Хоккей

2 июня 2016, 15:30

Никита Сошников: "С моим стилем игры драк не избежать"

Алексей Шевченко
Специальный корреспондент
Молодой российский нападающий уехал прошлым летом в Северную Америку, начал играть в четвертом звене клуба АХЛ, но за короткое время дошел до основного состава "Торонто" и произвел отличное впечатление на всех. Воспитанник нижнетагильского хоккея объясняет, как так получилось.

БЭБКОК ПРИХОДИТ НА РАБОТУ В ШЕСТЬ УТРА

– В этом году вы начинали в роли игрока четвертого звена клуба АХЛ, а закончили первым звеном клуба НХЛ. Голова не закружилась?

– С чего бы это? Всегда нужно помнить, как ты начинал, а у меня не все ладилось с самого начала. Да, было время, когда я играл в четвертом звене, ничего не понимал вокруг – было тяжело. Мысли уехать домой приходили, но я их моментально прогонял. Думать можно о чем угодно, но ни разу ни я, ни мой агент не подходили к руководству с просьбой отпустить. А потом я стал понимать местный хоккей, стал работать, и все пошло само собой.

– Вас показывали крупным планом во время первого матча в НХЛ. Такое ощущение, что это был рядовой матч, где "Атлант" принимает "Нефтехимик".

– А я и правда был спокоен. Вообще никакого волнения. В моей карьере уже был случай, когда меня, молодого, поставили в основу мытищинского клуба, я встречу провалил, и меня отправили обратно в МХЛ. Это было при Сергее Светлове. Так вот на этот раз я действительно чувствовал себя спокойно. Только днем поспать не удалось, так как отвечал на сообщения и поздравления с предстоящим дебютом.

– Главный тренер "Торонто" Майк Бэбкок очень вас хвалит.

– Знаю, но отношусь к этому спокойно. Сегодня хвалят, а завтра ты прекратил делать на льду то, что нужно, и отношение поменяется. Не стоит на это внимания обращать.

– Какой он, Майк Бэбкок?

– Я просто примеры приведу. Он приходит на работу в 5.30 или в 6 утра. Идет на пробежку, затем начинает заниматься делами. Для Майка это не просто работа – нечто большее.

– Хвалит вас и Лео Комаров.

– Да, я слышал. Говорит, что я скребусь понемногу. Наверное. Лео – важный человек в команде. Он лидер команды, настоящий лидер.

– Правда, что он иногда отказывается переводить ваши интервью?

– Бывает. Говорит, что я уже и сам прекрасно справляюсь.

КАК ОСТАВАТЬСЯ В СТОРОНЕ, КОГДА ИДЕТ ФИНАЛ?

– В последнем матче "Торонто Марлис" в АХЛ вы были заявлены 13-м нападающим, играли мало, а ваша команда вылетела из борьбы за Кубок Колдера. Почему так вышло?

– Может быть, неправильно графику показали в трансляции. Я был не тринадцатым – просто в нашем звене было два форварда. Но вы правы – играл я очень мало. В третьем периоде вообще еле передвигался по льду и забил совершенно случайно.

– Что случилось?

– Травма. Сейчас-то можно уже говорить – у меня был поврежден пах. И настолько серьезно, что через два дня после игры я еле хожу. Травмы вообще стали преследовать меня ближе к концу сезона. Не в порядке было плечо, затем травмировал брюшную мышцу. Так бывает, когда не залечиваешь одно, выходишь на лед и сразу повреждаешь что-то другое. Все началось на старте плей-офф, я даже пару игр пропустил.

– А нам все время говорят, что в Северной Америке берегут игроков, не дают им выступать больными.

– Врачи сказали, что я могу пропустить игры – решение за мной. Но я не хотел. Идет финал конференции, перед командой стоит задача выиграть турнир, как в такой ситуации оставаться в стороне? Но тренер знал о моих проблемах, и потому я редко появлялся на льду.

– Ваш клуб в АХЛ громил всех в регулярном чемпионате, а в плей-офф начались проблемы и поражение в полуфинале. Как так?

