Авто

5 сентября 2022, 08:30

BMW Е12: основателю пятой серии — 50 лет

Дмитрий Юрасов
Приглашенный автор
Сентябрь 1972 года стал важной вехой в истории компании BMW, ведь именно тогда дебютировала модель, ставшая во многом первой.

К началу семидесятых годов прошлого века баварские автомобилестроители уже успели заработать репутацию производителей машин спортивного толка, отличавшихся динамикой и управляемостью. Однако имидж автомобилей BMW был довольно-таки размытым, да и конструктивно тогдашние представители «Нового класса» (Neue Klasse), разработанные в 60-х, успели устареть, а в затылок дышали конкуренты из Mercedes-Benz.

Требовалась некая революция, и поначалу ее доверили итальянцам, с которыми немцы сотрудничали не первый год: в 1970-м был представлен концепт-кар BMW 2200 TI Garmish, разработанный в ателье Bertone под руководством знаменитого Марчелло Гандини.

BMW 2200 TI Garmish.
BMW 2200 TI Garmish.

Однако вскоре у BMW появился новый шеф-дизайнер, француз Поль Брак, и пришел он не откуда-нибудь, а из того самого «Мерседеса», где создал много отличных машин, в том числе легендарную «Пагоду», спорткар с индексом W113. Взяв за основу проект Garmish, Брак и Гандини разработали серийный седан, где сохранились такие характерные черты, как динамичный силуэт с «акульим носом», лаконичный рельеф боковин и большая площадь остекления. Но от некоторых чересчур экстравагантных решений, вроде необычной формы «ноздрей» на радиаторной решетке и «сотовой» поверхности заднего стекла, пришлось отказаться, ведь речь шла о массовой модели, задавшей тон фирменной стилистике всего бренда на много лет вперед.

Эскизы BMW E12.
Эскизы BMW E12.

Помимо дизайна новинка с заводским обозначением Е12 положила начало системе индексации BMW, сохранившейся до сих пор, где первая цифра обозначала место в иерархии, а две других — рабочий объем двигателя. Первыми дебютировали версии 520 и 520i с рядной двухлитровой «четверкой», которая выдавала 115 л. с. в карбюраторном варианте и 130 л. с. с системой впрыска топлива (о ее наличии говорила буква i), — обе версии уже использовались на Neue Klasse. Шасси с независимой подвеской всех колес (McPherson впереди и косые рычаги сзади) также не претерпело революционных изменений, но колесная база «пятерки» выросла по сравнению с предшественницей, как и габариты, а гидроусилитель рулевого управления вошел в стандартную комплектацию.

Интерьер BMW E12.
Интерьер BMW E12.

Именно с пятой серии началась практика зарубежной сборки: в 1974 году производство Е12 было организовано в ЮАР. Примечательно, что там, помимо базовой 520-й, выпускалась модификация 530 с трехлитровым мотором, которого не было в Германии. Он представлял собой «расточенный» вариант европейской 2,8-литровой «шестерки», появившейся в начале 1974-го, через полгода после дебюта шестицилиндровой же версии 525, ставшей по-своему канонической. А в мае 1974 года начался выпуск первой малолитражной «пятерки»: 90-сильная версия 518 с четырехцилиндровым мотором, «зажатым» до 1,8 литра, стала ответом на топливный кризис, разразившийся в Европе. В Америке седан был доступен с инжекторной версией трехлитрового «африканского» двигателя, соответствовавшей строгим экологическим нормам, причем на машины для рынка США устанавливались громоздкие «противоударные» бамперы.

Рестайлинговая версия BMW 530i для американского рынка.
Рестайлинговая версия BMW 530i для американского рынка.

Благодаря отменным ходовым качествам, высокому уровню комфорта и богатому списку оборудования (кондиционер, электропакет, «автомат», система поддержания постоянного клиренса в задней подвеске) пятая серия стала первой моделью BMW, имевшей настоящий успех на американском рынке. Но в 1976 году дебютировал Mercedes-Benz W123, что стало для «пятерки» стимулом к серьезному обновлению: изменилась форма радиаторной решетки, капота и задних фонарей, появились новое рулевое колесо и люк в крыше.

Тогда же на смену двухлитровой «четверке» у модификации 520 для европейского рынка пришел рядный шестицилиндровый двигатель близкой мощности, но более тяговитый и уравновешенный. Главным же козырем в соперничестве с «Мерседесом» стало наличие заряженных версий: в 1979 году на рынок вышла BMW 533i M с 200-сильным двигателем от седана седьмой серии, вскоре ее сменила 218-сильная М 535i. А для гурманов тюнинг-ателье Alpina в те годы выпускало модель B7 Turbo, где с трех литров рабочего объема снималось ровно 300 «лошадок».

BMW M 535i.
BMW M 535i.

Впрочем, первая настоящая «эмка», BMW M5, появилась уже во втором поколении модели, с обозначением Е28, дебютировавшем в 1981 году. Внешне тот автомобиль мало чем отличался от Е12, да и габариты имел почти те же, не то что нынешняя модель седьмого поколения, выпускающаяся с 2016 года. Тогдашние «пятерки» были существенно меньше современных седанов третьей серии, что не помешало им вписать очень важную страницу в историю немецкого премиум-бренда.