Чемпионат мира. Статьи

15 мая 2016, 10:00

Овечкин привыкает, Телегин забивает

Игорь Рабинер
Обозреватель

ЧМ-2016. Предварительный раунд

Игорь РАБИНЕР – о победе над Швейцарией и изменениях в сборной России.

ТЕННИС ОТ КУЗНЕЦОВА И ОРЛОВ-КАСПАРАЙТИС

В четверг мы попрощались с одной сборной России образца ЧМ-2016, в субботу поприветствовали другую. Явление прямо с самолета Овечкина, Кузнецова и Орлова, конечно, не перелицевало команду Олега Знарка до основания, но сделало ее другой. И если до сих пор она с каждым матчем становилась все сильнее, и апогеем этого стали 10:1 у Дании, то шажок назад против Швейцарии был предсказуем. Потому что многое делалось с листа.

В этом нет ровно ничего страшного. В конечном счете, потенциал версии 2.0. этой сборной выше. Другое дело, как тренерам и самим игрокам удастся им распорядиться. Во что может порой превратиться команда звезд, напоминает Питер-2000. Хотя там, конечно, была совсем другая история – сейчас непрекращающейся тусовкой с хоккеистами политиков, деятелей шоу-бизнеса и криминальных авторитетов, слава богу, не пахнет.

Сейчас Кузнецов прилетает с корабля на бал, получает в одной смене травму и с трудом катится на скамейку, в следующей, как ни в чем не бывало, выходит, летит, не замечая соперников, через всю площадку и забивает по-теннисному с лета чумовой гол – пусть и отказывается после игры называть его шедевром.

Сейчас Орлов, атакующий вроде бы защитник, при выходе соперников два в один и попытке его обыграть учиняет самую настоящую лютую мельницу а-ля Каспарайтис на на одном из лучших швейцарских игроков Нидеррайтере – такая и на маленьком-то льду превратилась в диковину. С самого Дмитрия при этом слетел шлем. "Арена Легенд" хором ахнула, а на том свете, не побоюсь этого сказать, разразилась овацией одна из этих самых легенд – Валерий Васильев, очень любивший такие штуки.

Сейчас Овечкин, правда, не забил, хоть и очень старался, нанеся шесть бросков в створ. Жаль, потому что если не забьет и в следующем матче Норвегии, это может превратиться в проблему. Ведь когда суперснайперы не поражают ворота, они начинают нервничать. И брать на себя больше, чем следует. В таких случаях их замыкает на личной результативности, а в итоге страдает команда. Это инстинкт, ничего предосудительного тут нет. Поэтому давайте пожелаем нашей команде, чтобы с норвежцами нашего рекордсмена прорвало.

Для этого, однако, ему нужна гармоничная тройка. По центру, Кузнецову, вопросов нет. А вот правые нападающие – основная головная боль сборной России на ЧМ-2016. Пировали, веселились, подсчитали – прослезились. По разным причинам нет ни Радулова, ни Семина, ни Якупова, ни Зарипова, продолжил свои питтсбургско-аризонские неудачи Плотников – и после прибытия вашингтонцев отправился на трибуну. Когда он при 9:1 в матче с Данией ухитрился отправить шайбу в две штанги одним броском (!), это было квинтэссенцией всего его сезона. Так же, как факт десятой шайбы, заброшенной Панариным, символизировал его супергод.

А в результате этой дискриминации правых форвардов пришлось спешно переводить из центра в крайние Бурмистрова. Сказать, что из этого вышел триумф, будет большим преувеличением. В результате на несколько последних смен в матче с Овечкиным и Кузнецовым вышел 13-й нападающий в этом матче, Широков. И успел забить. И вообще создалось впечатление, что восприятие игры у него ближе к двум нападающим "Столичным", чем у форварда "Виннипега".

На послематчевой пресс-конференции Знарок не стал говорить, кого он поставит в этом звене на следующий матч, но отдельно отметил, что в третьем периоде использовал в этой роли Широкова. Что, по-моему, кое о чем говорит. Ставлю на форварда СКА, по крайней мере, в начале игры с Норвегией.

Не работало на сей раз и у Санникова в звене с новым "тысячником" Мозякиным (какой упоительный гол после финта он засадил в девятину датчанам!) и Дацюком, хоть Знарок и сказал, что форвард "Сибири" сыграл на своем уровне. Но с такими-то партнерами надо подниматься выше этого уровня. Если, конечно, желать с ними играть и дальше. Один гол звено на самом финише встречи забило, но в течение матча взаимопонимание Санникова с именитыми партнерами не впечатляли.

Молчало и вдоволь наговорившееся в матче с Данией звено Шипачева. Там были 4 гола и 14 очков на троих, тут – ноль. Бывает. Пусть Панарин и Ко включатся тогда, когда это будет нужнее всего. Хотя следовало ожидать, что, пока в сборной будет пересменка, именно нетронутое звено нынешних и бывших питерских армейцев поведет сборную за собой.

