Кубок мира. Статьи

10 октября 2016, 15:30

Марк-Эдуард Власик: "Как мы закрывали Овечкина"

Игорь Рабинер
Обозреватель
Обозреватель "СЭ" побеседовал с одним из лучших защитников НХЛ, который в паре с Ши Уэбером в полуфинале Кубка мира КанадаРоссия наглухо закрыл Александра Овечкина.

Игорь РАБИНЕР
из Сан-Хосе

ПОЧЕМУ ЕГО НАЗЫВАЛИ "СОЛЕНЫМ ОГУРЦОМ"

Уже второй крупнейший турнир сборных кряду вроде бы не такой уж рослый (185 см) и мощный защитник "Сан-Хосе" Марк-Эдуард Власик – страшный сон лучших звеньев и главных звезд команд-соперниц. В Сочи-2014 Майк Бэбкок впервые отрядил канадца хорватского происхождения обесточивать самые мощные вражеские "электростанции", в Торонто-2016 этот процесс в паре с Ши Уэбером триумфально продолжился. В частности, на себе его испытали два крайних форварда первого звена сборной России – Александр Овечкин и Владимир Тарасенко, с которыми по очереди выходили разные центры. После этого матча главный тренер "Кленовых листьев" Майк Бэбкок не скупился на комплименты Власику.

В чем его секрет, я спросил Евгения Набокова, который прежде с ним играл, а теперь – тренирует. "Он очень, очень умный защитник, – ответил экс-голкипер "Акул". – Внешне не выглядит особенно мощным – но на самом деле чрезвычайно крепкий. Отлично видит поляну, может отдать. Если бы у него была еще такая же способность помногу забивать и отдавать голевые передачи, он мог бы спокойно претендовать на "Норрис Трофи". Иногда посмеиваюсь над ним, говорю: "Ну когда ты, наконец, забьешь хотя бы 15 голов за сезон?" У него, по-моему, максимум – девять. Нет, он может подключаться, но все-таки в большей степени "домосед"."

Домосед домоседом, а очков на Кубке мира Власик, представьте, набрал больше, чем вообще любой из сборной России! У него – четыре, у лучших из наших – Кучерова, Овечкина, Малкина и Телегина – по три.

Кстати, как его все-таки правильно называть – Власиком или Власичем? В российской прессе доводилось также видеть такие вариации, как "Влэсик", "Влэсич" и даже "Влэшик". Нет лучшего способа, чем уточнить у самого защитника.

– По-хорватски, конечно, правильно говорить Власич, – объяснил мне хоккеист. – Но оттуда в Канаду уехал еще мой прадед, и на языке предков я совсем ничего не знаю. И в Канаде меня с детства все называют Власиком, и я к этому настолько привык, что не возражаю. Пусть как хотят, так и называют.

– Доводилось читать, что вам потребовалось восемь лет, чтобы избавиться от прозвища Pickles ("Соленые огурцы"). Откуда оно вообще взялось?

– А вы зайдите в любой американский продуктовый магазин, найдите отдел с солеными огурцами и приглядитесь, что написано на стеклянных банках. Фирма, которая производит самые популярные огурцы, так и называется – Vlasic Pickles. Куда мне после этого было деться от такого прозвища? (Улыбается.)

Марк-Эдуард ВЛАСИК с Кубком мира. Фото AFP
Марк-Эдуард ВЛАСИК с Кубком мира. Фото AFP

КЕННЕВИЛЬ ПОПРОСИЛ НЕ ДАВАТЬ ОВЕЧКИНУ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА

– От соленых огурцов перейдем к Кубку мира-2016. Можете рассказать, что было главным в нейтрализации Александра Овечкина и его звена?

– Я играл в паре с одним из лучших защитников НХЛ – Ши Уэбером, что сделало мою работу намного более легкой. Есть два ключевых слова – "время и пространство". Играя против любого сильного хоккеиста, нельзя давать ни того, ни другого. Мне не раз доводилось играть в НХЛ против Тарасенко, Овечкина, Кузнецова, который чаще всего с ними выходил. Максимально ограничить их во времени и пространстве было главным. И нам это удалось.

– Сказать-то легко. Но какова специфика противостояния фирменным щелчкам Овечкина из левого круга вбрасывания и кистевым броскам Тарасенко?