– Мне такой же вопрос задавали руководители клуба. Но ответа нет. Слишком много причин, надо подумать, разобраться.

– Во время последнего матча с "Херши" вы заработали для команды две минуты штрафа, причем игрок соперника чуть ли не прыгнул на вас. Больно было?

– Да ничего там не было страшного. Я таким моментам в АХЛ давно не удивляюсь, но там реально было все безопасно. И потом, когда поврежден пах, то болит при других движениях – кататься больно.

– "Блокаду" делали?

– Тут вообще не принято обкалывать травмированное место. Дают таблетку, которая снимает боль, но помогает она не сильно. Хотя уколы мне делали, когда плечо болело.

ГОВОРИТЬ НА АНГЛИЙСКОМ НЕМНОГО СТЕСНЯЮСЬ

– Поразило, что на вашем матче был неполный стадион. Разлюбили хоккей в городе?

– Нет-нет, но тут просто все совпало. Совсем недавно в Торонто выступали с концертами звезды мировой эстрады, баскетбол был, футбол. Слишком много событий было за короткое время. Мы бы финал играли на основной арене – я уверен, что был бы полный стадион.

– А чего болельщики белыми платками размахивают?

– Поддерживают команду. Вы у Андрея Педана спросите, что у него в Ютике творится в игровой день. Весь город – в белом.

– На следующий день в сеть выложили интервью чуть ли не со всеми игроками "Торонто". Но вас нет. Вы говорите по-английски?

– Существенно лучше, чем в начале сезона. Этот не тот случай, когда я приехал в Канаду, думая, что уж понять все смогу, а оказалось, что ничего не понимаю. Сейчас проблем нет. Но говорить все-таки я немного стесняюсь. Да и не подходили ко мне в этот раз.

– Привыкли ли вы в Канаде к тому, что надо везде оставлять чаевые?

– Признаться, это было самое трудное. Тут же еще местный налог 13 процентов плюс 15 процентов чаевых. И знаете, в итоге сумма получается достаточно приличная, даже если думаешь, что скромно посидел.

– Нам ехать осенью в Торонто на Кубок мира, и мы волнуемся.

– Чаевые оставлять придется. Нет, если ты платишь наличными, то еще можно избежать, но если по карточке – то все на виду. Там же в чеке указывают сумму. Отдельно – за обслуживание.

– Можно не давать сверху?

– Можно, если вы готовы выдерживать косые и презрительные взгляды.

– Самые большие чаевые, которые вы оставили?

– Да вот после поражения в Кубке Колдера. Здесь принято благодарить обслуживающий персонал команды, оставлять им деньги за работу в сезоне.

– Ничего себе.

– Да, обычная практика, как мне сказали. Тоже можно не оставлять, но вообще-то не принято. Я положил тысячу канадских долларов.

– Какая ваша самая дорогая покупка в Канаде?

– Телефон купил.

– И все?

– А что мне еще покупать? Цены на машины тут запредельные. Нет, есть всякие варианты, но все равно же придется платить страховку каждый месяц, еще какие-то налоги. Да я и не вижу необходимости в автомобиле. Такси спасает.

– У меня такое ощущение, что вы весь сезон дома просидели?

– Нет-нет, я много гулял по Торонто, посмотрел все достопримечательности. Сходил на баскетбол, на бейсбол, на футбол.

– На европейский?

– Да. И это было самое скучное времяпрепровождение. Часто ездил еще в русский квартал в городе, хожу в местную баню. Мне тут не скучно.

БОИ НЕ ЗА ГОРАМИ

– Говорят, что у вас самый строгий генеральный менеджер лиги – Лу Ламорелло. Можно узнать какой-то пример его строгости?

– Он действительно представитель старой школы, но я бы не сказал, что он чрезвычайно строг. Ламорелло всегда рядом с командой, мы его видим. Но он особо не вмешивается в тренировочный процесс. Не было такого, чтобы он заходил в перерыве и начинал что-то объяснять.

– Рассказывают, что у него кабинет одной стороной выходит на ледовую арену, а другой – на тренажерный зал?

