Сергей Капустин
Родился 13 февраля 1953 года в Ухте.
Нападающий, воспитанник «Нефтяника» (Ухта).
Выступал за «Крылья Советов» (1971-77), ЦСКА (1977-80), «Спартак» (1980-86), австрийские «Инсбрук» (1986-87) и «Зальцбург» (1987-88).
Четырехкратный чемпион СССР (1974, 1978-80). В чемпионатах СССР сыграл 517 матчей, набрал 451 (277+174) очко.
Семикратный чемпион мира (1974, 1975, 1978, 1979, 1981, 1982, 1983). Олимпийский чемпион (1976), обладатель Кубка Канады (1981).
Скончался 4 июня 1995 года.
Один из лучших левых нападающих в истории отечественного хоккея Сергей Капустин в жизни был невероятно скромным и при этом порядочным человеком. Наверное, поэтому почти никогда не лез вперед, чтобы насладиться заслуженной славой. Даже сейчас, когда роль СМИ в любом виде спорте огромна, из него бы вряд ли удалось слепить медийную фигуру.
Уроженец Ухты в столицу перебрался в 18 лет и даже после массы выигранных титулов вел себя очень сдержанно. Хотя мог себе многое позволить. Это был классный форвард с прекрасным катанием, особенно для своих габаритов, приличным броском, креативностью и чувством гола. Дело не только в заброшенных шайбах и титулах. Капустина ценили совсем не за красивые цифры в статистике. Своей интеллигентной, элегантной и почти уникальной манерой игры он влюбил в себя совершенно разных болельщиков, переживавших за «Крылья Советов», ЦСКА, «Спартак» и сборную СССР.
О нем вспоминают даже спустя долгое время. В 2020 году вышла книга, посвященная жизненному пути замечательного игрока. Одним из ее авторов является известный журналист Леонид Рейзер. Он еще пять лет назад опубликовал замечательную статью о Капустине на сайте КХЛ, поговорив со вдовой хоккеиста Татьяной и теми, кто его знал, о самых памятных моментах в жизни Сергея.
— Капустин обладал огромной физической силой и здоровьем, — вспоминал партнер форварда по тройке «Крыльев Советов» Сергей Котов. — Это был хоккеист от бога, наделенный невероятным чувством гола и умением сделать игру в самые критические для команды моменты.
В нынешние времена спортсмены созревают долго и могут до 22-23 лет ходить в подающих надежды. Капустин уже в 16 лет удачно дебютировал во взрослом хоккее за родной «Нефтяник», выступавший в четвертом по силе дивизионе советского хоккея. С переходом в «Спартак», где он был на просмотре, что-то не сложилось и юный талант оказался на свое счастье в «Крыльях Советов».
В команде из Сетуни под руководством главного тренера Бориса Кулагина северянин заиграл без особых трудностей, став важным элементом второго звена, и после нескольких хороших сезонов завоевал с ней золотые медали. По тем временам это была невероятная сенсация. «Крылья» опередили ставший вторым ЦСКА в таблице на 11 очков (тогда за победу присуждалось два балла).
Капустин на волне успеха попал в сборную СССР и очень здорово проявил себя на дебютном чемпионате мира. Форвард набрал 11 (10+1) очков и стал лучшим снайпером турнира вместе с чехословаком Вацлавом Недомански. К шайбам в ворота восточных немцев, поляков и посредственных в те годы финнов можно отнестись без особого восторга. Но Капустин позднее забивал и более серьезным соперникам — командам НХЛ в рамках клубных суперсерий, канадцам, чехам и шведам. Больше других запомнился его победный гол на ЧМ-1978. Капустин, вышедший на игру против Канады с температурой, в конце матча умчался «один в ноль», резко дал по тормозам, сбросив с себя защитника соперника, и бросил в девятку, прежде чем его успел толкнуть другой оппонент.
В национальной команде форвард ярче всего он проявил в тройке с Хельмутом Балдерисом и Виктором Жлуктовым, вместе с которыми провел три сезона в ЦСКА. В армейский клуб его уговорами и посулами пытался затащить в 1977 году Виктор Тихонов. Капустин, обязанный многим «Крыльям», не поддавался и стоял на своем. Тогда ЦСКА включил административный ресурс.
— Муж все повторял: «Танюль, ну как я буду своим ребятам в глаза смотреть, если соглашусь перейти в ЦСКА?!» — вспоминала супруга хоккеиста. — Он к домашнему телефону перестал подходить. Так его подловили на улице в Сетуни и отвезли в военкомат. Это сделали в нарушение всех правил, ведь у мужа как у игрока сборной была официальная отсрочка от службы в армии.
Тихонов рассчитывал, что тройка Капустин-Жлуктов-Балдерис сможет составить конкуренцию сочетанию Харламов-Петров-Михайлов. Этого не произошло, хотя временами звено блистало. С горем пополам через три года армейской командировки Капустин вырвался в «Спартак», где тогда работал Кулагин. Попав к своему тренеру, нападающий заиграл еще ярче, несмотря на серьезную личную трагедию — летом 1980-го из-за неправильных действий врачей в Алуште скончался его маленький сын Сергей.
Взять титул с красно-белыми, как было с прошлыми командами, Капустину не удалось. Хотя уже в первом сезоне в спартаковской форме он установил личный рекорд результативности — 63 очка. Затем были очередное золото чемпионата мира и место в символической сборной турнира. Самая серьезная победа советского хоккея на Кубке Канады-1981 также состоялась при его непосредственном участии. В решающем матче сборная СССР разгромила канадцев 8:1.
«Спартаковская» тройка Капустин-Шепелев-Шалимов проявила себе классно: на счету центрфорварда оказался хет-трик. Что же касается нашего героя, то по-прежнему держался скромно, о чем вспоминали его товарищи. Удивительным для мира спорта событием, где эгоизм в порядке вещей был и остается всегда, стал отказ Капустина от поездки на Олимпиаду-1984 в Сараево. Нападающий посчитал, что хроническая травма паха помешает ему сыграть в полную силу, поэтому не захотел подводить команду, чем удивил Тихонова и его помощника Юрзинова. По тем временам, когда любая заграничная поездка с большими шансами на первое место сулила блага, такой поступок игрока за два дня до объявления состава на Игры воспринимался как что-то нереальное.
Карьеру Капустин завершил в Австрии и в новой роли не нашел себя, не сумев заставить себя стать тренером. Ему не хватало жесткости и решительности. Мягкость характера помешала ему найти себя после хоккея. Торговля, бизнес — это было не его. Лишь в играх за ветеранов он снова чувствовал себя счастливым человеком. Жизнь Капустина оборвалась по нелепой случайности, когда ему было всего 42 года.
— Сережа не мог летом пройти мимо любого водоема, — вспоминала жена. — Искупаться надо было, потому что и давление снижалось (Капустин был гипертоником на протяжении всей карьеры. — Прим. «СЭ»). Будто оправдывал то, что он Водолей, хотя по характеру ничего общего с этим знаком не было. Однажды возвращается домой, вижу большую такую ссадину на локте: во время купания обо что-то острое ударился. Я продезинфицировала ранку и сказала, чтобы в травмпункт зашел. Махнул рукой. Назавтра началось воспаление. Поднялась температура. Только тогда согласился ехать в больницу. Заражение крови. А иммунитета почти никакого не осталось. Врачи оказались бессильны ...