Но сделала это в итоге другая оставшаяся в целости и сохранности тройка. Энерджи, так сказать, лайн. ТелегинКалининЛюбимов. В двух случаях (включая важнейший первый гол, да и ненамного менее важный третий) Любимов отдавал, Телегин забивал. Пусть в первом случае сначала не получилось – на добивании воткнул с мясом. Чем, собственно, такие хоккеисты, как этот бородатый армеец, и такие звенья и должны заниматься.

Все говорит за то, что с этим звеном Знарок безоговорочно угадал. А на трибуне во время голов Телегина, признанного лучшим игроком матча, бесстрастно сидел Дмитрий Квартальнов, но не сомневаюсь, что смотреть на продолжение клубного сезона ЦСКА его главному тренеру было приятно. Особенно после прибытия очередной порции звезд рабоче-крестьянская в хорошем смысле составляющая сборной приобретает удвоенное значение. И со своей ролью пока справляется блестяще.

МАРЧЕНКО – ЗАЙЦЕВ ОПЯТЬ ЛУЧШИЕ

Эх бы к Дацюку, скажет кто-то, Радулова. Или Тарасенко. Или Кучерова. Но так, ребята, не бывает – чтобы к другим почти никто, а к нам все. Давайте порадуемся, что Тарасенко с Кучеровым продолжают гонку за Кубком Стэнли, входя, между прочим, в тройку его лучших снайперов. И лично я, радуясь приезду вашингтонцев в сборную, гораздо больше расстраиваюсь тому, что они сейчас не бьются с "Тампой" в финале Восточной конференции.

Так что, Олег Валерьевич, надо говорить спасибо за Овечкина-Кузнецова-Орлова и лепить команду из того, что есть. А есть очень много. Но это не означает, что они сами слепятся во что-то дельное. И, вижу, вы это прекрасно понимаете.

Иначе не стали бы, например, бешено тасовать защитников в матче со Швейцарией. И это здорово! Потому что только так, эмпирическим путем, при таком методе формирования состава можно нащупать наилучшие сочетания. Если они еще не найдены – как, например, у Марченко с Зайцевым.

Эта пара, в подавляющем большинстве случаев выходившая вместе, в очередной раз выдала отличный матч. На сей раз, в отличие от встречи с Данией, они не забили. Зато у Марченко – "плюс 4", у Зайцева – "плюс 3". И именно детройтец и экс-армеец и будущий торонтец лидируют во всей сборной по показателю полезности на всем турнире – по "плюс 6". И когда они на льду, на душе как-то спокойно – по нескольким прошедшим матчам уже понимаешь, что вероятность "привоза" или какой-то глупости с их стороны сведена к абсолютному минимуму.

В большинстве ни Зайцев (более чем привычный к тому в ЦСКА), ни Марченко на ЧМ-2016 не играют. Впрочем, у каждого тут своя роль, а защитников-плеймейкеров и до приезда Орлова хватало, а теперь стало еще больше. Тем не менее почти по 14 минут, которые провели на льду против Швейцарии Марченко и Зайцев, для уровня их игры кажутся чуток недостаточными. Хотя, может, Знарок просто бережет их для главных стадий турнира?

На трибуну после приезда Орлова отправился Чудинов, ранее игравший в паре с Беловым и выходивший во второй бригаде большинства. По всей видимости, с приездом Орлова с Овечкиным, используемым при численном преимуществе сзади, Знарок счел, что это достоинство Чудинова более неактуально, а в остальном он конкурентов не превосходит.

А Белов, Орлов и Антипин пробовались едва ли не со всеми. За время матча со швейцарцами я видел следующие пары, помимо стандартных Марченко – Зайцев и Войнов – Емелин (они появлялись друг с другом чаще других): Орлов – Антипин, Орлов – Белов, Орлов – Зайцев, Орлов – Войнов, Орлов – Емелин, Белов – Антипин, Белов – Марченко, Войнов – Антипин...

Седьмым защитником явно был Антипин. У него – 9.41 игрового времени (меньше только у Широкова – 5.30), тогда как у шестого, Белова – 13.42. Вполне допускаю, что с Норвегией Знарок поменяет Чудинова с Антипиным местами. К решающей игре группового турнира со Швецией, в которой определится, кто займет второе, а кто третье место, надо подойти уже с полной определенностью. Последняя встреча в группе фактически станет первой в плей-офф.

Увы, не заметен прогресс у Войнова. Знарок по-прежнему регулярно выпускает его в большинстве, и происходило это пока на протяжении всего турнира. Но при всем при этом – и при 19.28 игрового времени в среднем – на выходе лишь две голевые передачи. И ноль по "плюс-минусу", при том что, например, у Антипина, проводящего 13.16 за игру – "плюс 5".

