Новоиспеченный член Зала славы хоккея в Торонто Павел Буре встретился в Москве с журналистами.
Дмитрий АФОНИН
из Москвы
ОТ РОССИИ В ЗАЛ СЛАВЫ - 50-60 КАНДИДАТОВ
- Все было очень торжественно, - в очередной раз вернулся к памятному дню 12 ноября Буре, ставший шестым представителем нашей страны в Зале славы. - Подготовка к этому мероприятию ведется на протяжении целого года, хотя сначала неизвестно, кто будет введен в Зал славы. Такие церемонии проходят очень интересно. Мероприятие растягивается на три дня, и оно очень четко расписано: когда вручают перстень, когда надеваешь клубный пиджак. Также проходит благотворительная игра. Венец всему - именно награждение, когда выходишь на сцену и говоришь торжественную речь. Естественно я волновался, потому что это очень важный момент в жизни, нужно поблагодарить всех людей, кто был вместе с тобой на протяжении всей карьеры. Это и родители, и семья, и первые тренеры, и твои партнеры. Дается всего четыре минуты, и в них нужно уложиться и постараться никого не забыть.
- Говорят, что в Зале славы не очень жалуют иностранцев. Согласны ли вы с этим и не считаете ли, что, будь вы американцем или канадцем, оказались бы в нем быстрее?
- Мне тяжело об этом судить. Могу только сказать, что для меня огромная честь, что в Зале славы есть несколько ребят помимо меня - представителей советского и российского хоккея. И кто-то из россиян еще обязательно попадет туда. У нас есть много хоккеистов, которые этого заслуживают. Россия - великая хоккейная страна. И есть много людей, которые, я надеюсь, будут включены в члены Зала славы.
Конечно, россиянам в него попасть сложнее. Ведь до 1972 года за океаном нас вообще не считали за серьезных соперников. В конце 80-х говорили, что россияне не смогут нормально выступать в НХЛ, а когда мы туда поехали, то стали играть достаточно успешно. И сегодня многие ведущие игроки в НХЛ - это наши ребята. Мы на протяжении десятилетий доказывали, что умеем играть в хоккей, и завоевали уважение в мире, в том числе и в НХЛ. Вы знаете, что даже в избирательной комиссии Зала славы есть россиянин - Игорь Ларионов. Мы доказали, что ничем не хуже, а может быть, и лучше всего мира.
- Насколько для вас получение этой награды сравнимо с медалями Олимпиад и чемпионатов мира и победами на клубном уровне.
- Это самая высокая индивидуальная награда, которую может получить игрок. Но хоккей - это командный вид спорта. Мы вырастаем в команде, всю жизнь живем в ней, строим планы, выигрываем.
- Ожидали ли вы, что попадете в Зал славы? Стало ли для вас это приятной неожиданностью?
- Разговоров об этом было много, но то, что сделано - сделано. Я был профессиональным игроком, а все, что происходит дальше, уже решают определенные люди, которые этим занимаются. Для меня это огромная часть - попасть в такую компанию, где не так много российских хоккеистов. Там собраны все самые лучшие игроки, которые когда-либо выходили на лед. Было очень приятно, когда мне сообщили об этом.
- Считаете ли вы, что те, кто попадает в Зал славы, становятся великими?
- Я не хочу говорить о себе. Но то, что среди членов Зала славы много великих хоккеистов, - с этим я согласен. Как уже говорил, это самый большой индивидуальный приз, который можно получить.
- Можете назвать пару фамилий российских игроков, которые, на ваш взгляд, заслуживают попадания в Зал славы?
- Меня часто об этом спрашивают. Мне сложно назвать пару фамилий, поскольку таких игроков - 50-60. В Зале славы нет возрастного ценза. Есть много достойных хоккеистов из прошлого. И среди тех, кто выступает сегодня. В любом случае наши хоккеисты еще окажутся в Зале славы. Тот же Владимир Крутов, который, к сожалению, недавно нас покинул, достоин этого.
СЕГОДНЯ КХЛ - ЛУЧШАЯ ЛИГА В МИРЕ
- Имеет ли смысл ввести в КХЛ Зал славы? Сколько должно пройти лет, чтобы в нашей лиге появилось что-то подобное?
- Думаю, что в итоге что-то такое будет. И неважно, как он будет называться - Зал славы КХЛ, России или СССР. Такие разговоры уже идут. Туда можно включить огромное количество людей, начиная с поколения Всеволода Боброва, и выбирать игроков для него будет сложно, поскольку список кандидатов довольно велик.
- Насколько, на ваш взгляд, сказалось на развитии российского хоккея создание КХЛ в 2008 году? Считаете ли вы, что что-то подобное можно сделать в футболе?
- Именно на сегодняшний день КХЛ - лучшая лига в мире, так как в НХЛ пока локаут, и очень много хороших хоккеистов оттуда выступают у нас. С 2008 года прошло всего несколько лет, а она уже вышла на мировой уровень. К сожалению, когда я играл, КХЛ не было, и мне просто приятно видеть, что происходит в ней и российском спорте в целом.
