28 ноября 2014, 01:06

Страна простилась с Тихоновым

Владислав ДОМРАЧЕВ
Корреспондент

В четверг в Москве на Ваганьковском кладбище был похоронен Виктор Васильевич Тихонов. В церемонии прощания с легендарным отечественным тренером приняли участие более 10 тысяч человек.

ФОТО
Прощание с Тихоновым

Владислав ДОМРАЧЕВ,
Андрей КУЗНЕЦОВ

из Москвы

РЕКА ИЗ ЛЮДЕЙ С ЦВЕТАМИ

"Где стол был яств, там гроб стоит"… Местом для прощания с тренером-легендой был выбран Ледовый дворец на Ленинградском проспекте, три года назад официально ставший родным домом хоккейного ЦСКА. В нем Виктор Васильевич не выигрывал золото чемпионатов СССР, но в нем на стыке эпох выходил в финал, где со своим армейским "детским садом" уступил куда более взрослому и опытному столичному "Динамо".

К слову, в середине 90-х, когда ЦСКА раскололся на две команды, мэтра, везде ходившего без всяких пропусков, пытались не пустить на его рабочее место. Однако безусый солдатик вместо приказного "нельзя" попросил у Виктора Васильевича… автограф.

Организацию церемонии прощания и похорон взяло на себя министерство обороны. В затемненном зале все было по-военному строго. Кордоны, барьеры, охрана… И река из людей с цветами, которая медленно текла вдоль арены. Один из нас встретил людей, которых не видел лет двадцать. У многих уже проблемы со здоровьем. Но они пришли, несмотря на свои болячки и мороз, чтобы попрощаться с тренером, превратившим чемпионскую сборную СССР в "Красную машину". И сделавшим ЦСКА настолько успешным и неуязвимым, что победы красно-синих в режиме нон-стоп стали даже приедаться.

ЛЕГЕНДА НАВСЕГДА

До начала панихиды по Тихонову оставалось полчаса с лишним, а холл Ледового дворца был уже переполнен. VIP-персонами, пришедшими проститься с легендой. Министр Виталий Мутко со своим заместителем Юрием Нагорных коротали время в компании облаченных в парадную форму генералов армии. Владислав Третьяк, в богатырской ручище которого не помещался толстенный букет роз, тихо обсуждал что-то важное с представителями правительства.

Грустными были глаза динамовских боссов – Рашида Нургалиева, Андрея Сафронова, Виталия Давыдова. Отдельной могучей кучкой собрались и клубные функционеры – президент "Авангарда" Владимир Шалаев, его коллега по "Локомотиву" Юрий Яковлев, главный менеджер ЦСКА Сергей Федоров. В холл вливались депутатка-гимнастка Светлана Хоркина, народный артист Йосиф Кобзон, политики Владимир Жириновский с Геннадием Зюгановым.

Пройти во дворец со служебного хода в такой день одному из корреспондентов "СЭ" не хотелось. И он пополнил людскую реку. Вскоре к нему присоединился Вадим Брезгунов, в прошлом защитник ЦСКА, а ныне спортивный директор "Витязя". В команду Тихонова он приходил дважды. Увы, звонок из редакции все-таки заставил покинуть траурную очередь и проследовать в зал через служебный ход. У установленного на льду гроба смонтировали небольшой партер для родных и близких покойного. Места в первом ряду занял форвард СКА Виктор Тихонов с супругой, вдова покойного. Люди, подходя к гробу, на мгновение останавливались, кланялись, кто-то крестился – и покидали дворец.

На видеокубе крутили ролики, посвященные знаменитому тренеру. За воротами растянули гигантский баннер "Легенда навсегда".

НАСТОЯЩИЙ ПАТРИОТ

Первыми к гробу почетного президента клуба подошли руководители и игроки ЦСКА, а также молодежной команды "Красная Армия".

