31 мая 2016, 18:00

Федор Емельяненко: "Я вернулся, потому что я боец!"

Филипп ПАПЕНКОВ
Корреспондент
Легендарный боец, возобновивший карьеру, рассказал "СЭ" о причинах своего решения

Филипп ПАПЕНКОВ
из Старого Оскола

Впереди у Емельяненко второй бой после возвращения. Пройдет он 17 июня в Санкт-Петербурге. Завершающий этап подготовки 39-летний Последний Русский Император проводит в родном Старом Осколе. При этом выступает не только в роли бойца, но и воспитывает свою внушительную команду.

Вот и во вторник открытое для прессы занятие походило больше на специальный лагерь подготовки: приемы отрабатывали больше 20 человек. Емельяненко периодически выходил в центр и подробно объяснял, как вести себя в той или иной ситуации: как высвободиться, если на тебя все весом сел огромный противник, как правильно идти в атаку, как уходить от ударов.

При этом больше всего Федор работал с Кириллом Сидельниковым. В какой-то момент они настолько увлеклись, что их спарринг стал больше напоминать реальный бой. "Да ты меня так убьешь!" – сквозь смех прокричал огромный Сидельников, когда Емельяненко нанес ему пару чувствительных ударов, а затем поднял словно пушинку и шмякнул об маты.

После тренировки фотограф попросил Федора поработать кулаками, чтобы сделать эффектные снимки. "Извините, но вообще сил не осталось", – вежливо отказался Емельяненко.

– Вы себя ощущаете прежде всего бойцом или уже в большей степени наставником, который рулит всей российской системой MMA? – спросил я у Емельяненко, когда он отдохнул и готов был пообщаться.

– И тем, и другим. Я президент Союза MMA России, езжу по стране с семинарами и мастер-классами. Кроме того, как вы видели, я действующий тренер. Сам все рассказываю молодым бойцам, объясняю. Это и для меня плюс: пробегаюсь лишний раз по всей технике, голова работает. И ребята на себе чувствуют тот или иной прием.

– Вы сегодня индивидуально работали с Сидельниковым. Это ваш ключевой ученик? Делаете на него ставку?

– Нет-нет! Просто так получилось. Каждый день нарабатываем приемы с разными ребятами. Накануне больше работали с Вадимом Немковым.

ЖЕЛАНИЕ БОРОТЬСЯ У МЕНЯ В КРОВИ

– Вы возобновили карьеру спустя несколько лет. Поклонники смешанных единоборств по-прежнему спорят: зачем вам это нужно? Когда объявляли о завершении выступлений, держали в голове, что еще вернетесь?

– Нет, на тот момент я твердо решил, что с боями покончено. Но прошло время, мое самочувствие изменилось. Я отдохнул. Плюс ту работу, которую я мог сделать в министерстве спорта, я сделал. Дальше нужно было принимать решение. И я его принял.

– Есть мнение, что вернуться вас заставил денежный вопрос...

– Боец всегда остается бойцом. Знаете, я с 11 лет в спорте, привык к изнурительным тренировкам. Я приходил с занятий в мокрой насквозь самбовке, и за ночь она не успевала высохнуть. Жажда таких нагрузок, желание биться и бороться – все это у меня уже в крови.

– То есть вы скучали именно по подобным ощущениям?

– Да. Но начал скучать не сразу (смеется). Я объявил о завершении карьеры в первую очередь из-за травм. Но, слава Богу, сильно я не поизносился. Сумел полностью восстановиться. И вернуться мне было не так сложно.

– Сейчас ощущаете себя в полной боевой готовности?

– Да, состоянием своим доволен.

ВТОРОЙ БОЙ – СЛЕДУЮЩАЯ СТУПЕНЬ

– Вами двигало в том числе желание взять реванш у тех, кто нанес вам серию поражений: Вердума, Силвы, Хендерсона?

– Вообще не думал об этом, прежде чем принять решение о возвращении. Да и сейчас у меня такой цели нет.

– А выступить в UFC намерены?

– Если мы с UFC сумеем договориться на выгодных для всех условиях, то все возможно.

– В этом плане предстоящий бой можно расценивать как подготовку к чему-то более серьезному?

– Да, именно так. Первый бой я провел против Сингха. Он хороший боец, побеждал в том числе Сергея Харитонова, но он только пробует себя в MMA. И для возвращения это был как раз подходящий соперник. Мне важно было понять, в какой я форме. Теперь – следующий шаг. Если все сложится удачно, то дальше будет еще более серьезный соперник.

