12 ноября 2019, 00:15
За океаном разгорелся громкий скандал вокруг фигуры одиозного телеэксперта Дона Черри, известного в прошлом игрока и тренера. Дело закончилось его увольнением. Для Канады это история национального масштаба.
Поводом для радикального решения со стороны владельцев компании Rogers и телевизионного канала Sportsnet стала речь 85-летней легенды в своей передаче «Уголок тренера» в рамках программы «Хоккейный вечер в Канаде». Черри неизменно выступал в ней каждую субботу, начиная с 1982 года. Формат простой: в течение пяти минут во время первого перерыва в центральной игре дня авторитетный ветеран обсуждал самые актуальные новости из мира хоккея вместе с коллегой Роном Маклином.
Совсем не дипломатичная манера общения Черри, обожающего экстравагантные костюмы самой невероятной расцветки и избегающего современной политкорректности, тем не менее, сходила долгое время ему с рук. Рейтинги зашкаливали, несмотря на чрезмерно пристрастное отношение эксперта к европейским и американским хоккеистам, неприятие новомодных игровых тенденций и курса на снижение уровня агрессии на льду. Черри — наглядное воплощение духа старой школы. Консервативного по сущности, но по нынешним временам смотрящегося чуть ли не как призыв к бунту.
Терпение у боссов Rogers, наконец, лопнуло. Для начала полностью приведем слова Черри, а потом попробуем объяснить, что в них ксенофобского и расистского углядела прогрессивная канадская общественность.
«Я живу в Миссиссоге (пригород Торонто. — Прим. «СЭ»), здесь почти никого нет с эмблемой красного цветка мака, — отметил эксперт. — Я уже не говорю про центр Торонто. Забудьте про него. Там в даунтауне ее вообще никто не носит. В маленьких городках мак есть почти на каждом. Вам, людям, приехавшим сюда, нравится наш образ жизни, вам нравятся наши молоко и мед. Могли бы по крайней мере потратить пару баксов на маки или что-то в этом роде. Люди заплатили своими жизнями за то, чтобы вы сейчас могли наслаждаться своим проживанием в Канаде».
Для понимания ситуации напомним, что цветок мака на Западе можно считать аналогом российской георгиевской ленточки. Именно 11 ноября на протяжении уже 100 лет в странах Британского содружества (США, Великобритания, Канада, Австралия) отмечается День памяти павших, также известный как Маковый день. Впервые празднования по инициативе английского короля Георга Пятого прошли в 1919 году.
НХЛ сейчас не осталась в стороне. Лацканы тренерских пиджаков во время матчей в эти дни украшает цветок мака, а перед играми чествуют ветеранов. В частности, перед встречей «Рейнджерс» и «Флориды» на льду «Мэдисон-Сквер-Гардена» чествовали почти столетних участников Второй мировой и Корейской войн. К этому дню в Америке особенное отношение и ни один человек не заикнётся о «победобесии», как, к сожалению, иногда бывает в России на День Победы.
Нынешняя Канада — страна эмигрантов. Почти четверть населения относится к категории приезжих, в основном из Азии и с Ближнего Востока. Торонто и вовсе наполовину состоит из людей, которые родились в других странах. Проникновенная речь Черри возмутила левые круги, обрушившихся на легенду с оголтелой критикой. Со специальным заявлением выступила НХЛ, извинился его коллега по передаче Маклин, затем покаялся сам президент Sportsnet Барт Ябсли. Выступил с осуждением легенды и мэр Торонто Джон Тори.
В итоге все закончилось увольнением, поскольку сам Черри идти на попятную не стал. Он не произнес в своем заявлении слова «иммигранты», но одну из его фраз вполне можно толковать как «понаехавшие». Пожалуй, звучит обидно. Особенно для ушей и мозгов западного человека, промытых до блеска гипертрофированной политкорректностью.
Из России же углядеть в высказываниях Черри оголтелую ксенофобию можно только при большом воображении, поэтому не будем лезть с нравоучениями и сделаем скидку на чужой менталитет. Любое разделение на правых и неправых, не в смысле политического спектра, за океаном почему-то воспринимается как оголтелый расизм. Меньшая часть канадцев поддержала запущенный в твитере хэштег «Черри прав», но их точка зрения потерялась в общем море негодования. Он дал повод и был изгнан с телевидения, несмотря на все свои предыдущие заслуги. Конец получился грустным.