– Все время находиться к ним лицом – и, повторяю, забрать у них все возможное время и пространство. Если ты дашь им провести хоть чуть-чуть времени с шайбой, оба они могут придумать что-то такое, что, например, мы видели в матче России с Финляндией. Внимательно разбирали этот эпизод. У Овечкина появилось время и пространство, и он тут же нашел Тарасенко пасом на пустые ворота. Если не допустите этого, то перекроете им атаку!

– Правильно ли, например, говорить, что Овечкин стал предсказуемым игроком, которого трудно остановить, но не так сложно "прочитать"? На уровне сборных он посредственно играет уже третий турнир подряд с участием всех сильнейших.

– Нет. Просто, когда ты оказываешься на турнирах, подобных Кубку мира, сильнейшие здесь играют против сильнейших. Возможно, иногда в домашних матчах "Вашингтона" он появляется на льду так часто и в любой момент, что соперники не успевают всегда выпускать против него ведущую пару защитников. А третья-четвертая пара защитников клубов не может ему на равных противостоять.

В матче же, допустим, с Канадой против него выходим мы с Уэбером. Или против Бернса с Пьетранджело. Тут кого не возьми – все лучшие. В этой ситуации трудно сделать свое дело, потому что соперники тоже обладают мастерством и знают, что к чему.

– Кто из тренеров сборной Канады отвечал за действия в защите и давал вам подробную установку, в частности, на эту игру?

– Мы со всех сторон и по всем позициям оказались готовы отлично. "D coach", то есть тренером, отвечающим за защиту, у нас был Джоэль Кенневилль. Очень умный специалист, который тонко понимает игру. Как, впрочем, и все остальные члены штаба сборной Канады.

– А кто отвечал за игру в меньшинстве? В той же игре с Россией, когда у вашего соперника оказывалось численное преимущество, у Канады шансов забить было гораздо больше.

– Давайте будем откровенны: наше большинство тоже было далеко от идеала. Если не ошибаюсь, мы забили всего одну шайбу за весь турнир (Власик ошибается: три. Вероятно, он успел забыть о двух голах в большинстве в первом матче против Чехии. – Прим. И.Р.). На таком уровне ты всегда играешь против отличных "убийц" большинства.

Наше меньшинство действительно было в полном порядке, а заведовал им Клод Жюльен. Маршан, Бержерон, постоянно выходившие, когда мы вчетвером оказывались против пятерых, – по-настоящему умные парни. А когда за твоей спиной – такой вратарь, как Прайс, который останавливает любые броски, даже работа в меньшинстве значительно облегчается.

Марк-Эдуард ВЛАСИК и Евгений МАЛКИН. Фото REUTERS
Марк-Эдуард ВЛАСИК и Евгений МАЛКИН. Фото REUTERS

В ТОРОНТО НАМ ПРЕДЛОЖИЛИ ЖИТЬ ВМЕСТЕ С СЕМЬЯМИ. НЕКОТОРЫЕ ТАК И СДЕЛАЛИ

– Какие были ощущения, когда ближе к концу второго периода Россия повела у вас – 2:1?

(Хмыкает) – Это хоккей! Невозможно, чтобы на таком уровне твоя команда всегда вела в счете. Бесспорно, проигрывать было неприятно. Но главное ведь, как команда на такой поворот событий реагирует. Все закончилось тем, что мы выиграли этот матч. Значит, получить этот гол нам нужно было, чтобы встряхнуться и развернуть игру в противоположном направлении. В данном случае мы сравняли счет быстро, но бывают и более драматичные случаи, когда по ходу матча проигрываешь – 0:3, а в итоге побеждаешь – 4:3.

– Матч у России вы выиграли в первой половине третьего периода. Как тренеры в перерыве поменяли игру "Кленовых листьев"?

– Никак. Нам как раз сказали не отказываться от того хоккея, который мы показывали в первых двух периодах. У нас было очень много бросков – просто они не заходили. А в третьем – стали заходить. Бобровский играл очень хорошо против нас – кстати, так же, как и в финальных матчах Галак. Но мы все равно оказались сильнее.

– Вообще, какое противостояние для вас значит больше, – с Россией или с США?

– На международном уровне я играл против русских три раза, а против американцев – шесть. Но лично мне все равно, против кого выходить, абсолютно на всех настраиваюсь одинаково. Знаю, что все команды одинаково сильно хотят обыграть Канаду.

