14 июля 2013, 16:58

Юрий Лебедев: "Миллион долларов от НХЛ"

Самый титулованный хоккеист за всю историю "Крыльев Советов", шестикратный чемпион мира Юрий Лебедев - о прошлом и настоящем в интервью "СЭ"

НЕДЕЛЮ ЛЕКЦИИ ПОСЛУШАЛ – И УЖЕ ТРЕНЕР

– Вас совсем не видно на светских мероприятиях. Вы не публичный человек?

– Если встречаться со старыми знакомыми – я с удовольствием. А если просто где-то потусоваться, то нет. Вечера закрытия сезонов? Если позовут – пойду. Нет – с места не сдвинусь. Вот в Сочи нас, ветеранов, недавно приглашали на матчи ночной лиги. Съездил, сыграл. В финале мы уступили ЦСКА – 0:1, но считаю, что выглядели нормально. У армейцев состав был моложе (смеется).

– Вы ведь давно выступаете за команду "Легенды хоккея СССР".

– С самого ее рождения. Начинали мы на Таганке, когда там каток построили. А сейчас тренируемся в "Городе" на Шоссе энтузиастов.

– С нагрузками справляетесь?

– Стараемся. Мы же стареем, а когда куда-то выезжаем, то против нас, как правило, выходят команды, хоккеисты которых намного моложе.

– Интересно, почему?

– Так получается. Есть определенные договоренности – обходиться без силовых приемов и без щелчков. В Финляндии, например, ветераны играют два периода по 15 минут грязного времени. А у нас иногда бывает три периода по 20 минут чистого. В 60 лет, конечно, выдерживать такое тяжеловато. Но в нашей команде подбирается "молодежная" пятерка, которая частенько нас выручает. Это Рома Ильин, Женя Давыдов, Игорь Болдин, Владимир Тюриков, главный тренер "Спартака" Федя Канарейкин иногда подключается.

– Как и прежде, в линии нападения выступаете?

– Представьте себе, иногда со Славкой Анисиным в обороне играем! Если нет защитников – что поделаешь? Или если Гусеву с Шаталовым тяжело. Они-то старше. Но мы всегда будем сопротивляться, кто бы против нас ни играл. Так уж приучены.

– Много приходится автографов раздавать?

– Не то слово! Дети на наших матчах прохода не дают, бум настоящий! Одна беда: в стране строится много катков, но, к сожалению, не хватает квалифицированных тренеров. Сейчас люди всего лишь неделю послушают лекции – и считается, что они настоящие специалисты.

ЗА "КРЫЛЬЯ" ДУША БОЛИТ

– Не жалеете, что не пошли дальше в большом футболе? Выступали за дубль "Торпедо", вас даже в юношескую сборную звали…

– Да, жил в Мячково вместе с Виктором Шустиковым и Валерием Ворониным. Но надо было определяться. Либо туда, либо сюда. Раздвоиться же нельзя. В итоге выбрал хоккей. И не жалею.

– С "Крыльями Советов" сейчас как-то связаны?

– Нет. В свое время был президентом клуба, вице-президентом, спортивным директором, директором школы. Кем я только не работал! Потом для "Крыльев" наступили непростые времена. Приходили люди с завода ВИЛС, хотели поддержать, но не имели никакого представления о спорте. Хотя помогали, ничего плохого о них сказать не могу.

– Тем не менее у "Крылышек" сейчас нет ни команды мастеров, ни молодежки…

– Душа болит. Думаю, все-таки молодежная команда в обозримом будущем у "Крыльев" появится. Увы, ребята в местную школу не идут. Раньше их много из Сетуни было, а сейчас все едут в другие места.

– Вспоминаю, как много лет назад довелось гулять на свадьбе вашей дочери. С зятем – известным в прошлом нападающим "Крылышек" и московского "Динамо" Виктором Гордиюком видитесь?

– А как же! Витя тренирует в школе "Крыльев" ребят 2001 года рождения. Времени у него свободного немного. То с детьми возится в школе, то сам играет за команды ветеранов. Внук мой занимается хоккеем. Тоже в "Крыльях". Считаю, у Макса хорошее будущее. На даче мы с ним и в волейбол, и в футбол рубимся. Спортивный парень, понимает игру.

– Если не ошибаюсь, со своим другом и многолетним партнером по клубу и сборной страны Вячеславом Анисиным вы вместе играли с 15 лет…

– Да, вместе начинали заниматься в школе ЦСКА. Потом перешли в "Крылья".

– А как дела у другого вашего партнера – Александра Бодунова?

– К сожалению, он теперь с нами не играет – ноги болят. Лет 10 назад еще выступали в одной тройке, а сейчас уже нет.