Президент ФХР, член наблюдательного совета ХК ЦСКА Владислав Третьяк, выигравший в сборной Тихонова олимпийскую медаль (всего в коллекции знаменитого вратаря их три), пять чемпионатов мира, Кубок вызова и Кубок Канады, взял на себя функции распорядителя. Встречал и провожал VIP-гостей, предоставлял им слово.

Но сначала выступил сам:

– Виктор Васильевич – человек, вклад которого в отечественный хоккей невозможно переоценить. Это высочайший профессионал, посвятивший хоккею всю свою жизнь, воспитавший целую плеяду выдающихся игроков. Он создал команду, которую невозможно было победить: серебряные медали были для него неудачей, и только так он учил всех. Виктор Васильевич – настоящий патриот своей страны.

А гости все прибывали и прибывали. Руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов, министр обороны Сергей Шойгу, президент и председатель правления компании "Роснефть" Игорь Сечин, президент Олимпийского комитета России Александр Жуков, глава КХЛ Александр Медведев. Ветераны Владимир Юрзинов, Борис Михайлов, Борис Майоров, Владимир Лутченко, Александр Якушев, братья Александр и Владимир Голиковы, Ирек и Сергей Гимаевы, Алексей Касатонов, Валерий Каменский, Павел Буре, Евгений Давыдов, Илья Бякин, Сергей Немчинов… На пять минут зашел проститься с Виктором Васильевичем сенатор Вячеслав Фетисов.

Знаменитый диктор советской эпохи Игорь Кириллов уникальным бархатным баритоном зачитал телеграммы с соболезнованиями от Президента России Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева.

Остался верен себе лидер ЛДПР Владимир Жириновский, выступивший с пламенной патриотической речью.

Владимир Юрзинов-старший был человеком, которому прощальная речь у гроба далась тяжелее всего. У мэтра то и дело перехватывало горло, тяжело подбирались слова, взгляд был горестен. Как у фронтовика, потерявшего любимого однополчанина. Безутешность Владимира Владимировича не могла удивить никого. Сколько он пережил под одной с Виктором Васильевичем тренерской шинелькой – не перечесть. Тандем работал 15 лет с перерывом, в их совместной коллекции шесть золотых медалей мировых первенств, две олимпийские победы, Кубок вызова и Кубок Канады.

Вслед за Юрзиновым к гробу подошел гвардейски чеканящий шаг Владимир Плющев. И, возложив цветы, уступил место Борису Михайлову. Выглядело символично: три бывших коллеги Тихонова по работе со сборной подряд.

Быстрым шагом, словно боясь опоздать, в зал ворвался Зинэтула Билялетдинов с цветами. Накануне вечером его "Ак Барс" в яростной схватке по буллитам уступил "Салавату Юлаеву", но опытный специалист не стал горевать об упущенной победе, сел в самолет и примчался проститься с первым тренером, пригласившим его в национальную команду.

– Тихонов рискнул и включил меня в экспериментальный состав сборной на Кубок Канады в 1976 году. Поэтому я многим обязан Виктору Васильевичу как игрок. И после окончания карьеры хоккеиста продолжал с ним много общаться. Он мне очень помог как тренеру, делился идеями, которые я использую в своей работе.

РОЛИК ОТ ЛАРИОНОВА

Приехал штаб сборной – уже упоминавшийся генеральный менеджер Андрей Сафронов, главный тренер Олег Знарок, его первый помощник Харийс Витолиньш. Наставник московского "Динамо", ближайшего соперника ЦСКА в чемпионате КХЛ, напомнил о вкладе Тихонова в развитие латвийского хоккея. Четвертое место в чемпионате СССР-1977, которое заняло рижское "Динамо", руководимое Виктором Васильевичем, сродни вертикальному взлету. Спустя 11 лет Владимир Юрзинов, друг и соратник Тихонова, приведет латвийцев к серебру.

При взгляде на отдавших дань памяти Сафронова, Знарка, Витолиньша подумалось, что у нашей страны больше не осталось живых тренеров, выигрывавших Олимпийские игры. И оттого ответственность на штабе национальной команды нынче особая. Россия просто не имеет права заставить ушедшего на небеса Виктора Васильевича ждать наследников чересчур долго.