– Но историческое словосочетание "Канада – Россия" для вас в принципе что-то особое значит?

– Не думал о матче в каком-то историческом разрезе. Просто воспринимал Россию как очень хорошую, опасную и чрезвычайно талантливую команду. Тем более что это был один матч, а не серия до двух побед. А в одном матче плей-офф, полуфинальном, произойти может что угодно. Это была очень большая игра для нас. И это большое удовольствие и приятное волнение – играть в матчах такого типа.

– А кого больше хотели заполучить в полуфинале – Россию или Северную Америку?

– Это уж точно находилось за пределами моего контроля – в отличие от того, что происходит в наших собственных матчах. Захочешь кого-то больше, получишь другого – и тем самым заранее вгонишь себя в какое-то пессимистическое настроение. А если получишь того, кого хотел, – в самоуверенность. Поэтому лучше о таких вещах вообще не думать и выходить против тех, кто тебе выпал.

– Другой российский вратарь, Евгений Набоков, цитируя игроков "Кленовых листьев", рассказал, что в Торонто федерация хоккея Канады создала семьям хоккеистов великолепные условия, постоянно окружала их вниманием. Это действительно так?

– Безусловно. Федерация проделала отличную работу. Между прочим, всем игрокам сборной Канады предложили, чтобы семьи находились прямо с нами в номерах. Часть хоккеистов так и сделала, часть семей осталась в Westin, официальном отеле Кубка мира – тут уж кому как удобнее. Но в любом случае на каждом без исключения турнире для наших семей создаются все возможные условия.

Никита КУЧЕРОВ и Марк-Эдуард ВЛАСИК. Фото AFP
Никита КУЧЕРОВ и Марк-Эдуард ВЛАСИК. Фото AFP

МЕЧТАЛ БЫ СЫГРАТЬ ПРОТИВ БУРЕ, ЧЕЙ СВИТЕР ВИСЕЛ У МЕНЯ НАД КРОВАТЬЮ

– Читал, что ваш кумир детства (как, кстати, и Джека Айкела) – Павел Буре. Как это вышло?

– Я родился в Монреале и маленьким смотрел по телевизору каждый матч "Канадиенс". А когда он заканчивался, из-за разницы во времени чаще всего начинались игры "Ванкувера" или "Калгари". Тогда-то я на Буре и "подсел". Правда, поскольку было уже поздно, отец далеко не всегда разрешал мне эти вечерние матчи смотреть. Но когда это все-таки удавалось, я просто сходил ума от того, что Буре вытворяет с шайбой. Он был невероятен.

Когда мы с братьями играли в хоккей на асфальте около дома, я всегда был "Буре". Над моей кроватью в доме висел его ванкуверский свитер. Думаю, у меня была абсолютно каждая карточка с ним, которая только выпускалась. Не забуду, как его свитер буквально развевался на нем от ветра, когда он набирал скорость.

– На льду вы ведь так и не пересеклись.

– Да, он закончил карьеру после сезона-2002/03, а я первый сезон в НХЛ провел в 2006/07. Выходил против Джо Сакика, Билла Герина, Майка Модано, Кита Ткачука, Роба Блэйка – и думал, какой же я счастливый, что могу играть против таких легенд. Но еще круче для меня было бы выйти против Буре. Я бы мечтал сыграть против него. Лично, кстати, мы не знакомы.

Он ведь приезжал на Кубок мира. И там не встретились?

– А разве он там был?

– Да, приезжал на несколько дней.

– Жаль, не знал об этом. Может, когда-нибудь и удастся познакомиться.

– Как думаете, с вашим нынешним опытом и умением связывать по рукам и ногам ведущих игроков соперников нашли бы управу на Русскую Ракету?

– Мне бы очень хотелось так думать (улыбается).

Джо ТОРНТОН, Павел ДАЦЮК и Марк-Эдуард ВЛАСИК. Фото REUTERS
Джо ТОРНТОН, Павел ДАЦЮК и Марк-Эдуард ВЛАСИК. Фото REUTERS

НИЧТО НЕ МОЖЕТ СРАВНИТЬСЯ С ОЛИМПИАДОЙ

– Было ли вам в Сочи сложнее, чем в Торонто, из-за непривычно больших площадок?