- Каким должен быть, на ваш взгляд, лимит на легионеров?
- Это очень сложный вопрос. С одной стороны, если ты подписываешь контракты с мировыми звездами, то повышаешь уровень хоккея в принципе, как в свое время это сделала НХЛ. С другой - не должно быть так, чтобы за счет легионеров молодые ребята не попадали в команду и не набирались опыта. Во всем должен быть баланс. Мне повезло играть под руководством Виктора Тихонова. У него всегда был баланс в команде, ведь самые лучшие игроки Советского Союза выступали в ЦСКА, но он всегда находил одно-два места в четвертой пятерке для молодых ребят. Мы через это сами проходили вместе с Могильным, Федоровым.
Если полностью запретить легионеров, хоккей опустится на более низкий уровень, ведь только в конкуренции можно расти. Когда играешь против сильных, то тянешься к ним и можешь прогрессировать. Если же играешь только против тех, кто слабее, то начинаешь деградировать.
Во всем должен быть баланс, не должно быть перекосов. Олимпиада в Сочи - очень важное событие, и пока все подчинено тому, чтобы выступить хорошо на ней. А дальше уже надо смотреть.
- Кто, на ваш взгляд, победит в противостоянии игроков и владельцев в НХЛ? И состоится ли все-таки сезон?
- Я не знаю, будет ли сезон или нет, но, как болельщик, я надеюсь, что чемпионат состоится. А что касается будущего, то рано или поздно в любом случае профсоюз и лига договорятся. Кто пойдет на большие уступки - тяжело сказать. Но я надеюсь, что хотя бы половина сезона состоится.
- Многие болельщики считают, что по видеонарезке моментов можно оценить уровень игрока. Вы согласны?
- Я считаю, что по лучшим моментам уровень игрока очень сложно оценить. Хоккей - коллективный вид спорта, и каждый выполняет свою роль. Но чтобы получилась нарезка лучших моментов, должна поработать вся команда. Всей пятерке необходимо что-то сделать, ведь нужно сначала отобрать шайбу. Есть много классных игроков, которые незаметны для широкой публики, но на самом деле действуют великолепно. Гол же - это венец всему.
В СБОРНОЙ СЕЙЧАС ВСЕ СИЛЬНЕЙШИЕ
- Вы как-то говорили, что не очень любите медийность. Успели ли вы отдохнуть от внимания прессы и болельщиков?
- Не помню, чтобы я такое говорил… У меня ничего не менялось. Я всегда был рад встретиться с представителями телевидения, прессы и болельщиками. Хоккеисты играют для болельщиков. Журналисты же доносят до них то, что мы думаем. Если бы не было болельщиков, хоккей был бы не таким интересным.
- На этой неделе - Кубок Первого канала. В национальную команду привлечены все сильнейшие игроки - значит, нужно ждать победы? Если вдруг она не состоится, будет ли это о чем-то говорить?
- Вы правильно сказали, что у нас сильнейшая сборная на сегодняшний день. Все лучшие игроки выступят на турнире. Прогнозы я не люблю давать, ведь это спорт, и он тем и интересен, что никто не знает, кто победит. Но мы, конечно, являемся фаворитами. И это еще один шаг по подготовке к главному старту - Олимпийским играм в Сочи в 2014 году. Что касается сборной, то, как мне кажется, она уже многое доказала, выиграв сначала два подряд чемпионата мира в 2008 и 2009 годах, а также последний, где показывала хороший интересный хоккей и не потерпела ни одного поражения. Я, как и все, жду с нетерпением этого турнира и хочу посмотреть на игру нашей сборной.
- Нет ли у вас желания в каком-то качестве поработать с клубами или сборной в ближайшее время?
- Я пока не могу ответить на этот вопрос. Вряд ли я буду работать в качестве тренера. Но, знаете, все может быть. Когда есть две стороны, должны быть взаимный интерес и выгода. Если будет выгодно и, в первую очередь, интересно работать, то я, вероятно, соглашусь на какое-то предложение. Я если что-то начинаю, то пытаюсь сделать это на "пятерку" и полностью отдаюсь процессу. Поэтому у меня должен быть интерес к предложенной работе.
- Вы как-то говорили, что не нашли с ЦСКА взаимопонимания. В клубе сейчас работает Сергей Федоров, с которым вы достаточно хорошо общаетесь. Был ли у вас разговор по поводу работы в какой-либо должности?
- Вы знаете, ничего конкретного не было. Меня спрашивали, какой я вижу структуру ЦСКА. У меня есть свое видение, которое я буду отстаивать, как должна быть выстроена структура в хоккейном клубе в принципе. Каждый клуб решает, какую структуру ему выбрать. Кому-то это подходит, кому-то нет.
- Где вы собираетесь больше жить в ближайшее время - в России или США?
- Я, естественно, считаю своим домом Россию и Москву, в которой родился и вырос. Но у меня была работа и в Канаде, и в США. Я буду находиться там, где я буду нужен.
- Где вы будете праздновать Новый год и как?
- Новый год я буду праздновать в Москве вместе со своими друзьями.