7 сентября 2016, 13:30
ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ: ТРИ ПЛЮС ОДИН
Дацюк – Малкин – Тарасенко
Овечкин – Кузнецов – Кучеров
Панарин – Шипачев – Дадонов
Телегин (Наместников) – Анисимов – Кулемин
Безошибочно раскидать по четырем тройкам больше десятка российских звезд атаки – задача практически невозможная. С тремя звеньями чуть попроще. Олег Знарок до последнего сомневался, нужно ли везти в Торонто экс-питерскую тройку в полном составе, но конкуренты Шипачева и Дадонова отвалились один за другим: Ковальчук выбыл из гонки еще во время плей-офф КХЛ, Радулов своим демаршем убедил тренера в ненадежности, а в случае Мозякина свою роль сыграли возраст и травмы.
Правда, тройка, созданная Вячеславом Быковым, специфическая – уровень комбинаций и технического оснащения что ни на есть элитный, а вот умение играть под давлением топ-оппонентов вызывает вопросы. Новый армейский вариант, в котором Панарина заменил Гусев, был хорош лишь против середняков и аутсайдеров КХЛ, но в результате оказался несостоятельным даже на внутренней арене – ЦСКА в финале Запада это звено уничтожил. Артемий гораздо более скоростный игрок, чем его преемник в СКА, и не боится силовой игры – ему не нужен кристально чистый лед, чтобы набирать очки. Однако неидеален и Панарин. Оба поражения сборной в плей-офф чемпионатов мира при Знарке (от канадцев и финнов) не удались всей тройке Шипачева в целом, а оба наших обидчика к Торонто только усилились.
Аналогия напрашивается: прошлая российская супертройка Зарипов – Зиновьев – Морозов громила почти всех, но матчи с самым физически мощным соперником (канадцами) у них не складывались что в злосчастном Ванкувере, что на чемпионатах мира. Однако же закладываться на встречу с "кленовыми листьями", до которого можно и не добраться, смысла нет. Хватило Сочи и бесполезных попыток Билялетдинова забетонировать нижние звенья. Кроме тройки Дацюка тогда провалились все, а ведь до Олимпиады не добрались первоначально заявленные Соин и Кокарев.
В сборной у "шипачевцев" будет роль, которую в СКА исполняет звено Прохоркина: техничное третье звено, спрятанное от лучших сил соперника, но способное забивать не хуже партнеров из первых двух троек. Возвращаясь к Ванкуверу – именно такая задача была у сочетания Зиновьева.
Из остальных десяти нападающих шестеро – игровики (и только Дацюка из них можно назвать двусторонним форвардом), четверо – универсалы. На бумаге все просто: к старой связке Анисимов – Кулемин крепится Телегин или Наместников, а внутри топ-шестерки остается найти идеальные связки и сформировать еще два ярких атакующих звена. В сборной непривычно много центров (пятеро, не считая Телегина и Наместникова, способных сыграть на любой позиции), и кому-то придется подвинуться на край.
На первой тренировке Знарок ожидаемо свел вместе вашингтонскую парочку Овечкин – Кузнецов, "настрадавшуюся" на чемпионате мира с Широковым и Бурмистровым. На этот раз "столичным" повезло: если в сборной и есть какой-то игрок, способный подстроиться под партнеров не хуже Дацюка, так это Никита Кучеров – пожалуй, самый недооценная российская звезда НХЛ.
Кучеров одинаково хорош как снайпер и ассистент, не боится ни силовой борьбы, ни игры на пятачке (часто забивая после подправлений шайбы), и не страдает главной проблемой всех русских "суперстаров" – неумением сыграть не первую, а вторую или даже третью скрипку. Правда, как и его партнеры по "Тампе" Наместников и Нестеров, во взрослой сборной он новичок. Но только понадобится ли опыт чемпионатов мира в Торонто?
Остается еще одна супертройка: Дацюк – Малкин (на вбрасываниях предпочтительнее будет Павел) – Тарасенко. Роли предельно понятны – диспетчер-универсал, индивидуально самый сильный российский форвард и топ-снайпер. Жаль, что в Минске Знарок связку Малкин – Тарасенко так и не попробовал. Глядишь, и тогда бы избежал многих проблем, и сейчас найти химию было бы немного попроще.
ВАРИАНТ ВТОРОЙ: ВОЛШЕБНИК ДЛЯ ОВЕЧКИНА
Овечкин – Дацюк – Тарасенко (Кузнецов)
Кучеров – Малкин – Кузнецов (Тарасенко)
Панарин – Шипачев – Дадонов
Телегин (Наместников) – Анисимов – Кулемин
Факт первый: Овечкин – лучший снайпер мирового хоккея. Факт второй: Овечкин – вероятно, самый сложный партнер, которого только себе можно представить. Александр стал заложником собственных достоинств: если он может забить с любой позиции, то зачем ему делиться шайбой, рискуя допустить потерю? Лучше бросить по воротам самому. Овечкин сохранил к тридцати годам 50-головый темп, но окончательно похоронил в себе неплохой навык ассистента – а ведь в первые шесть сезонов в НХЛ он отдавал не меньше 45 передач за регулярный чемпионат!
В "Вашингтоне" есть удивительный альтруист Никлас Бэкстрем, который вечно бросающему партнеру как нельзя подходит. Кузнецов – не менее гениальный диспетчер, но не без хорошего эгоизма: иногда он не сдерживается и тянет одеяло на себя. А Барри Тротц использовал русскую связку постольку-поскольку и в долгосрочной перспективе их не наигрывал. Фрагментами Кузнецов с Овечкиными творили чудеса, но ни в Кубке Стэнли, ни на чемпионате мира из их сотрудничества не вышло ничего путного.