– Дебют вашего звена в сборной пришелся на знаменитую Суперсерию СССР – Канада осенью 1972 года. Помните?

– Конечно. Это было в третьем по счету матче – в Виннипеге. Бодунов, кстати, тогда забил! Вообще-то нас в той серии поочередно в разные звенья ставили. Скажут справа – значит справа. Слева – стало быть, слева. И никто не спорил.

– Вам тогда предлагали остаться за океаном.

– Всем предлагали, не только мне. Помню, последняя игра в Ванкувере. Там уже конкретный разговор шел. От русской общины приехал человек, предложил огромные деньги, дом. Приходили и представители НХЛ, предлагали контракт подписать.

– Сколько обещали?

– Миллион долларов. Но мы так были воспитаны, что не могли остаться. Столько народу приехало – у чекистов глаза разбегались! Не знали они, за кем из нас следить. За Валеркой Харламовым вообще толпы бегали. Мы же не давали повода усомниться в себе.

– Странное дело: вы заиграли в сборной в 1972-м, однако на Олимпиаду впервые поехали в 1980-м…

– Нас с Анисиным в 1976 году буквально с самолета сняли. Прямо перед тем как сборная отправилась на турнир в Инсбрук. Тогда министром обороны был Гречко. Видимо, по его приказу в команду вместо нас взяли армейцев – Витю Жлуктова и Борю Александрова.

– А вам как все объяснили?

– Никак. Просто сказали: "Поезжайте домой".

ЕГОРЫЧ ЗА МНОЙ СЛЕДИЛ

– Что для вас наиболее памятно в карьере?

– Естественно, то время, когда играл с Анисиным и Бодуновым. Запомнился и Всеволод Бобров – своей человечностью, пониманием игры. Приятно вспомнить и время, когда Борис Кулагин принял "Крылья Советов". Кстати, он стал первым, кто сформировал в команде так называемую "научную бригаду". В основном тренировки у нас проводились под руководством ее начальника – Вячеслава Колоскова. Борис Палыч ему полностью доверял. Их можно считать в своем роде первопроходцами. Они не знали, каким путем идти, пробовали разные способы. И находили нужное решение.

– Интересных историй в ту пору, наверное, хватало?

– Это точно. Был у нас в команде помощник администратора. Мы его Егорычем звали. И занимался он не только своими прямыми обязанностями. Кулагин посылал его за мной следить. Мы жили на сборах в Баковке. В 7 вечера поужинаем, в 11 – отбой. Что делать? Я ездил домой на электричке. Матчи-то были раз в неделю. И этот Егорыч полгода за мной по пятам ходил. Пока не плюнул: "Что, я, дурак за ним ездить? Он же домой все время направляется, а не выпивать!"

– В лихие 90-е вам даже охранником пришлось поработать.

– Нужно же было чем-то заниматься. Из "Крыльев" меня выгнали. Приютили ребята, которые создали банк. Взяли охранником. Возил деньги миллионами. До сих пор с этими ребятами дружим. Я им благодарен. Помогли в трудную минуту.

– Оружие при вас было?

– Поначалу нет. Я перевозил деньги на своих "Жигулях", а потом, когда банк окреп, – тогда да. Получил лицензию, при себе имел пистолет. Ездил уже, кстати, на бронированном автомобиле.

В ФИНАЛЕ БОЛЕЛ ЗА "ТРАКТОР"

– Слышал, что вы особо не следите за чемпионатом КХЛ.

– Просто иногда включаешь телевизор – и матч смотреть не хочется. Такое впечатление, что хоккеисты просто не хотят играть. А самое интересное, что ведь умеют! Но иной раз даже волейбол приятнее смотреть.

– Неужели и на трибунах не бываете?

– Нам, ветеранам, попасть на хоккей непросто. Представьте себе, теперь удостоверение заслуженного мастера спорта – не документ! Нужен еще специальный пропуск, аккредитация. В "Крылья" я всегда мог пройти, а сейчас в ЦСКА, Лужниках или Сокольниках – сплошные проблемы. Везде свои законы.

– Финал Кубка Гагарина смотрели?

– Да. Отдельные моменты понравились. Про "Динамо" ничего плохого сказать не могу, но, откровенно говоря, болел за "Трактор". Подкупала челябинская команда своим желанием. Не повезло...

– Наверное, спите и видите, как ваши "Крылышки" выступают в КХЛ?

– Вот тогда я с удовольствием ездил бы и смотрел все игры "живьем". Но пока перспектив не вижу. Появится молодежная команда – будет первая ласточка! Потянутся ребята. Такую команду, как "Крылья Советов", нельзя уничтожать.

Илья ЕЛИСЕЕВ