Ноль по показателю полезности и у партнера Войнова по паре – Емелина. Обидный для Бобровского гол на самом исходе встречи, отобравший у голкипера "сухарь", был пропущен именно при этом дуэте. Который, кстати, невзирая на всю свою ненадежность на турнире, продолжает регулярно выходить в меньшинстве. Емелин-то регулярно делает это в "Монреале", но там – и площадка другая, и, соответственно, тактика. Войнов же пока на того защитника, что дважды выигрывал Кубок Стэнли в составе "Лос-Анджелеса", похож очень отдаленно. Год без хоккея никуда не делся, и остается только пожелать Вячеславу через такие матчи и турниры стать собою прежним.

Впрочем, даже если бы матч закончился 4:0 или 5:0, "сухарем" в чистом виде для Бобровского он бы не стал. Потому что неожиданную и экстремальную (две минуты в меньшинстве, и все - в нашей зоне, с бросками и моментами) практику получил в первом периоде Илья Сорокин. Это в игре с плюшевой в тот вечер Данией его выход напрашивался, и я загадал его в соцсетях во втором перерыве - ошибся лишь на несколько минут. Здесь же о таком повороте не говорило ничто, но Бобровский нарушил неизвестное, видимо, ему правило ИИХФ о запрете на слишком близкий подъезд вратаря к скамейке (а подкатился он попить водички).

Что ж, тут сразу два плюса. Во-первых, Боб выучит правило, а во-вторых, игра "каникул Бонифация" (именно такими словами из названия известного мультика Знарок встретил голкипера на первой тренировке, увидев его дивную прическу) в этой двухминутке показала, что в воротах у России есть еще одна серьезная боевая единица. Знать это никому в сборной и за ее пределами после невключения в заявку Варламова будет не лишне. Потому что одно дело - клубные подвиги юного голкипера вплоть до выхода в финал Кубка Гагарина и другое - доказанная им, пусть и в таком краткосрочном варианте, способность подхватывать знамя в игре национальной команды.

БОЛЬШИНСТВО СО ШВЕЙЦАРИЕЙ: БЕСПЛОДНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Наряду с провисанием на правом фланге атаки неожиданно нарисовалась проблема с большинством. Четыре шайбы при численном преимуществе с Данией довели число российских голов в большинстве до восьми и вывели нас в лидеры по этому компоненту на турнире. Но в матче со Швейцарией восемь (!) розыгрышей лишнего не привели ни к чему. И то мы стали всего-то вторыми после Финляндии.

Впрочем, и тут не склонен к резким и тем более паническим оценкам. Потому что Знарок опять же экспериментировал, и наблюдать за этим было занятно. Для чего, собственно, создан групповой турнир?

Одна бригада большинства почти не менялась: тройка Шипачева, Мозякин и Войнов (тут изменение произошло лишь одно: Мозякин вместо Чудинова). Во второй наряду с Овечкиным (в защите), Дацюком, Кузнецовым и Любимовым менялся защитник – то Белов, то Орлов. Примерно поровну.

Картина эта менялась только при игре пять на три – тут уж Знарок кого только не выпускал. Один раз вышли пять форвардов – Овечкин с Кузнецовым сзади, тройка Шипачева впереди. Другой – Войнов – Овечкин, Панарин – Шипачев – Кузнецов. Третий – Овечкин – Орлов, Мозякин – Дацюк – Дадонов. Овечкин, как видим, был везде.

Никаким способом, однако, ничего не вышло, зато сразу после этого, как только составы уравнялись, на лед вышла "Энерджи Лайн" с Марченко и Зайцевым, Любимов выцарапал шайбу у соперника, объехал ворота и выдал пас на пустые Телегину – 3:0. Это был уже пятый дубль россиян на турнире, но ни один пока не превратился в хет-трик.

Исход встречи был решен, однако тема большинства от этого не стала менее актуальной. Знарок объяснил эту проблему адаптацией новичков, проведших с командой лишь одну тренировку. О’кей, Норвегия покажет, как это процесс идет в развитии.

А главное, покажет Швеция. Потому что, проиграв скандинавам, мы займем третье место в группе и попадем в четвертьфинале либо на Канаду, либо на Финляндию, которые не потеряли на ЧМ-2016 пока ни одного очка и вообще выглядят очень мощно.

Хотим ли мы оскандалиться и с таким составом – Овечкин, Бобровский, Панарин, Кузнецов – вылететь, даже не дожидаясь медалей? А то, что это возможно, после четвертьфинала Сочи и многого другого, думаю, вы (если не квасные патриоты), поверить способны. Так что такую вполне зримую опасность допускать совсем не хотелось бы.

Россия – самая перестраивающаяся команда по ходу турнира. В этом есть как плюсы (реальное усиление состава), так и минусы. Пока остальные с начала турнира сыгрываются, мы – меняемся. Причем меняем во многих элементах уже сыгравшуюся за четыре матча команду. Символично, что со Швейцарией важнейшие голы организовало трудовое звено, которое осталось прежним – калининское.

Ох, не доискаться бы от добра добра. Или это шажок назад перед двумя вперед?

9