– Везде сложно. В Сочи было труднее создать голевые моменты, поскольку площадка такая большая. Это уменьшало количество бросков. На маленьком льду бросков намного больше – что создавало некоторые дополнительные сложности для защиты. Но когда ты играешь против лучших хоккеистов в мире, обороняться сложно всегда.

– В целом какие воспоминания у вас остались от Сочи? И можно ли тот турнир по организации сравнить с Кубком мира?

– Это Олимпиада! Самое престижное спортивное событие в мире. Как спортсмен, считаю, что ничто не может сравниться с нею.

– Обсуждали, кстати, в канадской команде возможную поездку – или непоездку – на Олимпиаду-2018 в Пхенчхан?

– Давайте подождем 1 января следующего года, когда будет оглашено окончательное решение. Конечно, я был бы рад, если бы НХЛ разрешила своим игрокам поехать на Олимпиаду. Они заслужили этого права. Как спортсмен, считаю, что лишить нас его будет неправильным.

– Канада – непобедима?

– Прямо сейчас все выглядит именно так. Но до Олимпиады осталось еще два года, а за такой срок кое-что может измениться. И там нам нужно будет выходить и защищать наш титул, не думая о том, что мы заведомо сильнее кого-то.

Наиль ЯКУПОВ забрасывает шайбу в ворота, которые пытается заблокировать Марк-Эдуард ВЛАСИК. Фото REUTERS
Наиль ЯКУПОВ забрасывает шайбу в ворота, которые пытается заблокировать Марк-Эдуард ВЛАСИК. Фото REUTERS

УВЕРЕН, ЧТО В "МОНРЕАЛЕ" У РАДУЛОВА ВСЕ БУДЕТ В ПОЛНОМ ПОРЯДКЕ

– Поддерживаете ли контакт с вашим одноклубником по юниорскому клубу "Квебек Ремпартс" Александром Радуловым? Получится ли у него, на ваш взгляд, в "Монреале"?

– Мы не общались с той поры, когда Радулов уехал из НХЛ. Он технически очень одаренный игрок, и уверен, что в "Монреале" у него все будет в полном порядке.

– Удивились ли отсуствию Радулова и Ильи Ковальчука в заявке сборной России на Кубке мира?

– Это решение руководства российской сборной, и я не знаю, чем оно объясняется.

– А чем объясняется то, что вы, защитник в большей степени оборонительного плана, на Кубке мира набрали больше очков, чем даже самые знаменитые форварды сборной России?

– Вот как!

– Неужели вы этого не знали?

– Ладно, буду честен: знал. Самый оборонительный из защитников лидирует на турнире по числу очков среди игроков обороны. Это прикольно, парадоксально. А объяснение простое – я играл с классными партнерами. Когда выходишь с такими людьми на лед, это во всех отношениях делает твою работу намного проще. В том числе и по набору очков.

– Лучший из этих лучших, с которыми вы играли – Сидни Кросби. Его с уверенностью можно назвать сильнейшим хоккеистом планеты на сегодня?

– Кубок мира был турниром для лучших игроков мира. Абсолютно лучших. И он выиграл звание MVP этого соревнования. Сильнейший ли он на планете после этого? Возможно (улыбается).

– Что он за человек в раздевалке – тихоня или весельчак?

– Он спокойный парень, хотя кое-что может сказать и в раздевалке. Громко он говорит на льду. Своей игрой.

– Помню, как в четвертом матче финальной серии Кубка Стэнли вы выкинули Кросби за борт, теперь же были одним из лучших его партнеров. Выигрыш Кубка мира снял горечь разочарования от проигрыша "Питтсбургу" в финале?

– Лично я воспринял все так: после финала все в любом закончилось, и нечего по этому поводу слишком сильно и долго переживать. Все равно ты не имеешь возможности вернуться назад и возвратить все потерянное. Надо не оглядываться, а идти вперед, работать в следующем сезоне. Честно вам говорю: спустя пару дней после того, как финальная серия закончилась, я забыл о ней. Отдохнул, потом сфокусировался на Кубке мира, сделал все от меня зависящее, чтобы мы его выиграли. А теперь, когда это произошло, я весь – в новом сезоне НХЛ. И сконцентрируюсь на том, чтобы выиграть Кубок Стэнли. Сезон начался действительно хорошо!