– Ха-ха, это действительно так , но вроде бы это его временный кабинет. Как-то, кстати, был случай. Я находился в тренажерном зале, сделал какую-то слишком долгую паузу и почувствовал на себе тяжелый взгляд. Посмотрел на стекло и все понял.

– Рассказывают, что он снял с игры двух хоккеистов, которые прибыли на матч без галстуков.

– Вряд ли такое возможно. Я не про вероятность снятия с игры, а то, что кто-то прибыл без галстуков. Может быть, кто-то не надел галстук после игры.

– Никите Зайцеву он запретил везти свои желтые клюшки.

– Это возможно. Весь инвентарь должен быть классическим. Но меня это никак не коснулось, так как я всегда пользовался обычными клюшками, обычными коньками. Вот Лео Комаров свои белые коньки не привез из КХЛ.

– И еще генменеджер любит, чтобы игроки приходили пораньше.

– Это ты понимаешь сразу, когда переходишь в НХЛ. В Мытищах я мог прийти за час до тренировки. Хватало времени на все, даже мог в приставку порубиться. Тут приходишь часа за два до занятия и готовишься к нему. И это не потому, что в КХЛ отношение менее серьезное. Просто за океаном надо именно так и не иначе.

– Вы играете очень агрессивно, но как-то все без драк.

– Меня уже предупреждают, что с таким стилем игры бои не за горами. Но я готов, никаких проблем.

СКИДОК НА МОЛОДОСТЬ НЕ БУДЕТ

– Формально "Торонто" меняется, создается новый клуб. Но вряд ли будут довольны, если вы снова не попадете в плей-офф.

– Вы правы. Да тут никто и не вспоминает про то, что мы молодая команда, что у нас все только начинается. Надо выигрывать. Мы и концовку прошлого сезона провели удачно, стали побеждать. Просто клуб уже был настроен на то, чтобы получить первый выбор на драфте.

– Вы хоть с одним местным игроком стали товарищами?

– С Бруксом Лайком. Как действительно сдружились, разница в возрасте вообще не ощущается. Нет, нельзя сказать, что мы все свободное время вместе проводим. У Брукса семья, друзья, но в раздевалке мы много общаемся.

– А с остальными как?

– Все-таки еще проблема в общении существует, хоть и не такая серьезная. Но, знаете, когда я первый раз пришел в раздевалку "Торонто", то удивился, как меня приняли.

– Удивились?

– Конечно. Я сел на свое место, осматривался, и тут ко мне стали подходить самые опытные игроки, приветствовали, предлагали помощь. Честно сказать, все это производит сильное впечатление. Но это не только меня касается. Нас в команде называют "кидс", то есть молодые ребята, которые приносят новое в клуб, делятся энергией с командой. Пусть так и остается.

– Скоро к вам приедет Никита Зайцев. Вы, Ринат Валиев, Никита, Лео. Русская речь будет звучать в раздевалке.

А если Никита присоединится к нам после победы сборной России на Кубке мира, то мы точно заставим партнеров изучать русский.

– Дайте совет Зайцеву. Понятно, что он сам разберется, но все-таки.

– Ему придется перестраиваться. Да, он считает, что готов, но тут совершенно другой хоккей. И еще один момент. Никита знает английский, но ему придется познакомиться с местным хоккейным сленгом, используемым на тренировках. Так что мой совет: во время занятий поначалу вставать последним, чтобы понять, какое задание надо выполнять.

СТАТИСТИКА Никиты СОШНИКОВА

Сезон

Клуб

Лига

И

О (Г+П)

+/-

Ш

2010/11

Мытищинские Атланты

МХЛ

48

27 (17+10)

8

14

2011/12

Мытищинские Атланты

МХЛ

47

34 (14+20)

7

12

2012/13

Мытищинские Атланты

МХЛ

59

72 (38+34)

44

47

2013/14

Атлант

КХЛ

33

5 (2+3)

-4

27

2014/15

Атлант

КХЛ

57

32 (14+18)

5

22

2015/16

Торонто Марлис

АХЛ

52

28 (18+10)

26

18

2015/16

Торонто Мэйпл Ливз

НХЛ

11

5 (2+3)

-4

6