Ученик Тихонова Вячеслав Буцаев, возложив цветы, долго-долго обсуждал что-то с одноклубником и партнером по звену в последнем звездном тихоновском ЦСКА. И несостоявшимся коллегой по работе в ХК "Сочи" Павлом Буре.

– Виктор Васильевич – самый выдающийся отечественный хоккейный тренер, – подчеркнул Буре. – Он так много сделал для нашего вида спорта, что его можно назвать целой эпохой в его истории. Тихонов дал шанс не только мне, но и еще трем-четырем поколениям хоккеистов.

– Во многом благодаря Тихонову я имел честь тренировать ЦСКА, – сказал словацкий специалист Юлиус Шуплер. – Мы не раз с ним встречались, и эти моменты останутся в моей памяти навсегда.

Из Омска отпустили попрощаться с мэтром травмированных игроков "Авангарда", воспитанников школы ЦСКА Сергея Широкова и Максима Гончарова.

– Смерть Виктора Васильевича – трагедия для всего хоккея, он очень много сделал для этой игры, – сказал бывший капитан красно-синих Широков, который два года назад приходил и на похороны народного хоккеиста Владимира Крутова. – Я в ЦСКА с малых лет, и Тихонов первый человек, которого я увидел. Все мы смотрели на него как на икону. Вспомнить какой-то один момент тяжело. В памяти всплывает многое. Тяжело осознавать, что такого человека с нами больше нет.

Вспоминали Виктора Васильевича и ветераны того поколения, что постарше Якушева с Третьяком. Прославленные гости, собравшись вокруг вице-президента ФХР Игоря Тузика, сходились во мнении:

– Тихонов велик еще и тем, что у каждого хоккейного человека засел в памяти хотя б один суперматч с его участием. И неважно, по какую сторону баррикад ты находился.

Впрочем, после ухода Виктора Васильевича по другую сторону баррикад остается разве что Игорь Ларионов. И то на видеокубе прокрутили ролик с его соболезнованиями.

ПРОВОДИЛИ, КАК ВЕЛИКОГО АРТИСТА

Футбольный армейский клуб, чемпион России последних двух сезонов, делегировал на похороны наставника Леонида Слуцкого, капитана Игоря Акинфеева и Василия Березуцкого.

– Весь наш спорт, вся наша страна понесли тяжелую утрату. Ушла настоящая легенда. Все наше поколение воспитывалось на победах хоккейной команды ЦСКА, – заявил Слуцкий. – Я часто общался с Виктором Васильевичем, слушал советы и кое-что взял из его методик.

Почтить память мэтра пришли тренеры-победители Валерий Газзаев, Олег Романцев, Георгий Ярцев. А также амбициозная футбольная президентша Ольга Смородская, экс-глава большого ЦСКА.

– Ушел не просто великий тренер, но и великий гражданин, который всю жизнь положил на то, чтобы наш хоккей процветал. И, самое главное, он воспитал плеяду великолепных мастеров, которые защищали честь страны на Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы. И он увидел на площадке своего великолепного внука, который будет продолжать династию Тихоновых, – сказал Ярцев.

К концу панихиды примчался еще один VIP-кортеж. Рене Фазель вошел на арену в компании бывшего президента Оргкомитета "Сочи-2014" Дмитрия Чернышенко. Глава ИИХФ, кстати, собирался произнести прощальное слово на русском языке. И признался, что лишь в последний момент отказался от рискованной идеи:

– Боялся, что от волнения запутаюсь.

Спустя два с половиной часа после начала церемонии прощания Ледовый дворец закрыли для посетителей. Когда гроб с телом тренера выносили на улицу, люди, глотая слезы, аплодировали. Как в театре, когда в последний путь провожают великих актеров.

Похоронили Виктора Васильевича на Ваганьковском кладбище. Рядом с основателями нашей хоккейной школы Анатолием Тарасовым и Аркадием Чернышевым. Мутко публично пообещал, что имя Тихонова вскоре будет увековечено.

11