А если не выйдет и в Торонто, то придется искать альтернативу, так как когда топ-форварды мучительно ищут попытки выхода из кризиса, страдает вся команда. Вряд ли Знарок удумает вернуть сочинский вариант с Малкиным и Овечкиным, от которого так и не отказался упрямый Зинутэла Билялетдинов, а значит – в случае новых нестыковок вашингтонцев вся надежда на Дацюка. Тогда Кузнецову надо будет вернуться на старую позицию на фланге, а, может, даже и сменить тройку.
ВАРИАНТ ТРЕТИЙ: НУЖЕН РУССКИЙ КЕЙН
Кулемин – Малкин – Тарасенко
Овечкин – Дацюк – Кучеров
Панарин – Анисимов – Кузнецов (Дадонов)
Телегин – Наместников (Шипачев) – Дадонов (Кузнецов)
Однако что, если аксиома о незыблемости экс-тройки СКА окажется неверной? Вдруг тот же Шипачев, никогда не игравший на маленьких площадках, подтвердит обвинения в "плюшевости", которые преследовали его полкарьеры, и окажется не готов к игре против лучших сборных мира? План Б здесь очевиден: использовать другой наигранный вариант, чикагский – Панарин – Анисимов.
Правда, в их звене с Патриком Кейном, одном из самых результативных в прошлом сезоне в НХЛ, внутренняя химия немного иного сорта. Если тройку Шипачева легко можно разложить на три пары форвардов, которые не сильно страдают от смены партнера, то Панарин – Анисимов и Анисимов – Кейн настоящими связками назвать нельзя. Сугубо рабочая роль Артема предполагает отвлекающие маневры, подстраховку сзади и минимальное владение шайбой. В сезоне 2015/16 "Чикаго" забросило 15 голов, в которых поучаствовали все трое, 12 – при участии только Анисимова и Кейна, 7 – Анисимова и Панарина и 42 (!) – Панарина и Кейна. Почувствуйте разницу.
Тройка с двумя "ястребами" может работать, но не без дополнительного элемента – нужен российский клон Кейна. Он есть – но Панарин и так играет в этой тройке, только на левом фланге. Есть ли другие вингеры с задатками элитного плеймейкера? Александр Радулов, несмотря на букет различий с американцем, подошел бы, но его в Торонто мы не увидим. Дадонов больше привычен ко вторым ролям в звене (пусть и очки он набирает не менее исправно, чем тот же Шипачев), так что возможен вариант с Кузнецовым, но ему чуть не хватает снайперских качеств Кейна.
Необходимость найти лишнего форварда в топ-6 может возникнуть и по другой причине. После первой тренировки Знарок заявил, что "определился с двумя звеньями", и с большой вероятностью речь шла о тройках Кузнецова и Шипачева. Не исключено, что тренерский штаб станет использовать магнитогорскую связку Малкин – Кулемин. Николай в НХЛ совсем зачах в плане результативности, но со старым знакомым он частенько преображается (как происходит почти с каждым партнером Малкина). А в оборонительной игре форвард "Айлендерс" – сильнейший в сборной Знарка, и кому как не ему подчищать за взрывооопасным обладателем Кубка Стэнли. В таком случае в четвертое звено отправится Дацюк (этот вариант Знарок сейчас наигрывает на тренировках, разбавляя скорость и напор Телегина и Наместникова своим беспредельным хоккейным интеллектом.
Есть и еще один фантастический вариант, который вряд ли будет воплощен в реальности, но чисто по-болельщицки бы хотелось его увидеть – это тройка Панарин – Кузнецов – Тарасенко. Да, и в самом золотом Баффало-2011 звезды российской молодежки играли в разных звеньях, и пересекались в одной тройке лишь фрагментами. Однако ощущение, что эти ребята зажгут вместе, не покидает. Может, это произойдет на Олимпиаде или Кубке мира через четыре года?
ВАРИАНТ ЧЕТВЕРТЫЙ: БРАГИНСКИЙ
Кулемин – Малкин – Дадонов
Овечкин – Дацюк – Кучеров
Панарин – Кузнецов – Тарасенко
Телегин – Анисимов (Шипачев) – Наместников
Есть и еще один фантастический вариант, который вряд ли будет воплощен в реальности, но чисто по-болельщицки бы хотелось его увидеть – это тройка Панарин – Кузнецов – Тарасенко. Да, и в самом золотом Баффало-2011 звезды российской молодежки играли в разных звеньях, и пересекались в одной тройке лишь фрагментами. Однако ощущение, что эти ребята зажгут вместе, не покидает. Может, это произойдет на Олимпиаде или Кубке мира через четыре года?
По уровню таланта атака сборной России в Торонто уступит лишь канадцам, но это не гарантирует нам даже выход в плей-офф, не говоря уже о финале. Кроме звена Шипачева у Знарка есть лишь потенциально звездные связки и тройки, которые еще только предстоит сложить в один цельный комплект. В Минске ему это удалось (вкупе с отличной физической подготовкой), и команда весь турнир катила по рельсам в нужном направлении без сбоев. В Праге и Москве все прошло не так гладко: то не находилось нужных партнеров Ковальчуку и Тарасенко, то в тройку к Дацюку и Мозякину вынужденно пришлось отправлять очень настырного, но мало подходящего им по стилю Санникова.
В Торонто скидок на обстоятельства не будет: под рукой у тренерского штаба оптимальный состав, и с десяток интересных вариантов, как собрать четыре классных звена, причем как минимум три – атакующих. Но если пазл Знарка в атаке все-таки сложится идеально, и те же Овечкин с Малкиным наконец покажут свой лучший хоккей на турнире с участием всех сильнейших, то кто знает – может и со всеми проблемами в линии обороны сборная России сможет добиться успеха?