– Говорят, вы сейчас в какой-то степени сами себе промоутер. Мол, лично подбираете противников. Это действительно так?

– Прежде чем подписывать контракт, мне предлагают список тех, с кем можно побиться.

– И окончательный выбор за вами?

– Да.

– И по какому принципу остановили выбор на бразильце? Есть мнение, что он для вас удобен. Борьба не его конек, ведь он, скорее, боксер.

– Я бы не сказал, что удобен. Боксер боксером, но как любой дагестанец имеет представление о борьбе, так любой бразилец – о джиу-джитсу.

МОЯ ЗАДАЧА – ЧТОБЫ ГОВОРИЛИ
НЕ ТОЛЬКО О ЕМЕЛЬЯНЕНКО

– "Я не ожидал такого от Федора. По сути он кидает камень в свое прошлое, в тех людей, с кем работал более 10 лет. Вся узнаваемость Федора в России была сделана благодаря нам". Это слова вашего бывшего менеджера Вадима Финкельштейна. Между вами произошел какой-то конфликт?

– Нет. Я не знаю, что имел ввиду Вадим в своем интервью.

– Много шума наделал тот факт, что изначально ваш бой и мероприятие Финкельштейна также в Санкт-Петербурге были назначены на один день...

– Я узнал о дате нашего боя гораздо раньше, чем Финкельштейн объявил о своем мероприятии. Но если мы держали все в тайне, то он сразу же стал пиарить свое шоу, рекламировать. Что же, это конкуренция. Хотя несколько лет назад мы проводили встречу всех организаций и договорились не устраивать мероприятия в одни сроки...

– Как изменился MMA в России за те годы, что вы не бились?

– Рост популярности очевиден. Мы были своего рода первопроходцами, MMA в России появился не так давно. А сейчас открывается все больше школ, стали появляться аккредитованные судьи и тренеры с высшим образованием. Этим как раз и занимается наш Союз ММА России. Есть большая селекция. Ведущие промоушены замечают наших ребят, дают им шанс себя показать. И уже есть успехи. К примеру, Алексей Кунченко и Рашид Юсупов стали чемпионами M-1.

– Но до того же футбола смешанным единоборствам по популярности очень далеко.

– Мы с футболом, само собой, не конкуренты (улыбается). Но популярность набираем. И мне очень приятно, что рост этот не прекращается, что приходит все больше людей. Наш вид спорта на сегодня один из самых массовых!

– Сейчас вы вернулись, и снова все внимание приковано лично к вам, остальные бойцы в тени.

– Моя главная задача заключается как раз в том, чтобы говорили не только обо мне, но обо всех ребятах из моей команды, которые прошли серьезную подготовку!

– Кстати, о футболе. Впереди Euro-2016. Будете смотреть?

– Да, за сборной стараюсь следить. Не всегда, конечно, получается смотреть матчи. Часто как бывает: приходишь с тренировки, а уже все закончилось. Но стараюсь быть в курсе событий. Сам я не фанат, клуба какого-то любимого нет. Но все друзья за кого-то болеют. Вот и в последнее время то кто-то делится радостью от чемпионства ЦСКА, то некоторые горюют по поводу вылета "Динамо". Так что я в теме.

МОНСОНУ ЕСТЬ,
ЧТО ДАТЬ НАШЕЙ МОЛОДЕЖИ

– Следите за необычной карьерой Джеффа Монсона? Как вам его дебют под российским флагом?

– Нет, не слежу. Даже не знаю, дали ему уже гражданство или нет.

– Дали.

– В любом случае, это не последний человек в единоборствах. Он бился за звание чемпиона с Тимом Сильвиа и проиграл только по очкам. Так что у него огромный опыт. И он многому может научить нашу молодежь. И если в его планы входит делиться своими знаниями с российскими ребятами, то я это полностью поддерживаю.

– А как вам решение Макгрегора завершить карьеру? Многие считают, что он просто выбивает больше миллионов для нового контракта.

– Я не готов его судить. У каждого свой путь. Кто-то заканчивает позже, кто-то раньше. Вообще чем легче боец, тем сложнее ему выступать долгое время. Поэтому я бы не стал делать резких выводов.

– Вы в который раз проводите сбор в Старом Осколе. Святые для вас места?

– Конечно, я ведь здесь вырос. Все близкие здесь. Это мой дом. Моя природа...

3