, что невыполнение обязательств перед Овечкиным — это миф, придуманный его агентом. И потом, если бы Александр ушел в «Авангард», это в будущем нанесло бы сильнейший удар по детским школам. Вы только представьте: клуб ничего не тратит на подготовку игрока. Потом переманивает его к себе, а в контракт вносит условие: в случае, если хоккеист уезжает в НХЛ, на компенсацию не претендуем. Вот и получилось бы, что наши таланты стали бы улетать за океан бесплатно».
Харчук не успокоился и желал во что бы то ни стало получить миллион долларов от «Вашингтона». Однако из этой затеи ничего не вышло. Американский судья принял сторону клуба из столицы США. «Динамо» осталось ни с чем. Тем же летом Россия не присоединилась к новому трансферному договору НХЛ-ИИХФ.
Овечкин стал суперзвездой в НХЛ и при этом по-прежнему обожает бело-голубые цвета. А давняя история это в первую очередь хороший урок на тему того, как стоит общаться со звездами. Его с тех пор в России хорошо выучили.
Другие знаменитые контракты российских хоккеистов:
«Это было избавление от безумного договора». Легендарный контракт Ковальчука на 100 миллионов долларов //
«Вы будете сожалеть об этом решении до конца жизни». Уникальный контракт Овечкина на 124 миллиона долларов //
«Я готов бастовать весь год». Как Федоров выбил из «Детройта» суперконтракт: 28 миллионов долларов за сезон //
«Я заслужил этот контракт». Брызгалову дали 50 миллионов долларов, избавились от него, но будут платить еще семь лет //
«В «Оттаве» нет уважения к труду хоккеистов». Яшин больше года бастовал из-за денег, проиграл, а после обмена получил 64 миллиона долларов //
«Я очень зол. Меня не уважают». Хабибулин почти два года бастовал из-за денег, добился обмена и хорошего контракта, а потом стал чемпионом