17 сентября 2022, 07:00
До старта нового сезона НХЛ еще месяц, но активные обсуждения продолжаются все лето. Правда, говорят в основном о деньгах — чужих контрактах молодых игроков.
Любители считать чужие деньги напряглись еще в прошлом сезоне. Все понимали, за что, например, получил 8,4 миллиона защитник «Далласа» Миро Хейсканен, 9 миллионов — звезда «Колорадо» Кэйл Макар, а российский форвард «Каролины» Андрей Свечников — 7,7 миллиона. Эти хоккеисты пусть и молоды, но успели доказать своей игрой, что достойны статуса молодой звезды и больших сумм на зарплатных картах. Все потому, что они решают исходы матчей и считаются лидерами в своих командах.
Удивление началось после того, как молодой форвард «Оттавы» Брэди Ткачак, назначенный капитаном команды в 21 год, получил контракт на 8,3 миллиона. До начала действия нового соглашения Брэди ни разу за три сезона не набирал больше 45 очков. Ситуация даже смешнее: каждый год количество набранных баллов только уменьшалось. Тем не менее свой первый год в качестве капитана с большой зарплатой он провел неплохо: 30+37 в 79 встречах и всего «-7» (его лучший показатель в НХЛ). И даже несмотря на прошлые скромные цифры, младший Ткачак три года подряд был лучшим бомбардиром «Оттавы».
Еще больше обсуждений появилось после того, как центр «Нью-Джерси» Джек Хьюз получил соглашение на 8 лет с зарплатой в 8 миллионов. В таланте парня ни у кого сомнений не возникало, однако волновали его травматичность (травма плеча и колена за один год) и небольшая результативность в первые два сезона. Парень долго вкатывался во взрослый хоккей, но заметно проигрывал соперникам в «физике». Однако в прошлом сезоне он заметно набрал мышечной массы, а своей игрой зажигал «Дэвилз» на победы. В итоге Хьюз записал на свой счет 56 (26+30) очков в 49 матчах и показал, за что клуб заплатил столько денег. За большие перспективы.
Каждый клуб надеется найти своего франчайз-игрока как можно раньше, и, как только талантливый хоккеист подает минимальные надежды на то, что он готов примерить на себя эту роль, клубы теперь выписывают ему жирный чек.
Этим летом список контрактов-авансов пополнился:
Что связывает всех этих хоккеистов? Все они провели только один сезон на высоком уровне в НХЛ и получили большие соглашения, которые начнут действовать только с сезона-2023/24. Главный вопрос: почему эти контракты были подписаны именно сейчас, а не в середине следующего сезона? Игроки не станут неограниченно свободными агентами и не смогут покинуть клубы по собственному желанию, как это сделал, например, Джонни Годро с «Калгари».
Здесь можно разделить клубы и довольно просто объяснить эти решения. «Оттава» долго была на дне, и теперь, с появлением ряда талантливых хоккеистов, у команды появился свет в конце мрачного тоннеля, перспективы, которыми нужно воспользоваться. Плюс не забывайте, что у канадских клубов большой налог, и это тоже учитывается при переговорах с хоккеистами, ведь придется отдавать от своей зарплаты почти половину. Таким образом, Штюцле и Норрис были сохранены с переплатой ради достижения поставленных целей — выхода в плей-офф и далее по лестнице наверх.
Тейдж Томпсон — особый случай. Парень заиграл в хоккей на уровне звездочки только в 25 лет, и для «Баффало» это стало настоящим подарком. Как центр он сомнительный лидер (40,3% выигранных), но хороший бомбардир, многофункциональный форвард, способный делать многое на льду. Переплата — за игру в составе аутсайдера и надежду, что Томпсон продолжит свое развитие дальше.
Роберт Томас и Джордан Кайру — игроки разных позиций: первый — центр, и уже за это идет надбавка для игрока. Следующим летом истекает контракт у возрастного Райана О'Райлли, и Роберту светит место первого центра. Второй — крайний форвард, быстрый и умный. Следующий сезон должен был стать определяющим, ведь Кайру получает четкое место в топ-6 и наверняка будет играть с Павлом Бучневичем, с которым в прошлом чемпионате у них появилось хорошее взаимопонимание. Команду покинул ветеран Дэвид Перрон, может уйти Владимир Тарасенко, и в Джордане «Сент-Луис» видит своего главного крайка, который будет набирать много очков и прокачивать партнеров.
Почему-то продолжаем удивляться сумасшедшим деньгам, которые клубы предлагают хоккеистам за один успешный год. Переплатили? Это же замечательно. Как было бы скучно жить в хоккейном мире, где каждый генеральный менеджер думает головой, а не эмоциями и верой в великое будущее своей франшизы.
Большие и не всегда оправданные контракты были всегда, но человеческая память так устроена, что откладывает прошлые неудачи в ящик с названием «Это другое». Но, по сути, просто меняются суммы. Тайлер Сегин, Сет Джонс и Джефф Скиннер, которые этим летом вошли в топ-3 худших контрактов по версии The Athletic, подтвердят вам эту теорию.
Интересно, что в этом рейтинге в топ-10 есть только один хоккеист, который подписал большой контракт сразу после соглашения новичка. Это новый капитан «Монреаля» Ник Сузуки: 63 миллиона на 8 лет с кэпхитом на 7,875 миллиона за сезон. Все остальные — это игроки, которым отсыпали денег уже после традиционного контракта-мостика.
Вот и образовалась в лиге новая тенденция, и мы видим ее первую «жертву». Сузуки — неплохой хоккеист и, видимо, лидер в раздевалке в свой 21 год, однако в данный момент на 8 миллионов не играет.
Каждые несколько лет сумма среднего контракта будет увеличиваться. И это нормально. Если шесть лет назад такой перспективный игрок, как Нэйтан Маккиннон, подписывал довольно скромное соглашение на 6,3 миллиона, то представьте, какая сумма была бы сейчас. Вопрос, когда в лиге решат ограничить срок контракта после соглашения новичка, чтобы обезопасить сами клубы от творимого ими безумия.
Заместитель комиссара НХЛ Билл Дэйли в конце августа заявил, что потолок зарплат значительно вырастет после сезона-2023/24. Сейчас он составляет всего 82,5 миллиона, а в лиге считают, что доходы стали крайне солидными. Так что есть ли смысл так переживать, если в будущем места под потолком зарплат опять будет много и можно будет давать игрокам еще больше денег, если они смогут попасть по воротам хотя бы раз за игру?
Конечно, в данный момент никто из пяти перечисленных выше молодых игроков не заслужил 8 миллионов. Но если они выстрелят в этом году, то, возможно, пришлось бы платить еще больше. Еще будет время проворчать: «Ну мы же говорили».